Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сопровождение рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов образовательных про-грамм организаций профессионального и высшего образования

0   0
АвторыНацаренус Наталья Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц41
ID824618
АннотацияМетодические рекомендации раскрывают опыт реализации воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете, который лег в основу разработки рабочей программы воспитания, а также новые подходы к проектированию содержания деятельности студенческих объединений, кураторов академических групп; преподавателей в части использования воспитательного потенциала учебных дисциплин. Методические рекомендации предназначены для курирующих воспитательную работу в образовательных организациях проректоров, отвечающих за ВР руководителей структурных подразделений, преподавателей, в т. ч. кураторов академических групп, студентов.
Сопровождение рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов образовательных про-грамм организаций профессионального и высшего образования : методические рекомендации для образовательных организаций / Н.Н. Нацаренус .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824618 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сопровождение_рабочих_программ_воспитания,_календарных_планов_воспитательной_работы_как_компонентов_образовательных_про-грамм_организаций_профессионального_и_высшего_образования.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Сопровождение рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов образовательных программ организаций профессионального и высшего образования (на примере Сургутского государственного педагогического университета) Методические рекомендации для образовательных организаций Сургут, 2021
Стр.1
УДК 378.01(075.8) +377.01(075.32) ББК 74.489.00я81+74.40.00я81 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Редактор-составитель: Нацаренус Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, проректор по воспитательной работе и молодежной политике. С 64 Сопровождение рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы как компонентов образовательных программ организаций профессионального и высшего образования : методические рекомендации для образовательных организаций / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; редакторсоставитель Н. Н. Нацаренус. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 41, [1] с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации раскрывают опыт реализации воспитательной работы в Сургутском государственном педагогическом университете, который лег в основу разработки рабочей программы воспитания, а также новые подходы к проектированию содержания деятельности студенческих объединений, кураторов академических групп; преподавателей в части использования воспитательного потенциала учебных дисциплин. Методические рекомендации предназначены для курирующих воспитательную работу в образовательных организациях проректоров, отвечающих за ВР руководителей структурных подразделений, преподавателей, в т. ч. кураторов академических групп, студентов. УДК 378.01(075.8) +377.01(075.32) ББК 74.489.00я81+74.40.00я81 © Нацаренус Н.Н., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 2
Стр.2
Оглавление Введение .................................................................................................................. 4 1. Архитекторы смыслов: опора на лучшие воспитательные практики ...... 7 1.1. Кто и как меняет образовательное пространство вуза? ............... 7 1.2. Реновация студенческого самоуправления в СурГПУ ................... 11 1.3. По следам НЕконкурса ................................................................. 18 2. Актуальные вопросы внедрения рабочих программ воспитания в рамках ОПОП ....................................................................................................... 26 2.1. Ориентиры проектирования системы воспитательной работы в рамках ОПОП (в зависимости от курса обучения) ........................ 26 2.2. Этапы внедрения рабочей программы воспитания .................... 31 2.3. Подходы к оценке качества воспитательной работы ................. 34 Литература ............................................................................................................ 38 Приложение 1 ....................................................................................................... 39 3
Стр.3
Введение Сегодня весь мир – а значит, и система образования, пребывает в состоянии сколь неопределённых, столь и неизбежных колоссальных изменений и потрясений... Но уже сейчас очевидно, что обратной дороги нет. Современный этап развития общества, высшего образования определяет необходимость обновления системы работы со студенческой молодёжью. Актуализация вопросов воспитания определяется не только федеральным законодательством, но и возрастающими требованиями общества, экономики к выпускнику, специалисту, который будет способен создавать новые высокотехнологичные продукты, совершенствовать общество, решать острые социальные проблемы, уметь действовать в условиях неопределённости, угроз и вызовов, ставших ключевыми признаками современности. Современный этап развития высшего образования влечет необходимость обновления системы работы со студенческой молодёжью, поскольку молодёжь представляет собой особую ценность и социальный, экономический ресурс. Высшее образование как социальный институт отвечает за развитие личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание своей социально-педагогической функции в обществе. Парадигму экономики знаний сменяет парадигма общества, основанного на мудрости, реализовать которую способна система образования, формирующая лидеров, пропагандирующая ценность жизни, образования, человека, общества, семьи, государства. Можно с уверенностью говорить о роли образования как ядра общества. Среди приоритетных задач воспитательной деятельности в вузе – создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России. Особое внимание развитию личности обучающегося уделяется в федеральных проектах «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Патриотическое воспитание» национального проекта 4
Стр.4
«Образование», показатели которого стали ориентиром на длительный период. Современный этап в развитии воспитательной деятельности учитывает следующие тенденции и вызовы:  изменение личностных, ценностных характеристик современной молодежи;  интернационализацию образования;  изменение требований работодателей, выраженные в новых навыках и будущего;  цифровизация, усиление роли и возможностей информационных технологий;  возрастающие требования к преподавателю. Сегодня можно встретить самые разные комментарии по поводу внесённой поправки в «Закон об образовании» в части, касающейся воспитания. Так называемое «возвращение» воспитания в образование вызвало настоящий ажиотаж не только в педагогической среде. Попытка истребить воспитательную составляющую из образования в девяностых и нулевых принесла свои плоды. Воспитание практически исчезло из профессионального сленга, превратилось в совершенно ненужный и отвлекающий от урокодательства вид деятельности. У значительного числа педагогов за эти годы сформировалась устойчивая позиция: «Моя задача – дать знания, а не воспитанием заниматься». Воспитательная работа в СурГПУ вчера и сегодня – это новый формат работы с молодёжью, который не укладывается в однотипные рамки и формы; это режим поиска, преобразования, изменения условий жизнедеятельности молодёжи, который направлен на развитие ее жизнеспособности. В основе реализации воспитательной работы в вузе лежат три направления:  Первое – воспитательный компонент, встроенный в каждую учебную дисциплину. У преподавателей есть возможность использовать такие формы взаимодействия со студентами, которые научат последних, например, эффективной работе в команде, выстраиванию коммуникаций, другим «гибким навыкам».  Второе: внеаудиторная работа в рамках изучаемой дисциплины. Она предполагает возможность развивать и закреплять базовые компетенции через проектную деятельность, 5
Стр.5
профессиональные конкурсы, конференции, олимпиады или организацию клубов.  Третье направление – собственно та воспитательная внеаудиторная работа, которая ведётся и на факультетах, и в университете в целом (работа кураторов, участие в конкурсах, конференциях, форумах, концертах, фестивалях и т.д.). Прежде чем приступить к разработке нового программного документа, организаторы ВР проделали колоссальную работу, ревизию уже имеющихся ресурсов – методических, организационных, исследовательских, – для выявления как опорных направлений, так и западающих сторон, в том числе содержательной основы Рабочей программы воспитания. Мы чётко понимали, что Программа должна не только отвечать определённым (заданным сверху) требованиям, но и отражать те особенности, которые есть у вуза, учитывать его традиции и уникальную социокультурную среду. Именно поэтому за основу новой Программы были взяты технологии и формы работы, которые, по нашему мнению, обеспечивают максимальный эффект взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности: студентов, преподавателей, сотрудников, наших партнёров. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.