ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сопровождение рабочих программ воспитания,
календарных планов воспитательной работы
как компонентов образовательных программ
организаций профессионального
и высшего образования
(на примере Сургутского государственного
педагогического университета)
Методические рекомендации
для образовательных организаций
Сургут, 2021
Стр.1
УДК 378.01(075.8) +377.01(075.32)
ББК 74.489.00я81+74.40.00я81
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Редактор-составитель:
Нацаренус Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, проректор
по воспитательной работе и молодежной политике.
С 64 Сопровождение рабочих программ воспитания, календарных планов
воспитательной работы как компонентов образовательных программ
организаций профессионального и высшего образования :
методические рекомендации для образовательных организаций /
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры,
Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский
государственный педагогический университет» ; редакторсоставитель
Н. Н. Нацаренус. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2021. – 41, [1] с. – Текст: непосредственный.
Методические
рекомендации раскрывают опыт реализации воспитательной работы
в Сургутском государственном педагогическом университете, который лег
в основу разработки рабочей программы воспитания, а также новые подходы к
проектированию содержания деятельности студенческих объединений, кураторов
академических групп; преподавателей в части использования воспитательного
потенциала учебных дисциплин. Методические рекомендации предназначены
для курирующих воспитательную работу в образовательных организациях
проректоров, отвечающих за ВР руководителей структурных подразделений,
преподавателей, в т. ч. кураторов академических групп, студентов.
УДК 378.01(075.8) +377.01(075.32)
ББК 74.489.00я81+74.40.00я81
© Нацаренус Н.Н., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
2
Стр.2
Оглавление
Введение .................................................................................................................. 4
1. Архитекторы смыслов: опора на лучшие воспитательные практики ...... 7
1.1. Кто и как меняет образовательное пространство вуза? ............... 7
1.2. Реновация студенческого самоуправления в СурГПУ ................... 11
1.3. По следам НЕконкурса ................................................................. 18
2. Актуальные вопросы внедрения рабочих программ воспитания в
рамках ОПОП ....................................................................................................... 26
2.1. Ориентиры проектирования системы воспитательной работы
в рамках ОПОП (в зависимости от курса обучения) ........................ 26
2.2. Этапы внедрения рабочей программы воспитания .................... 31
2.3. Подходы к оценке качества воспитательной работы ................. 34
Литература ............................................................................................................ 38
Приложение 1 ....................................................................................................... 39
3
Стр.3
Введение
Сегодня весь мир – а значит, и система образования, пребывает
в состоянии сколь неопределённых, столь и неизбежных колоссальных
изменений и потрясений... Но уже сейчас очевидно, что обратной дороги
нет. Современный этап развития общества, высшего образования
определяет необходимость обновления системы работы со студенческой
молодёжью. Актуализация вопросов воспитания определяется не
только федеральным законодательством, но и возрастающими требованиями
общества, экономики к выпускнику, специалисту, который
будет способен создавать новые высокотехнологичные продукты, совершенствовать
общество, решать острые социальные проблемы,
уметь действовать в условиях неопределённости, угроз и вызовов,
ставших ключевыми признаками современности. Современный этап
развития высшего образования влечет необходимость обновления системы
работы со студенческой молодёжью, поскольку молодёжь представляет
собой особую ценность и социальный, экономический ресурс.
Высшее образование как социальный институт отвечает за развитие
личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание
своей социально-педагогической функции в обществе. Парадигму экономики
знаний сменяет парадигма общества, основанного на мудрости,
реализовать которую способна система образования, формирующая лидеров,
пропагандирующая ценность жизни, образования, человека, общества,
семьи, государства. Можно с уверенностью говорить о роли
образования как ядра общества. Среди приоритетных задач воспитательной
деятельности в вузе – создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа России. Особое внимание развитию
личности обучающегося уделяется в федеральных проектах
«Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная
среда», «Социальная активность», «Социальные лифты
для каждого», «Патриотическое воспитание» национального проекта
4
Стр.4
«Образование», показатели которого стали ориентиром на длительный
период. Современный этап в развитии воспитательной деятельности
учитывает следующие тенденции и вызовы:
изменение личностных, ценностных характеристик современной
молодежи;
интернационализацию образования;
изменение требований работодателей, выраженные в новых
навыках и будущего;
цифровизация, усиление роли и возможностей информационных
технологий;
возрастающие требования к преподавателю.
Сегодня можно встретить самые разные комментарии по поводу
внесённой поправки в «Закон об образовании» в части, касающейся воспитания.
Так называемое «возвращение» воспитания в образование вызвало
настоящий ажиотаж не только в педагогической среде. Попытка
истребить воспитательную составляющую из образования в девяностых
и нулевых принесла свои плоды. Воспитание практически исчезло из
профессионального сленга, превратилось в совершенно ненужный и
отвлекающий от урокодательства вид деятельности. У значительного
числа педагогов за эти годы сформировалась устойчивая позиция: «Моя
задача – дать знания, а не воспитанием заниматься».
Воспитательная работа в СурГПУ вчера и сегодня – это новый
формат работы с молодёжью, который не укладывается в однотипные
рамки и формы; это режим поиска, преобразования, изменения условий
жизнедеятельности молодёжи, который направлен на развитие ее
жизнеспособности.
В основе реализации воспитательной работы в вузе лежат три
направления:
Первое – воспитательный компонент, встроенный в каждую
учебную дисциплину. У преподавателей есть возможность
использовать такие формы взаимодействия со студентами,
которые научат последних, например, эффективной работе в
команде, выстраиванию коммуникаций, другим «гибким
навыкам».
Второе: внеаудиторная работа в рамках изучаемой дисциплины.
Она предполагает возможность развивать и закреплять
базовые компетенции через проектную деятельность,
5
Стр.5
профессиональные конкурсы, конференции, олимпиады или
организацию клубов.
Третье направление – собственно та воспитательная внеаудиторная
работа, которая ведётся и на факультетах, и в
университете в целом (работа кураторов, участие в конкурсах,
конференциях, форумах, концертах, фестивалях и т.д.).
Прежде чем приступить к разработке нового программного документа,
организаторы ВР проделали колоссальную работу, ревизию
уже имеющихся ресурсов – методических, организационных, исследовательских,
– для выявления как опорных направлений, так и западающих
сторон, в том числе содержательной основы Рабочей программы
воспитания. Мы чётко понимали, что Программа должна не только
отвечать определённым (заданным сверху) требованиям, но и отражать
те особенности, которые есть у вуза, учитывать его традиции и уникальную
социокультурную среду. Именно поэтому за основу новой
Программы были взяты технологии и формы работы, которые, по
нашему мнению, обеспечивают максимальный эффект взаимодействия
всех субъектов воспитательной деятельности: студентов, преподавателей,
сотрудников, наших партнёров.
6
Стр.6