УДК 811.124
ББК 81.2 Лат
К30
К30
Кацман Н.Л.
Meus primus libellus Latinus. Моя первая латинская книжка : Учеб. лат.
ISBN 978-5-00136-157-2
Агентство CIP РГБ.
Учебник предназначен для обучения детей 3–6 классов начальному курсу латинского языка.
В нем содержится иллюстрированная азбука, иллюстрированные рассказы с различными заданиями
и упражнениями к ним, кроссворды, раскраски, доступные пониманию детей латинские пословицы
и поговорки, небольшие тексты, содержащие, в частности, некоторые сведения о реалиях античного
общества. Этот материал позволит детям усвоить без специального заучивания значительный
пласт латинской лексики и простейшие грамматические структуры. В учебнике имеется также
краткий грамматический справочник, латинско-русский и русско-ла тин ский словари, и ключи,
в которых даны ответы ко всем заданиям, упражнениям и текстам учебника. В учебник включены
также Методические рекомендации для учителя, которыми могут воспользоваться и родители,
знакомые с латинским языком и желающие самостоятельно обучать своих детей его основам при
отсутствии такого курса в школе.
УДК 811.124
ББК 81.2 Лат
© Кацман Н.Л., 2021
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
© Художественное оформление.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
ISBN 978-5-00136-157-2
Учебное издание
Кацман Нина Лазаревна
MEUS PRIMUS LIBELLUS LATINUS
МОЯ ПЕРВАЯ ЛАТИНСКАЯ КНИЖКА
Учебник латинского языка
для 3–6 классов
Подписано в печать 24.09.2020. Формат 70 100/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 13,65.
Ти раж 10 000 экз. (1-й за вод 1–1000 экз.).
Заказ №
ООО «Издательство ВЛА ДОС».
119571, Мо с к ва, а/я 19.
Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54
E-mail: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного электронного оригинал-макета
в типографии филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс».
420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
языка для 3–6 классов / Н.Л. Кацман. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2021. —
168 с., илл.
Стр.3
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Вводный курс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Гласные и их сочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Согласные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Буквосочетания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Начальный курс латинской грамматики в моделях и образцах . . . 51
Lupus et agnus. Волк и ягнёнок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Знаки долготы и краткости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Canicŭlus cum pilā ludit. Щенок играет с клубком шерсти . . . . . . . . . 59
Quinque parvae simiae. Пять маленьких обезьян . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Puella cum rosis. Девочка с розами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Vestis Romāna. Римская одежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Какие имена были у римлян? Как они называли своих детей? . . . . . 73
Singulāris et plurālis. Единственное и множественное число . . . . . . . 75
Arbŏres pomifĕrae et poma. Плодоносные деревья и плоды . . . . . . . . 83
Catŭlus, canicŭla et muscŭlus. Котёнок, щенок и мышонок . . . . . . . . . 87
Numeralia — Числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Arbŏres pomifĕrae et poma (продолжение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Fabŭla — Басня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
De avo meo. О моем дедушке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Quis (quid) magis? Кто (что) больше? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Quis (quid) minor (minus)? Кто (что) меньше? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Insŭlae et paeninsǔlae Eurōpae antīquae. Острова и полуострова
древней Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Разгадай кроссворд (заключительный) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Текст для дополнительного чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
In scholā. В школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Cantus de abiĕte, quae in silvā nata est (на мотив «В лесу родилась
елочка…») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Ключи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Краткий грамматический справочник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Существительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Прилагательные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Глаголы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Латинско-русский словарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Русско-латинский словарь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Рекомендуемая литература (для учителя) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
3
Стр.4