УДК 159.98
ББК 88.41я73(Рус)
М23
М23
Мандель, Б. Р.
Профессионально-ориентированное обучение:
проблематика и технологии : учебное пособие для
обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. —
Изд. 2-е, стер. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа,
2019. — 341 с.
ISBN 978-5-4499-0063-0
Учебное пособие создано для будущих преподавателей высших учебных
заведений, готовящих психологов, педагогов, менеджеров. Пособие представляет
собой курс с инновационным расположением учебного материала в
соответствии с модульным распределением тематики.
Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных
программ в соответствии с Федеральным Государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования (ФГОС-3+) по специальностям
«Психология», «Педагогика», «Экономика и менеджмент».
Материалы пособия имеют модульное расположение тем и собраны на
основе исторических и современных сведений с обращением к целому ряду
смежных дисциплин: педагогики, менеджменту, конфликтологии, теории
управления, психологии труда, общей психологии, психологии личности,
возрастной психологии, социальной психологии и т. д.
Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному материалу,
а после модулей идут списки тематики семинаров, практические задания,
литература к ним, интернет-источники.
Учебное пособие содержит значительное число ссылок и пояснений,
содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкования терминов.
Учебное пособие содержит общий список литературы по дисциплине,
примерный список вопросов для самоподготовки к зачету, примерную тематику
рефератов, образцы тестов.
Книга будет полезна и интересна не только магистрантам, психологам и
педагогам, экономистам и юристам, но и всем, интересующимся технологиями
профессионально-ориентированного обучения как динамичной, активно
и постоянно развивающейся теоретической и практической составляющей
современной педагогики высшей школы не только в нашей стране, но и за
рубежом.
УДК 159.98
ББК 88.41я73(Рус)
ISBN 978-5-4499-0063-0 © Мандель Б. Р., текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................. 3
Модуль I. История, теория и методология
исследования технологий профессиональноориентированного
обучения ......................................................... 9
Тема 1. Исторические и теоретические основы
понятия «обучение»: дидактика как раздел
педагогики ..................................................................................... 9
Вопросы и задания по материалам Темы 1 ........................ 23
Тема 2. Технологии обучения: понятие,
терминология, специфика ...................................................... 24
Вопросы и задания по материалам Темы 2 ........................ 40
Тема 3. Технологии обучения, профессиональноориентированные
технологии и принципы их
реализации в учебном процессе .......................................... 41
Вопросы и задания по материалам Темы 3 ........................ 58
Тема 4. Профессионально-ориентированное
обучение в аспектах теоретической и
практической подготовки студентов .................................... 59
Вопросы и задания по материалам Темы 4 ........................ 82
Тема 5. Самостоятельная работа студентов в
процессе профессионально-ориентированного
обучения ...................................................................................... 83
Вопросы и задания по материалам Темы 5 ...................... 109
Примерная тематика семинарских занятий по
Модулю I ................................................................................... 109
Учебно-методическое и информационное
обеспечение .............................................................................. 110
Литература ............................................................................. 110
Интернет-ресурсы ................................................................ 110
Модуль II. Практическая реализация технологий
профессионально-ориентированного обучения ................. 111
338
Стр.339
Тема 6. Диагностика как технологический
инструмент педагогического процесса .............................. 111
Вопросы и задания по материалам Темы 6 ...................... 120
Тема 7. Интерактивные и активные методы в
профессионально-ориентированном обучении:
традиции, современность, новаторство ............................ 121
Вопросы и задания по материалам Темы 7 ...................... 144
Тема 8. Проектные и эвристические технологии в
профессионально-ориентированном обучении ............ 145
Вопросы и задания по материалам Темы 8 ...................... 168
Тема 9. Современные кейс-технологии и
модерация в профессионально-ориентированном
обучении .................................................................................... 169
Вопросы и задания по материалам Темы 9 ...................... 199
Тема 10. Контроль и оценка знаний обучающихся
на основе принципов таксономии учебных задач ......... 200
Вопросы и задания по материалам Темы 10 .................... 213
Примерная тематика семинарских занятий по
Модулю II .................................................................................. 213
Учебно-методическое и информационное
обеспечение .............................................................................. 214
Литература .............................................................................. 214
Интернет-ресурсы ................................................................ 214
Модуль III. Федеральные государственные стандарты
высшего образования и учебные программы
дисциплин: формирование содержания
профессионально-ориентированного обучения ................. 215
Тема 11. Учебные программы профессиональноориентированного
обучения ................................................ 215
Вопросы и задания по материалам Темы 11 .................... 240
Тема 12. Профессионально-ориентированное
обучение и современные [авторские] технологии ......... 241
Вопросы и задания по материалам Темы 12 .................... 277
339
Стр.340
Тема 13. Дистанционное образование в рамках
профессионально-ориентированного подхода .............. 278
Вопросы и задания по материалам Темы 13 .................... 296
Примерная тематика семинарских занятий по
Модулю III ................................................................................ 297
Учебно-методическое и информационное
обеспечение .............................................................................. 297
Литература ............................................................................. 297
Интернет-ресурсы ................................................................ 298
Примерные вопросы к зачету .................................................... 299
Примерная тематика рефератов ................................................ 301
Примерные варианты тестов...................................................... 304
Примерные варианты комплексных заданий-тестов ........... 311
Примерная тематика самостоятельной работы/тематика
научных статей ............................................................................... 321
Примерный список литературы для самостоятельной
подготовки ...................................................................................... 322
Интернет-источники .............................................................. 337
Стр.341