УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
М25
М. А. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор,
А. В. Иванов, доктор педагогических наук, профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М25 Социальная педагогика: педагогика среды : учебник
для студентов средних и высших учебных заведений,
магистрантов и аспирантов / Л. В. Мардахаев. – Москва ;
Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 299 с.
DOI: 10.23681/496699
Мардахаев, Л. В.
ISBN 978-5-4475-9742-9
Учебник «Социальная педагогика: педагогика среды» ориентирован
на профессиональную подготовку студентов средних и высших
учебных заведений по направлениям «педагогическое образование»,
«психолого-педагогическое образование» и «организация работы с
молодежью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного
уровня социального и социально-педагогического образования,
а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую
студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся
подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического
направления, организации работы с молодежью;
преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы,
связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы
дополнительного социально-педагогического образования.
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
ISBN 978-5-4475-9742-9 © Мардахаев Л. В., текст, 2018
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
Оглавление
Предисловие ................................................................................................ 9
Раздел I. Основы педагогики среды как раздела
социальной педагогики ...................................................................... 14
Глава 1. Педагогика среды как раздел социальной
педагогики, истоки, сущность и содержание ........................... 14
1.1. Истоки формирования учения о педагогике среды .......... 14
1.2. Педагогика среды, сущность и содержание .......................... 19
1.3. Педагогизация среды и необходимость
ее обеспечения ............................................................................................... 21
1.4. Общая характеристика основ теории педагогики
среды ................................................................................................................... 28
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 32
Литература ....................................................................................................... 33
Глава 2. Безопасная, здоровая социокультурная среда
жизнедеятельности несовершеннолетних
и необходимость ее создания.......................................................... 35
2.1. Безопасная социокультурная среда жизнедеятельности
несовершеннолетних, необходимость ее создания и
развития ............................................................................................................ 35
2.2. Факторы риска социокультурной среды
жизнедеятельности и их характеристика ...................................... 41
2.3. Здоровая социокультурная среда воспитания,
необходимость ее организации ............................................................ 46
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 51
Литература ....................................................................................................... 52
Глава 3. Открытость организованной среды воспитания
несовершеннолетних и ее развитие ............................................ 53
3.1. Факторы, сдерживающие формирование
и поддержание открытости воспитательной среды
организации несовершеннолетних .................................................... 53
3
Стр.4
3.2. Существо открытости воспитательной организации
для несовершеннолетних, ее проявление и пути
развития ............................................................................................................ 61
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 69
Литература ...................................................................................................... 70
Раздел II. Социопедагогика ............................................................... 71
Глава 4. Социально-педагогическая роль и возможности
государства, общества ......................................................................... 71
4.1. Истоки осмысления социально-педагогической роли
государства (общества) ............................................................................ 71
4.2. Социально-педагогический потенциал государства и
общества в воспитании подрастающего поколения ................ 76
4.3. Государственная система воспитания и институты ее
реализации ...................................................................................................... 81
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 84
Литература ...................................................................................................... 85
Глава 5. Национальные культура, традиции, обычаи
и их влияние на воспитание человека ......................................... 86
5.1. Национальная культура и социальное формирование
человека ............................................................................................................ 86
5.2. Средства культуры и их социально-педагогические
возможности ................................................................................................... 93
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 102
Литература .................................................................................................... 103
Глава 6. Религия и религиозность человека,
их влияние на его воспитание ...................................................... 104
6.1. Религия и религиозность как
социально-педагогическая проблема ............................................. 104
6.2. Влияние религии на социальное воспитание
человека .......................................................................................................... 110
4
Стр.5
6.3. Конфессиональное воспитание: сущность, содержание,
особенности (педагогическая парадигма Русской
православной церкви) ............................................................................ 116
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 120
Литература .................................................................................................... 120
Глава 7. Общественные объединения и их социальнопедагогические
возможности ........................................................ 122
7.1. Общественные объединения и их социальнопедагогические
возможности ............................................................ 122
7.2. Политические парии и их социально-педагогический
потенциал в социализации ................................................................. 129
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 133
Литература .................................................................................................... 134
Глава 8. Социально-педагогические возможности
средств массовой информации ..................................................... 136
8.1. Средства массовой информации: виды и основные
функции .......................................................................................................... 136
8.2. Основные методы воздействия СМИ на личность и
группу .............................................................................................................. 146
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 152
Литература .................................................................................................... 153
Раздел III. Непосредственная средовая педагогика ............ 155
Глава 9. Семья как социокультурная среда воспитания и
развития ребенка ................................................................................. 155
9.1. Социокультурная воспитательная среда семьи .............. 155
9.2. Особенности социокультурной среды приемной
семьи ................................................................................................................. 160
9.3. Социально-педагогический потенциал семьи .................. 164
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 174
Литература .................................................................................................... 174
5
Стр.6
Глава 10. Социокультурная среда образовательной
организации и ее влияние на социализацию
и воспитание обучаемых ................................................................. 176
10.1. Образовательная организация и характеристика ее
социокультурной среды ......................................................................... 176
10.2. Социокультурная среда общеобразовательной
организации и ее влияние на подрастающее
поколение ....................................................................................................... 181
10.3. Социокультурная среда вуза в социальном
становлении специалиста ..................................................................... 192
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 197
Литература .................................................................................................... 197
Глава 11. Социокультурная среда организации
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей ............................................................................................... 199
11.1. Социокультурная среда организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, факторы,
существенно влияющие на них .......................................................... 199
11.2. Влияние интернатного воспитания на
социализацию воспитанников ........................................................... 205
11.3. Типичные группы воспитанников интернатной
организации и их характеристика .................................................... 209
11.4. Пути повышения социализирующей
и воспитательной роли организации для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей ............................ 211
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 218
Литература .................................................................................................... 219
Глава 12. Социокультурная среда улицы и ее
педагогизация ...................................................................................... 221
12.1. Социокультурная среда улицы
ее характеристика ...................................................................................... 221
6
Стр.7
12.2. Необходимость и особенности педагогизации
социокультурной среды улицы ......................................................... 231
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 239
Литература .................................................................................................... 240
Глава 13. Молодежные субкультуры и их влияние на
подрастающее поколение ............................................................... 242
13.1. Субкультуры молодежных объединений и критерии
оценки их социально-педагогического потенциала .............. 242
13.2. Формальные молодежные объединения и их
социально-педагогическая характеристика .............................. 250
13.3. Неформальные молодежные объединения и их
характеристика........................................................................................... 254
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 258
Литература .................................................................................................... 259
Глава 14. Контркультурная среда криминального
молодежного объединения и основы социальнопедагогической
работы с ним ....................................................... 260
14.1. Контркультурное криминальное молодежное
объединение, его идеология и привлекательность для
подростков и молодежи ......................................................................... 260
14.2. Автономность и стратификация криминального
молодежного сообщества и его социально-педагогическая
характеристика........................................................................................... 265
14.3. Социально-педагогические основы работы
с криминальными детскими и молодежными
объединениями .......................................................................................... 270
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 278
Литература .................................................................................................... 279
Глава 15. Манипулирование сознанием человека
в практике религиозных сект и необходимость
7
Стр.8
профилактики вовлечения в них
несовершеннолетних ........................................................................ 281
15.1. Истоки, сущность и назначение сект ................................... 281
15.2. Манипулирование сознанием человека в практике
религиозных сект ....................................................................................... 287
15.3. Необходимость и особенности профилактики
вовлечения в секты несовершеннолетних .................................. 291
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 294
Литература .................................................................................................... 295
Литература ............................................................................................. 296
Стр.9