В.Г. Рындак Школа с веком наравне 1 В.Г. Рындак Школа с веком наравне Монография Оренбург Издательство ОГПУ 2010 2 УДК 37.3 ББК 74.2 Р 95 Рецензенты: М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории методологии историко-педагогических исследований Института теории и истории педагогики РАО О.В. <...> Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, директор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Р 95 Рындак В.Г. Школа. <...> С веком наравне / В.Г. Рындак // Уральское отделение Российской Академии образования. <...> ISBN 978-5-85859-461-1 Автор показывает, как исследования проблемы современного образования в школе обогащают конкретно-научные представления о школе как социально-педагогическом институте; ответственности перед обществом учителя; особенностях современного образования; гуманистических ценностях креативного образования. <...> В монографии обобщены исследования автора и В.А. Василенко (выпускниках Павлышской средней школы 1965 года) о становлении Павлышской средней школы, которая в 2010 году отмечает свой столетний юбилей, особенностях педагогической системы В.А. Сухомлинского, преемственности его традиций в деятельности Н.И. Кодака. <...> 60 § 2.3 Современный учитель – гуманист и просветитель…………………72 Глава III Павлышская средняя школа – школа радости………………………. <...> 248 Список литературы………………………………………………………………269 4 Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и родного слова (В.А. Сухомлинский) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНДАРТИЗАЦИИ В общественном образовании утвердилос ь понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основной для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников <...>
Школа._С_веком_наравне_.pdf
УДК 37.3
ББК 74.2
Р 95
Рецензенты:
М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник лаборатории методологии историко-педагогических
исследований Института теории и истории педагогики РАО
О.В. Сухомлинская, доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь
отделения теории и истории педагогики АПН Украины
Н.К. Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, директор
Института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Р 95
Рындак В.Г. Школа. С веком наравне / В.Г. Рындак // Уральское отделение
Российской Академии образования. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 275 с.: ил.
ISBN 978-5-85859-461-1
Автор показывает, как исследования проблемы современного образования в школе
обогащают конкретно-научные представления о школе как социально-педагогическом
институте; ответственности перед обществом учителя; особенностях современного
образования; гуманистических ценностях креативного образования. В монографии
обобщены исследования автора и В.А. Василенко (выпускниках Павлышской средней
школы 1965 года) о становлении Павлышской средней школы, которая в 2010 году отмечает
свой столетний юбилей, особенностях педагогической системы В.А. Сухомлинского,
преемственности его традиций в деятельности Н.И. Кодака. Систематизированы
исследования автора о школах Оренбуржья.
Предназначенная студентам, аспирантам, докторантам, преподавателям педагогики и
психологии, менеджмента монография будет полезна философам, социологам, родителям,
учителям и руководителям современных образовательных учреждений.
УДК 37.3
ББК 74.2
© В.Г. Рындак, 2010
© В. А Василенко,2010
© Издательство «Детство», 2010
© Изд-во ОГПУ, 2010
ISBN978-5-85859-386-7
3
Стр.3
Вместо предисловия: развитие образования сквозь призму стандартизации…..5
Глава I Школа как социально-педагогический институт………………………10
§ 1.1 Школа как организационная форма обучения (исторический
аспект)……...………………………………………………………………………10
§ 1.2 Школа вчера, сегодня, завтра: содержание образования………….18
Глава II Образование и учитель: ответственность перед обществом………….37
§ 2.1 Особенности современного образования…………………………...37
§ 2.2 Гуманистические ценности креативного образования…………….60
§ 2.3 Современный учитель – гуманист и просветитель…………………72
Глава III Павлышская средняя школа – школа радости………………………...80
§ 3.1 Становление Павлышской средней школы………………………...80
§ 3.2 Особенности педагогической системы В.А. Сухомлинского…....118
§ 3.3 Без чтения нет настоящего образования………..………………….136
§ 3.4 Преемственность традиций В.А. Сухомлинского в деятельности
Н.И. Кодака……………………………………………………………………….150
Глава IV Школы Оренбуржья в моей жизни…………………………………...173
§ 4.1 Школа Зайнап………………………………………………………..175
§4.2 Лицей №1 – конкурентоспособное образовательное учреждение..202
§ 4.3 Социализация и творческое развитие личности в гимназии №4...211
§ 4.4 Гимназия №2 - поликультурное образовательное пространство...229
Вместо заключения: чему учить и как учить?.....................................................244
Приложение……………………………………………………………………....248
Список литературы………………………………………………………………269
4
Стр.4