Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования (949,00 руб.)

0   0
Первый авторНемов Р. С.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц609
ID819116
АннотацияВторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы психодиагностики, психологическая служба в системе образования, психология педагогической деятельности. Заканчивается книга словарем — предметным указателем основных педагогических понятий.
Кем рекомендованоМинистерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений
ISBN978-5-907013-96-4 (Кн. 2)
УДК159.9(075.8)
ББК88я73
Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования : учебник для вузов / Р.С. Немов .— 4-е изд. — Москва : ВЛАДОС, 2018 .— 609 с. — ISBN 978-5-907013-96-4 (Кн. 2) .— ISBN 978-5-907013-95-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/819116 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология._В_3_кн._Кн.2._Психология_образования.pdf
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Н50 Н50 Немов Р.С. Пси хо ло гия. В 3х кн. Кн. 2. : Психология образования : учеб. для сту д. высш. пед. учеб. за ве дений. / Р.С. Немов. — 4е изд. — М. : Издательство ВЛА ДОС, 2018. — 606 с. ISBN 9785907013-95-7. ISBN 978-5907013-96-4(Кн. 2). Вторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы психодиагностики, психологическая служба в системе образования, психология педагогической деятельности. Заканчивается книга словарем — предметным указателем основных педагогических понятий. УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 © Немов Р.С., 2018 © ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018 © Оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018 ISBN 9785907013-95-7 ISBN 9785907013-96-4(Кн. 2) © Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ................................................................................................................ 3 Часть I. Возрастные особенности развития детей .................................................... 6 Раздел 1. Психология возрастного развития ........................................................... — Г л а в а 1. Предмет, проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития ............................................................................ — Предмет возрастной психологии .......................................................... 7 Проблемы психологии возрастного развития .................................... 9 Методы исследования в возрастной психологии ............................. 12 Раздел 2. Познавательные процессы и поведение ребенка .................................... 18 Г л а в а 2. Теория детского развития .................................................................... — Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка ... 19 Основные понятия и общие вопросы развития ............................... 25 Периодизация возрастного развития ................................................. 33 Развитие детского мышления ............................................................. 38 Г л а в а 3. Психическое развитие ребенка младенческого возраста .................... 59 Врожденные формы психики и поведения ...................................... 60 Двигательная активность ребенка ...................................................... 62 Восприятие и память у младенцев ..................................................... 65 Речь и мышление младенца ................................................................ 71 Г л а в а 4. Познание и поведение в раннем возрасте ............................................ 79 Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет .............................................................................................. 80 Развитие речи у детей раннего возраста ........................................... 83 Появление предметной и игровой деятельности ............................. 88 Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста ......... 92 Г л а в а 5. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте .......................................................................... 97 Предметная деятельность и игра ........................................................ 98 Восприятие, внимание и память дошкольника ............................. 101 Воображение, мышление и речь ...................................................... 107 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе ................................................................................................. 117 Г л а в а 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника ........... 126 Психологические особенности начального этапа обучения ......... 127 Познавательное развитие детей младшего школьного возраста .. 129 Умственное развитие младшего школьника ................................... 131 Трудовая и учебная деятельность младшего школьника .............. 133 Г л а в а 7. Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте ................................................................................................ 138 Общая характеристика ситуации познавательного развития ....... 139 Совершенствование психических процессов .................................. 141 603
Стр.604
Развитие общих и специальных способностей .............................. 142 Развитие мышления ........................................................................... 143 Раздел 3. Формирование личности ребенка .......................................................... 148 Г л а в а 8. Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка .................................................................................... — Место детства в становлении личности ........................................... 149 Роль социальных факторов в развитии личности ......................... 155 Общение с людьми и его влияние на развитие личности ............ 159 Основные теории и направления развития личности в детстве .. 162 Г л а в а 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста ............ 178 Личностные новообразования младенчества .................................. 179 Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет ........... 181 Речь и становление личности ........................................................... 185 Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста ............... 187 Г л а в а 10. Развитие личности в дошкольном возрасте .................................... 192 Усвоение нравственных норм ........................................................... 193 Эмоционально-мотивационная регуляция поведения .................. 195 Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника ..... 200 Психологические новообразования дошкольного возраста ......... 203 Г л а в а 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте ............... 208 Развитие мотивации достижения успехов ...................................... 209 Становление самостоятельности и трудолюбия ............................. 212 Усвоение правил и норм îáùåíèÿ................................................... 214 Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста .......................................................... 216 Г л а в а 12. Личность подростка .......................................................................... 221 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте ............ — Формирование волевых качеств ....................................................... 224 Развитие деловых качеств личности ................................................ 226 Достижения психического развития подростков ........................... 229 Г л а в а 13. Становление личности в ранней юности ......................................... 235 Формирование и развитие морали .................................................... — Становление мировоззрения ............................................................. 238 Нравственное самоопределение ....................................................... 241 Основные черты психологии старшего школьника ....................... 244 Г л а в а 14. Возрастное развитие межличностных отношений ......................... 248 Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми ................................................................... 249 Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте ............................................................................. 255 Взаимоотношения подростков .......................................................... 257 Отношения с людьми в ранней юности .......................................... 261 Часть II. Психологические основы обучения и воспитания ................................ 268 Раздел 4. Психология научения ................................................................................ — Г л а в а 15. Ïðåäìåò, проблемы и методы педагогической психологии ............... — Предмет психологии воспитания и обучения ................................ 269 Проблемы педагогической психологии ........................................... 273 Методы педагогической психологии ............................................... 278 604
Стр.605
Г л а в а 16. Теоретическое введение в научение .................................................. 284 Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие его успешность ......................................................... 285 Теория учебной деятельности ........................................................... 292 Соотношение научения и развития ................................................. 301 Современные концепции научения ................................................. 303 Г л а в а 17. Научение детей в младенческом и раннем возрасте ....................... 318 Начальный этап научения ................................................................. 319 Сочетание разных форм научения ................................................... 320 Особенности научения детей младенческого возраста .................. 321 Научение в раннем возрасте ............................................................. 325 Г л а в а 18. Психологические основы обучения дошкольников ............................ 330 Совершенствование восприятия, памяти и мышления ................ 331 Обучение ðå÷è, чтению и письму .................................................... 337 Подготовка к учению в школе .......................................................... 343 Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста ......................................... 345 Г л а в а 19. Обучение в младшем школьном возрасте ......................................... 350 Организация обучения детей в младших классах школы ............. 351 Обучение младших школьников в домашних условиях ............... 355 Игровая и учебная деятельность у младших школьников ............ 358 Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости ..................... 360 Г л а в а 20. Учение и научение в средних и старших классах школы ................. 366 Становление теоретического интеллекта ......................................... 367 Совершенствование практического мышления .............................. 369 Профессионализация трудовых умений и навыков ...................... 371 Развитие общих и специальных способностей .............................. 373 Раздел 5. Психология воспитания .......................................................................... 377 Г л а в а 21. Теоретические вопросы воспитания ................................................... — Цели воспитания ................................................................................... — Средства и методы воспитания ........................................................ 379 Институты воспитания ....................................................................... 384 Теории воспитания ............................................................................. 386 Г л а в а 22. Социально-психологические аспекты воспитания ........................... 393 Общение и воспитание ...................................................................... 394 Коллектив и развитие личности ....................................................... 397 Семья и воспитание ........................................................................... 402 Формирование и изменение социальных установок .................... 410 Г л а в а 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте .............................. 416 Первые шаги в воспитании ............................................................... 417 Начало формирования социально важных качеств личности ...... 419 Нравственное воспитание детей в первые годы жизни ................ 424 Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы ............ 426 Г л а в а 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте ........ 429 Становление характера ребенка ........................................................ 430 Воспитание в домашнем труде ......................................................... 433 Воспитание в играх ............................................................................ 436 Воспитание в учении ......................................................................... 439 Г л а в а 25. Воспитание подростков и юношей ................................................... 445 Воспитание старшеклассников в школе .......................................... 446 605
Стр.606
Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми ................ 449 Воспитание через средства массовой информации и культуры.. 451 Самовоспитание подростков и юношей ......................................... 453 Г л а в а 26. Психология педагогической оценки ................................................... 460 Средства стимулирования обучения и воспитания детей ............ 461 Педагогическая оценка как средство стимулирования ................. 467 Условия эффективности педагогической оценки .......................... 470 Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка ........ 473 Г л а в а 27. Основы психодиагностики ................................................................. 477 Теоретические вопросы практической психодиагностики ........... 478 Особенности применения различных психодиагностических методик ................................................................................................. 484 Психодиагностика познавательного развития и способностей детей ...................................................................................................... 491 Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений ........................................................................................... 500 Г л а в а 28. Психологическая служба в системе образования ............................ 506 Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования ......................................................................... — Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога ................................................................... 514 Этический кодекс практического психолога .................................. 519 Часть III. Психология педагогической деятельности ........................................... 527 Раздел 6. Психология педагога ................................................................................. — Г л а в а 29. Личность педагога ............................................................................... — Место педагога в современном обществе ....................................... 528 Психологические требования к личности педагога ....................... 529 Общие и специальные способности педагога ................................ 532 Индивидуальный стиль деятельности педагога .............................. 537 Г л а в а 30. Совершенствование педагогической деятельности ......................... 541 Организация психологического самообразования педагога ......... 542 Психология педагогической саморегуляции ..................................... — Элементы психокоррекции в деятельности педагога .................... 545 Аутотренинг в работе педагога ......................................................... 553 Раздел 7. Педагогическое руководство .................................................................. 558 Г л а в а 31. Руководство детскими группами и коллективами ........................... — Обучение детей общению и взаимодействию с людьми .............. 559 Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах ...................................................................................... 563 Организация детской групповой деятельности .............................. 566 Развитие личности в детских группах и коллективах ................... 568 Г л а в а 32. Руководство педагогическим коллективом ...................................... 572 Стиль и методы руководства коллективом ..................................... 573 Организация работы коллектива ...................................................... 576 Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива .............................................................. 578 Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива .............................................................. 581 Словарь основных психологических понятий .......................................................... 586 606
Стр.607

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ