Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Учебно-тренировочные задания по биологии (ЕГЭ) : пособие для слушателей подготовительных курсов (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМаниковская
ИздательствоКемГМА
Страниц284
ID177924
АннотацияУчебно-тренировочные задания по биологии составлены на основе экзаменационных упражнений Федерального банка экзаменационных материалов, подготовленных ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Включают в себя тренировочные тестовые задания, при составлении которых использовались открытые варианты контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2003–2007 гг. Настоящие задания могут быть использованы как для самостоятельной подготовки, так и в качестве дополнения к контрольным работам, предложенным кафедрой общей биологии в предыдущих методических разработках. Данное пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, поступающим в КемГМА, а также рассчитано на слушателей подготовительных курсов очной и заочной форм обучения (ЦДО КемГМА). Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры общей биологии с основами генетики и паразитологии КемГМА от 29.12.2008.
Маниковская, Н.С. Учебно-тренировочные задания по биологии (ЕГЭ) : пособие для слушателей подготовительных курсов / Маниковская Н.С., Гребенщиков В.М.; Н.С. Маниковская .— Кемерово : КемГМА, 2009 .— 284 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177924 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков Учебно-тренировочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) Кемерово КемГМА 2009 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию <...> Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков Учебно-тренировочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) Пособие для слушателей подготовительных курсов Под редакцией доктора биологических наук, профессора Л. В. Начевой Кемерово КемГМА 2009 3 УДК 57(075.8) (076.5) ББК 28:74.202 М234 Маниковская, Н. <...> 4 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 5 Инструкция по выполнению работы 6 Контрольная работа № 1. <...> Плоские и круглые черви 88 Контрольная работа № 8. <...> Количество вопросов в каждой части разных контрольных работ различно и зависит от тематики контрольной работы и объема изучаемого материала (см. табл. <...> Часть 2 (В) содержит вопросы нескольких видов:  с выбором нескольких верных ответов (от двух до четырех), чаще три;  на соответствие;  на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. <...> Часть 3 (С) включает задания, на которые необходимо дать полный, развёрнутый ответ. <...> Ткани растений Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части выберите один ответ и рядом с номером выполняемого задания (А1–А20) поставьте соответствующую цифру. <...> 4) восковой налет на листьях и мелкие листья Часть 2 Ответы к заданиям этой части записываются справа от номера задания. <...> Выбранные вами варианты ответов необходимо записать без пробелов и других символов (каждая цифра или буква в отдельной клеточке). <...> Задания на выбор нескольких правильных ответов В1. <...> 5) трахеиды 11 Задания на установление соответствий Установите соответствия, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк без пробелов и других символов. <...> 2) проводящие Д Е Часть 3 При выполнении заданий этой части необходимо дать полный, развернутый <...>
Учебно-тренировочные_задания_по_биологии_(ЕГЭ) _пособие_для_слушателей_подготовительных_курсов.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.194
Стр.195
Стр.196
Стр.197
Стр.198
Стр.199
Стр.200
Стр.201
Стр.282
Учебно-тренировочные_задания_по_биологии_(ЕГЭ) _пособие_для_слушателей_подготовительных_курсов.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков Учебно-тренировочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) Кемерово КемГМА 2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков Учебно-тренировочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) Пособие для слушателей подготовительных курсов Под редакцией доктора биологических наук, профессора Л. В. Начевой Кемерово КемГМА 2009 3
Стр.3
УДК 57(075.8) (076.5) ББК 28:74.202 М234 Маниковская, Н. С., Гребенщиков, В. М. Учебно-тренироМ234 вочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ): пособие для слушателей подготовительных курсов / под ред. Л. В. Начевой. – Кемерово: КемГМА, 2009 – 279 с. Учебно-тренировочные задания по биологии составлены на основе экзаменационных упражнений Федерального банка экзаменационных материалов, подготовленных ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Включают в себя тренировочные тестовые задания, при составлении которых использовались открытые варианты контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2003–2007 гг. Настоящие задания могут быть использованы как для самостоятельной подготовки, так и в качестве дополнения к контрольным работам, предложенным кафедрой общей биологии в предыдущих методических разработках. Данное пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, поступающим в КемГМА, а также рассчитано на слушателей подготовительных курсов очной и заочной форм обучения (ЦДО КемГМА). Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры общей биологии с основами генетики и паразитологии КемГМА от 29.12.08. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2009. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Инструкция по выполнению работы Контрольная работа № 1. Введение в ботанику. Строение растительной клетки. Ткани растений Контрольная работа № 2. Вегетативные органы астений Контрольная работа № 3. Генеративные органы растений 5 6 8 19 32 Контрольная работа № 4. Водоросли. Грибы. Лишайники. Бактерии 42 Контрольная работа № 5. Высшие растения Контрольная работа № 6. Характеристика и многообразие животного мира. Одноклеточные Контрольная работа № 7. Кишечнополостные. Плоские и круглые черви Контрольная работа № 9. Общая характеристика хордовых. Бесчерепные. Рыбы. Земноводные 58 76 88 Контрольная работа № 8. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие 100 116 Контрольная работа № 10. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие 129 147 Контрольная работа № 11. Общий обзор организма человека. Опорно-двигательный аппарат Контрольная работа № 12. Кровеносная система и кровообращение. Внутренняя среда организма Контрольная работа № 13. Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины Контрольная работа № 14. Кожа. Выделительная и дыхательная системы Контрольная работа № 15. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Высшая нервная деятельность 159 171 181 192 3
Стр.5
Контрольная работа № 16. Введение в биологию. История изучения клетки. Клетка: химическая организация, строение, функции Контрольная работа № 17. Размножение и развитие организмов Контрольная работа № 18. Основы генетики и селекции Контрольная работа № 19. Происхождение жизни на Земле. Эволюция органического мира Контрольная работа № 20. Взаимоотношения организма и среды Приложение Литература 207 223 235 251 265 278 279 4
Стр.6
Пояснительная записка Назначение работы – проверить и закрепить знания учащихся старших классов и слушателей подготовительных курсов очной и заочной форм обучения (ЦДО КемГМА) с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии. Данное пособие содержит 20 контрольных работ по основным разделам курса биологии, включенным в Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии. Ботаника – 5 контрольных работ, зоология – 5 контрольных работ, анатомия и физиология человека – 5 контрольных работ, общая биология – 5 контрольных работ. Число вариантов – по два варианта в каждой контрольной работе. Варианты контрольных работ наряду с заданиями, контролирующими теоретические знания (теории, законы, закономерности, понятия), содержат задания практического характера. Задания контрольных работ позволяют выявить освоение учащимися следующих умений:  сравнивать и анализировать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;  устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов, систем органов, органоидов клетки;  применять биологические знания в практических ситуациях;  решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии; составлять схемы скрещивания и цепи питания;  обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека. В ряде заданий большое внимание уделяется контролю компетентностей учащихся старших классов и слушателей подготовительных курсов:  информационной (умение работать с текстом, рисунками, анализировать изучаемый материал и делать выводы);  природоохранной (оценка влияния деятельности человека и обоснование ее последствий для окружающей среды; сохранение растительного и животного мира и т. д.);  здоровьесберегающей (личная и общественная гигиена, сохранение собственного здоровья, здоровья родных и близких людей, соблюдение правил здорового образа жизни и т. д.). 5
Стр.7
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны в пособии. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, то пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться позже. Контрольная работа состоит из трех частей. Количество вопросов в каждой части разных контрольных работ различно и зависит от тематики контрольной работы и объема изучаемого материала (см. табл. 1). Часть 1 (А) включает задания с четырьмя вариантами ответа, один из которых верный. За верное выполнение заданий выставляется 1 балл. Часть 2 (В) содержит вопросы нескольких видов:  с выбором нескольких верных ответов (от двух до четырех), чаще три;  на соответствие;  на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. За верное выполнение заданий части 2 выставляется по 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий две и более ошибок, выставляется 0 баллов. При оценке заданий на установление последовательности учитывается следующее: если в ответе неверно определены два последних элемента или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих, то выставляется 1 балл. В других случаях выставляется 0 баллов. Часть 3 (С) включает задания, на которые необходимо дать полный, развёрнутый ответ. За верное выполнение заданий части 3 выставляется по 3 балла. При этом учитывается полнота ответа. 6
Стр.8
Таблица 1 Состав контрольных работ и балльная оценка составляющих частей Часть А Номер контрольной работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Кол-во вопросов 20 30 20 35 34 20 20 31 25 31 25 18 17 22 28 27 26 31 24 19 Число баллов 20 б 30 б 20 б 35 б 34 б 20 б 20 б 31 б 25 б 31 б 25 б 18 б 17 б 22 б 28 б 27 б 26 б 31 б 24 б 19 б Часть В Кол-во вопросов 4 5 4 5 8 5 5 7 5 7 5 6 3 4 6 8 4 3 7 7 Число баллов 8 б 10 б 8 б 10 б 16 б 10 б 10 б 14 б 10 б 14 б 10 б 12 б 6 б 8 б 12 б 16 б 8 б 6 б 14 б 14 б Часть С Кол-во вопросов 4 5 4 5 5 3 5 5 5 5 5 5 4 5 5 4 2 5 4 4 Число баллов 12 б 15 б 12 б 15 б 15 б 9 б 15 б 15 б 15 б 15 б 15 б 15 б 12 б 15 б 15 б 12 б 6 б 15 б 12 б 12 б 40 б 55 б 40 б 60 б 65 б 39 б 45 б 60 б 50 б 60 б 50 б 45 б 35 б 45 б 55 б 55 б 40 б 52 б 50 б 45 б Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Суммарный результат (баллы) 7
Стр.9
Контрольная работа № 15 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Высшая нервная деятельность Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части выберите один ответ и рядом с номером выполняемого задания (А1–А28) поставьте соответствующую цифру. А1. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают: 1) нейрон 2) нервные узлы 3) нервную ткань 4) нервы А2. Нервная ткань в организме выполняет функции: 1) защиты от механических повреждений 2) регуляции процессов жизнедеятельности 3) отложения питательных веществ 4) передвижения веществ в организме А3. В сером веществе спинного мозга расположены: 1) тела вставочных и двигательных нейронов 2) длинные отростки двигательных нейронов 3) короткие отростки чувствительных нейронов 4) тела чувствительных нейронов А4. Тело нервной клетки называется: 1) аксон 2) дендрит 3) сома 4) цитоплазма 192
Стр.194
А5. Чувствительные нейроны: 1) передают нервные импульсы от органов чувств в центральную нервную систему 2) воспринимают сигналы раздражения из внешней и внутренней среды и преобразуют их в нервные импульсы 3) передают нервные импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и органам 4) осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов А6. Вегетативная нервная система участвует в: 1) осуществлении произвольных движений 2) восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений 3) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов 4) формировании звуков речи А7. Соматическая нервная система регулирует деятельность: 1) сердца, желудка 2) желез внутренней секреции 3) скелетных мышц 4) гладкой мускулатуры А8. У человека при «включении» в работу парасимпатического отдела нервной системы: 1) повышается тонус скелетной мускулатуры 2) увеличивается концентрация сахара в крови 3) учащается пульс 4) усиливается работа кишечника А9. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью: 1) электрических импульсов 2) гормонов 3) механических раздражений 4) ферментов А10. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки: 1) спинного мозга 2) печени и почек 3) головного мозга 4) желудка и кишечника 193
Стр.195
А11. Высшая нервная деятельность представляет собой: 1) рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда) 2) условно-рефлекторную функцию коры больших полушарий 3) группу ориентировочных рефлексов 4) инстинкты А12. От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы в количестве: 1) 5 пар 2) 12 пар 3) 10 пар 4) 20 пар А13. Произвольные движения человека обеспечивают: 1) мозжечок и промежуточный мозг 2) средний и спинной мозг 3) продолговатый мозг и мост 4) большие полушария переднего мозга А14. В каком отделе мозга у человека находится центр пищеварения? 1) переднем 2) среднем 3) продолговатом 4) промежуточном А15. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем является: 1) безусловным торможением 2) внешним торможением 3) рассудочным действием 4) осознанным поступком А16. Выделение пота при повышении температуры окружающей среды – это рефлекс: 1) не передающийся по наследству 2) индивидуальный для каждой особи 3) безусловный 4) приобретенный в течение жизни 194
Стр.196
А17. К рецепторам сумеречного зрения относят: 1) палочки 2) хрусталик 3) колбочки 4) стекловидное тело А18. Проводниковая часть зрительного анализатора – это: 1) сетчатка 2) зрачок 3) зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга А19. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука у человека происходит: 1) во внутреннем ухе 2) в слуховом нерве 3) в барабанной перепонке 4) в слуховой зоне коры мозга А20. Память, помогающая запоминать и воспроизводить лица людей, запахи, звуки, – это: 1) двигательная 2) образная 3) словесная 4) эмоциональная А21. К положительным эмоциям относят: 1) радость, любовь, восторг, удовлетворение 2) гнев, ужас, страх, отвращение 3) злость, радость, страх 4) радость, любовь, огорчение, удовлетворение А22. Быстрый сон длится: 1) более 3 часов 2) 30–45 минут 3) 1–1,5 часа 4) 10–15 минут 195
Стр.197
А23. К железам смешанной секреции относятся: 1) надпочечники и поджелудочная железа 2) поджелудочная железа и половые железы 3) щитовидная железа и половые железы 4) щитовидная и поджелудочная железа А24. Под воздействием инсулина избыток сахара превращается в печени в: 1) гликоген 2) жиры 3) крахмал 4) белки А25. Центр регуляции деятельности желёз внутренней секреции находится: 1) в продолговатом мозге 2) в коре больших полушарий 3) в промежуточном мозге 4) в мозжечке А26. Химический элемент, являющийся действующим началом в тироксине: 1) бром 2) железо 3) калий 4) йод А27. С нарушением функции какой железы у взрослого человека связана болезнь акромегалия – увеличение стоп и кистей, мягких тканей лица? 1) щитовидная железа 2) надпочечники 3) гипофиз 4) поджелудочная железа А28. Непосредственным источником секреции гормонов в организме служит: 1) пища 2) воздух 3) свет 4) сам организм 196
Стр.198
Часть 2 Ответы к заданиям этой части записываются справа от номера задания. Выбранные вами варианты ответов необходимо записать без пробелов и других символов (каждая цифра или буква в отдельной клеточке). Задания на выбор нескольких правильных ответов В1. Укажите, какие структуры относятся к периферической нервной системе: 1) нервные узлы 2) спинной мозг 3) нервные сплетения 4) нервные волокна (аксоны) и их окончания 5) нервные центры 6) зоны в коре больших полушарий В2. Двигательные нейроны: 1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов 2) передают возбуждение мышцам 3) передают возбуждение вставочным нейронам 4) передают возбуждение к железам 5) передают возбуждение на чувствительные нейроны 6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах В3. Оптическая система глаза состоит из: 1) хрусталика 2) стекловидного тела 3) зрительного нерва 4) жёлтого пятна сетчатки 5) роговицы 6) белочной оболочки 197
Стр.199
Задания на установление соответствий Установите соответствия, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк без пробелов и других символов. В4. Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом. Характеристика: Тип желёз: а) имеются выводные протоки б) отсутствуют выводные протоки в) выделяют секрет в кровь г) выделяют секрет в полости тела или органов д) выделяют секрет на поверхность тела А Б В Г Д В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом. Значение рефлекса: а) обеспечивает инстинктивное поведение б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида в) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни г) определяет поведение организма в изменившихся условиях А Б В Г Вид рефлекса: 1) безусловный 2) условный 1) внешней секреции 2) внутренней секреции 198
Стр.200
Задания на определение последовательности биологических процессов и явлений Внимательно прочитайте задание, затем определите последовательность элементов ответа и запишите обозначающие их буквы в таблицу. В6. Укажите последовательность, в которой включаются компоненты рефлекторной дуги: 1) исполнительный орган 2) двигательный нейрон 3) рецептор 4) чувствительный нейрон 5) вставочный нейрон Часть 3 При выполнении заданий этой части необходимо дать полный, развернутый ответ. С1. Из чего состоит нерв? С2. Каково строение коры больших полушарий головного мозга? С3. Каковы причины и признаки базедовой болезни? С4. Какова связь между словом, сознанием и мышлением? С5. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Вариант 2 Часть 1 При выполнении заданий этой части выберите один ответ и рядом с номером выполняемого задания (А1–А28) поставьте соответствующую цифру. А1. Нервная ткань состоит из: 1) клеток с короткими и длинными отростками 2) мышечных волокон 3) плотно прилегающих друг к другу клеток 4) рыхло расположенных клеток, между которыми находится межклеточное вещество 199
Стр.201
Учебное издание Маниковская Наталья Сергеевна Гребенщиков Валерий Михайлович Учебно-тренировочные задания по биологии для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) (пособие для слушателей подготовительных курсов) Корректор, технический редактор – Аносова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Начева Л. В. Подписано в печать 16.01.2009. Тираж 250 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 16,3. Печать трафаретная. 280
Стр.282

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.