УДК 37.03
ББК 87.37
Г20
Редактор Ю. Быстрова
Гарднер Г.
Г20
Мышление будущего: Пять стратегий, ведущих к успеху
в жизни / Говард Гарднер; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер,
2016. — 168 с.
ISBN 978-5-9614-5263-1
Мы живем во времена кардинальных перемен, интенсивной глобализации,
роста потока информации, которую необходимо адекватно
воспринимать и интерпретировать. Мы наблюдаем все более острое
столкновение цивилизаций и культур при одновременном их взаимопроникновении
и взаимовлиянии. Эти перемены требуют новых форм
обучения и мышления в школе, бизнесе, профессиях. Известный психолог
Говард Гарднер описывает типы мышления, обязательные для человека
нового века. Люди, не научившиеся мыслить по-новому, будут
вынуждены сдаться на милость сил, которые они не в состоянии осмыслить.
Это значит, что они не смогут добиться успеха в профессиональной,
общественной и личной жизни. Человек же, овладевший данными типами
мышления, будет полностью готов к встрече с будущим — даже с тем,
которое он не может предвидеть.
Книга предназначена для студентов и преподавателей высших учебных
заведений, специализирующихся на психологии, менеджменте и других
гуманитарных науках. Книга будет интересна руководителям и менеджерам
прогрессивных компаний, а также всем, кто интересуется
современными тенденциями в образовании, психологии и бизнесе.
УДК 37.03
ББК 87.37
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими
бы то ни было средствами, включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память
ЭВМ для частного или публичного использования,
без письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной библиотеке
издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-9614-5263-1 (рус.)
ISBN 1-57444-222-8 (англ.)
© Howard Gardner, 2006
© Издание на русском языке, перевод,
оформ ление. ООО «Альпина Паблишер», 2016
Издано по лицензии Harvard Business School Press
(USA) и литературного агентства Александра
Корженевского (Россия)
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Благодарности .................................................................................................
Глава 1
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ............
Дисциплинарный тип мышления .......................................................
Синтезирующий тип мышления .........................................................
Креативный тип мышления ...................................................................
Респектологический и этический типы мышления ....................
Общий взгляд на образование ..............................................................
Старое и новое в образовании ..............................................................
Наука и технологии ....................................................................................
Наука и технологии не всесильны:
два предупреждения...................................................................................
Глобализация .................................................................................................
Глава 2
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ ......................................
Взгляд из прошлого в настоящее .........................................................
Как развить дисциплинарный тип мышления ..............................
Еще об одном определении дисциплины ........................................
Все хорошо в меру ......................................................................................
5
31
34
40
49
50
11
15
16
17
18
19
20
21
23
25
9
Стр.6
МЫШЛЕНИЕ БУДУЩЕГО
Глава 3
СИНТЕЗИРУЮЩИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ .........................................
Виды синтеза .................................................................................................
Компоненты синтеза .................................................................................
Междисциплинарный синтез:
преимущества и риски ..............................................................................
Потенциал синтеза .....................................................................................
Синтез — задача сложная, но разрешимая ......................................
Проблема образования .............................................................................
Многоаспектность: промежуточный шаг ........................................
Пути развития синтеза .............................................................................
Глава 4
КРЕАТИВНЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ .....................................................
Переосмысление креативности ............................................................
Характер творчества ..................................................................................
Образование и творчество в разные времена .................................
Групповое творчество ...............................................................................
Ложное творчество .....................................................................................
Творчество и синтез .................................................................................
Творчество в будущем — три пути развития ..............................
Глава 5
РЕСПЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ ............................
Старая как мир игра в бисер .................................................................
Различные объяснения взаимоотношений
между группами ........................................................................................
Сегодня все по-другому .........................................................................
Уважение к окружающим: разумная цель .....................................
Как люди учатся уважению ..................................................................
Атмосфера уважения: истина и фальшь ........................................
Ценность уважения ..................................................................................
Уважение любой ценой ..........................................................................
6
105
105
106
107
108
109
112
115
120
81
82
85
87
95
97
101
102
53
55
58
60
65
69
73
76
78
Стр.7
Оглавление
Глава 6
ЭТИЧЕСКИЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ .......................................................
Как сделать работу достойной.............................................................
Что угрожает этике ...................................................................................
Учиться, чтобы достойно работать ...................................................
Глава 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................
Препятствия на пути к мышлению нового типа ........................
Последовательность освоения типов мышления .......................
Пять типов мышления и будущее .....................................................
Примечания .................................................................................................
127
129
137
140
149
153
155
157
161
Стр.8