Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Физическая работоспособность и методы ее определения

0   0
АвторыЦинкер Виталий Михайлович
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц176
ID820133
АннотацияВ учебно-методическом пособии дана характеристика основных подходов в изучении физической работоспособности как основного компонента процесса спортивной тренировки. В работе приведены многочисленные методы определения физической работоспособности и пути ее повышения. Предназначено для обучающихся факультета физической культуры спорта и туризма.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура
ISBN978-5-9793-1636-9
УДК796(075.8)
ББК75.15я73
Физическая работоспособность и методы ее определения / В.М. Цинкер .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2021 .— 176 с. — ISBN 978-5-9793-1636-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/820133 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физическая_работоспособность_и_методы_ее_определения_.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2021
Стр.1
УДК 796.071.5 (075.8) ББК 75.15я73 Ф 505 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Р е ц е н з е н т ы А. Е. Павлов, доктор педагогических наук, доцент БГУ им. Д. Банзарова Э. В. Любарская, кандидат педагогических наук, доцент ВСГУТУ Ф 505 Физическая работоспособность и методы ее определения: учебно-методическое пособие / составитель В. М. Цинкер. — УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. — 176 с. ISBN 978-5-9793-1636-9 В учебно-методическом пособии дана характеристика основных подходов в изучении физической работоспособности как основного компонента процесса спортивной тренировки. В работе приведены многочисленные методы определения физической работоспособности и пути ее повышения. Предназначено для обучающихся факультета физической культуры спорта и туризма. УДК 796.071.5 (075.8) ББК 75.15я73 ISBN 978-5-9793-1636-9 © Бурятский госуниверситет им. Доржи Банзарова, 2021
Стр.2
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………..… 5 1 ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 8 1.1 Физиологические основы физической работоспособности……………………………………………………………. 15 1.2 Факторы, обусловливающие физическую работоспособность спортсменов…………………………………………. 17 1.3 Методы оценки физической работоспособности……... 22 1.4 Биоэнергетика работоспособности……………………. 29 1.5 Биохимические изменения в организме при работе различного характера………………………………………….. 31 1.6 Определение и оценка общей физической работоспособности………………………………………………………… 34 1.7 Тесты на физическую работоспособность……………. 37 2 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 2.1 Проба Руфье — Диксона……………………………….. 46 2.2 Гарвардский степ-тест………………………………….. 48 2.3 Тест PWC-170…………………………………………… 51 2.4 Методы определения спортивной работоспособности 2.4.1 Тест Л. Г. Харитоновой……………………………... 62 2.4.2 Тест Новакки (Р. Е. Nowacki)………………………. 65 2.4.3 Определение физической работоспособности школьников…………………………………………….. 67 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА………………………….. 70 3.1 Определение максимального потребления кислорода 70 3.2 Физиологическая характеристика аэробноанаэробного перехода во время физической нагрузки……… 95 3.3 Исследования с повторными нагрузками……………... 101 3.4 Ортостатическая реакция организма спортсмена, занимающегося сложнокоординационными видами спорта.…. 105 4 РЕЗЕРВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ... 110 4.1 Пути повышения работоспособности…………………. 114 4.2 Средства восстановления и повышения работоспособности в спорте……………………………………………… 116 3
Стр.3
4.3 Фармакологические препараты и другие средства для повышения и восстановления работоспособности………….. 135 4.3.1 Витамины и препараты растительного происхождения………………………………………………. 138 4.3.2 Физические упражнения…………………………….. 141 4.3.3 Психологические средства восстановления и повышения работоспособности………………………... 142 4.3.4 Запрещенные лекарственные средства в спорте…. 145 4.3.5 Антидопинговый контроль…………………………. 149 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ…………………………….…… 156 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………… 159 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….. 161 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Важным условием развития двигательных качеств спортсмена и резервных возможностей его организма является уровень физической работоспособности, который в конечном итоге определяет спортивный результат во всех видах спорта. В связи с этим методы контроля над физической работоспособностью и пути ее повышения являются важным направлением в процессе управления спортивной тренировкой. Современный спорт с его огромными высокоинтенсивными нагрузками требует от тренера и спортсмена постоянного контроля за физическим и функциональным состоянием занимающихся и четкого планирования восстановительных мероприятий. Знания методик экспресс-контроля и методов восстановительной терапии позволят тренеру эффективно управлять процессом спортивной тренировки. Дисциплины «Физическая работоспособность: способы оценки и развития» и «Восстановительные процессы в спорте» согласно ФГОС ВО 3 по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратура) включены в рабочий учебный план как курсы по выбору. Выпускник магистратуры должен овладеть знаниями современных методик и последних достижений спортивной науки. Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по проблеме физической работоспособности, где освещены методы ее определения. Существенную роль в организации процесса спортивной тренировки играют знания функциональных резервов организма спортсмена и пути повышения специальной работоспособности. Изучение дисциплин «Физическая работоспособность: способы оценки и развития» и «Восстановительные процессы в спорте» в рамках образовательной программы по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура направлено на формирование компетенции: ОПК-8 — способность проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний. 5
Стр.5
В результате освоения дисциплины «Физическая работоспособность: способы оценки и развития» студент должен: знать методы организации научно-исследовательской работы; – новые направления в развитии работоспособности; – методы диагностики функционального состояния организма спортсмена; – физиологические основы развития двигательных способностей спортсменов и основы построения тренировочного процесса; – методы диагностики функционального состояния организма спортсмена; – новейшие достижения в области физиологии спортивной тренировки; уметь использовать полученный опыт в своей работе; – определять основные направления в совершенствовании научных знаний; – интерпретировать полученные данные; – обладать современными методами функционального контроля; – определить функциональные резервы организма и контролировать реакцию спортсмена на выполняемую нагрузку; владеть навыками контроля физической работоспособности и интерпретации результатов; – методиками управления процессом спортивной тренировки; – методикой медико-биологического контроля; – современными методиками исследования функциональных резервов организма. В результате освоения дисциплины «Восстановительные процессы в спорте» студент должен: знать психофизиологические, социально-психологические и медико-биологические закономерности восстановительных процессов в организме занимающихся; – методы медико-биологических, педагогических и психологических средств восстановления; – закономерности возрастных особенностей процесса восстановления; – факторы и причины функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности; уметь правильно планировать восстановительные мероприятия в тренировочном процессе; 6
Стр.6
– управлять тренировочным процессом, сообразуясь с решением поставленных задач; – использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния используемых средств и методов на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс тренировки; владеть современными методами медико-биологического оперативного контроля в процессе тренировки; – навыками планирования восстановительных мероприятий в процессе спортивной тренировки; – технологией использования медикаментозных средств восстановления. – приемами различных типов массажа. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.