Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Организация деятельности по обеспечению безопасности в профессии и повседневной жизни

0   0
АвторыОсин Максим Владиславович, Новоселова Анна Андреевна, Мунтян Юля Валерьевна, Мыльченко Иван Васильевич
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц113
ID824799
АннотацияВ пособии представлена базовая информация и содержание практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Содержание дисциплины структурировано в 3 раздела, которые в полном объеме раскрывают содержание реализуемых компонентов компетенций по дисциплине. Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС 3++) по всем направлениям подготовки, представленный материал соответствует утвержденной программе по данной дисциплине.
Организация деятельности по обеспечению безопасности в профессии и повседневной жизни : практикум / М.В. Осин, А.А. Новоселова, Ю.В. Мунтян, И.В. Мыльченко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 113 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824799 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация_деятельности_по_обеспечению_безопасности_в_профессии_и_повседневной_жизни.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФИИ Е.А. Хромов Л.В. Латыпова ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) Сургут, 2023
Стр.1
УДК 364.01(075.8) ББК 60.93я73-9 Х 94 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Власова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета Хромов, Е. А. История социальной работы : учебно-методическое пособие : Х 94 направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) / Е. А. Хромов, Л. В. Латыпова ; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 112 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие направлено на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, в нем представлены материалы по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История социальной работы», входящей в основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата). УДК 364.01(075.8) ББК 60.93я73-9 © Хромов Е.А., Латыпова Л.В., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................. 4 Введение .................................................................................................... 9 Раздел I. Социальная работа в доиндустриальном типе общества ... 11 Тема 1. Введение в историю социальной работы ..................................... 11 Тема 2. Зарождение идей благотворительности в государствах Древнего Востока ...................................................................................... 18 Тема 3. Социальная помощь в античных обществах ................................ 22 Тема 4. Система попечения нуждающихся в Средние века ..................... 31 Тема 5. Благотворительная деятельность в Древнерусском и Московском государствах ...................................................................... 43 Раздел II. Социальная работа в индустриальном типе общества ...... 53 Тема 6. Помощь социальным группам в период Нового времени в Западной Европе (XVI– начало XX вв.) ................................................. 53 Тема 7. Становление системы социальной поддержки в Северной Америке (XVII – начало XX вв.) ............................................ 66 Тема 8. Российская система призрения и частная благотворительность в XVIII – начале XX вв. ............................................................................. 72 Раздел III. Социальная работа в постиндустриальном типе общества ........................................................................................... 90 Тема 9. Становление практики социальной работы в государствах Западной Европы .............................................................. 90 Тема 10. Формирование модели социальной работы в США .................. 97 Тема 11. Становление и развитие социального обеспечения и социальной работы в России в первой половине XX – начале XXI вв. ....................... 102 Заключение ............................................................................................... 106 Учебно-методическое и информационное обеспечение ...................... 108 Приложения .............................................................................................. 112 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение дисциплины «История социальной работы» даст возможность обучающимся направления подготовки «Социальная работа» освоить накопленные за продолжительный исторический период существования человечества знания об эволюции субъектов, объектов социальной помощи, форм и методов социальной работы. В целом дисциплина позволяет увидеть широкую историческую картину становления социальной работы как профессиональной деятельности в различных странах мира. История социальной работы начала формироваться как самостоятельная дисциплина только с середины XX в. как реакция на потребность практической подготовки специалистов в области социальной работы. Именно в 1950-е гг. в США, Великобритании создаются национальные ассоциации социальных работников, которые через лицензирование стали курировать профессиональную подготовку социальных работников в образовательных организациях. Социальная работа стала повсеместно преподаваться в университетах этих стран. В отличие от теории социальной работы, изучение которой дает возможность ознакомить с различными теоретическими подходами к оказанию социальной помощи нуждающимся гражданам, история социальной работы – это практика применения теоретических концепций, которая выражается в создании систем социальной работы и систем социальной поддержки и защиты с их многочисленными и многоуровневыми элементами на государственном уровне. Качественное изучение истории социальной работы даст возможность социальному работнику присвоить ее позитивную функцию. Имеется в виду, что формирующийся социальный работник сможет научиться проводить историко-экономические аналогии и сравнения, научиться профессионально мыслить, т.е. принимать правильные и ответственные решения в социальной сфере на основе постановки проблемы, поиска правильного ее решения, на основе изучения аналогов в истории социальной работы. Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся направления подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социальной работы». Оно призвано помочь обучающимся усвоить историю становления практики социальной помощи в ее страновом многообразии на различных исторических этапах. Цель учебно-методического пособия заключается в осуществлении реальной методической помощи обучающимся в освоении материала по дисциплине «История социальной работы», выработке соответствующих навыков и умений и в организации самостоятельного изучения курса. Учебный материал пособия разбит на три раздела. Каждая тема в разделе имеет свой перечень практических заданий. Для каждого практического задания разработана пояснительная записка. В записке выстроена – 4 –
Стр.4
не только технология выполнения задания, но и даются подробные методические рекомендации для его эффективного выполнения. В учебно-методическом пособии имеется список учебно-методического и информационного обеспечения. Изучение содержащейся в этом списке литературы позволит обучающимся не только выполнить представленные задания, но и расширить свои познания по изученной теме. Решение представленных в учебном пособии практических заданий даст возможность обучающимся выработать умения и навыки, необходимые любому социальному работнику и в других сферах его деятельности. В частности, владея информацией о тенденциях развития социальной помощи в разных странах мира, страновых особенностях социального обеспечения, обучающимся будет проще как осваивать, к примеру, такие курсы как «Социальная политика», «Теории социальной работы» т. п., так и лучше понимать современные социальные явления и процессы. Особенностью данного учебно-методического пособия является структурирование материала пособия таким образом, чтобы при выполнении самостоятельных практических заданий обучающимся было интересно и просто в плане поиска необходимой учебной информации и выполнения заданий. Доступность материала обеспечивается наличием большого количества примеров выполнения того или иного вида учебных заданий. К каждой теме предлагаются шаблоны схем, таблиц и практические задания, позволяющие определить уровень усвоения материала и сформированности компонентов компетенции. Использование схем-шаблонов, таблиц не только делает менее трудным процесс запоминания учебного материала, но и существенно облегчает процесс самоподготовки к занятиям. Представленные практические задания дифференцированы в зависимости от уровня познавательной активности обучающихся. Выполнение практических заданий поможет обучающимся успешно освоить учебный материал, а для преподавателя станет хорошим диагностическим инструментом освоенных студентами компонентов компетенции. Учебно-методическое пособие специально разработано для курса «История социальной работы», который рассчитан на один семестр. Общий объем курса 144 часа (4 з.е.), из которых 58 часов – аудиторные занятия, включающие лекционные, семинарские и практические занятия. Аудиторная работа дает возможность преподавателю не только предоставить обучающимся необходимые знания, но и организовать и управлять их самостоятельной внеаудиторной работой через подобранные практические задания. «История социальной работы» читается на втором курсе, поэтому именно в его рамках обучающиеся в большем объеме должны регулярно читать специализированную литературу при подготовке к практическим занятиям и коллоквиумам, учиться осуществлять поиск информации, систематизировать материал. В целом пособие направлено на формирование у обучающихся универсальной и общепрофессиональной компетенций: – 5 –
Стр.5
 способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1);  способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов (ОПК-2). В ходе освоения обучающимися практических заданий, представленных в пособии они должны освоить следующие компоненты указанных компетенций: знать:  теоретико-методологические проблемы истории социальной работы;  государственные и общественные институты социальной помощи; уметь:  осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации по истории социальной работы;  описывать исторические явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов;  выявлять периоды в истории социальной работы в России и за рубежом;  осуществлять поиск зарубежных и отечественных источников информации в области истории социальной помощи;  выявлять особенности формирования системы государственной помощи в России;  выявлять культурно-исторический контекст возникновения и развития форм социальной помощи;  прослеживать эволюцию системы государственного обеспечения в России; владеть:  навыками поиска, систематизации, обработки и анализа информации по истории социальной работы;  способами преобразования совокупности информации по истории социальной работы в различные системы сложной информации (схемы, таблицы и т. д.);  алгоритмами анализа систем государственного обеспечения в исторической ретроспективе; иметь опыт:  анализа систем государственного обеспечения в исторической ретроспективе. В содержание дисциплины на теоретическом уровне определены следующие дидактические единицы: 1. Институционализация социальной работы. 2. Теоретические подходы к описанию исторических процессов социальной работы. – 6 –
Стр.6
мира. 3. Исторические формы практики помощи в государствах Древнего 4. Исторические формы практики помощи в период традиционнообщинной и церковно-монастырской благотворительности в Средневековье. 5. Система помощи и поддержки в Древнерусском, Московском государствах. 6. Помощь социальным группам в период Нового времени. 7. Становление и развитие социального обеспечения и социальной работы в XX – начале XXI в. Текущий контроль осуществляется в форме вопросов семинаров, заданий к практическим работам, составления таблиц, схем, решения практических заданий на основе выдержек из оригинальных источников по истории социальной работы. Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который обучающиеся получают по освоению трех модулей и результатам итогового тестирования. Для эффективной работы с материалами учебно-методического пособия обучающимся предлагается ознакомиться со структурой и системой работы с пособием. Необходимо отметить, что пособие состоит из нескольких разделов, которые выделены по проблемному принципу. Первый раздел пособия направлен на усвоение обучающимися научного аппарата дисциплины, проблем определения предмета и периодизации истории социальной работы. В разделе рассматриваются проблемы зарождения идей благотворительности и первых форм социальной помощи в доиндустриальных типах общества. Во втором разделе раскрываются предпосылки и причины появления специальной политики государств в сфере регулирования социальной помощи нуждающимся, анализируется опыт создания первых систем социальной поддержки в странах, которые находились на индустриальной ступени развития. Обращается внимание как на объективные причины изменения социальных воззрений людей, которые были связаны с распадом феодальной системы и промышленной революцией, так и на субъективное изменение взглядов целых социальных групп европейского населения под влиянием Реформации. В третьем разделе основное внимание обучающихся обращается на процесс складывания в рамках «социальных государств» новых моделей помощи и поддержки нуждающихся граждан с хорошо проработанной законодательной базой в отношении профессиональной и благотворительной помощи. Отмечается процесс профессионализации социальной работы на основе проработанных теоретических подходов социальной помощи. В рамках каждой темы представлены вопросы плана занятия. В первую очередь именно с ними обучающиеся должны ознакомиться. Далее рекомендуется внимательно изучить содержание раздела «Учебные результаты». На достижение этих учебных результатов и ориентированы те практические задания, которые обучающиеся должны будут выполнить в рамках каждой темы. – 7 –
Стр.7
Прежде чем притупить к самостоятельному выполнению практических заданий и достижению намеченных учебных результатов, обучающимся необходимо ознакомиться с методическими указаниями для организации самостоятельной работы, которые представлены к каждой теме. В них содержится пошаговый алгоритм достижения каждого конкретного учебного результата и даются рекомендации по использованию наиболее подходящего для этого набора методов. В разделе «Практические задания и примеры их выполнения» представлены практические задания и примеры для достижения конкретного учебного результата (первого, второго и т. д. из раздела «Учебные результаты»). Предлагаемые шаблоны схем, таблиц, а также практические задания, подготовленные на основе материалов авторитетных исследователей прошлого и настоящего, существенно облегчают самостоятельную подготовку обучающихся к занятию и дают возможность, при качественном самостоятельном поиске информации по теме, реализовать практические задания и достичь каждого учебного результата. Для достижения учебных результатов каждой темы учебно-тематического плана обучающиеся должны:  ознакомиться с конспектом лекции по теме, если она предусмотрена учебно-тематическим планом;  самостоятельно изучить указанные разделы учебных пособий;  ознакомиться с выдержками статей периодических изданий и монографий, которые указаны в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение». – 8 –
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.