Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий (220,00 руб.)

0   0
АвторыАбашина Валентина Васильевна, Филиппова Аксана Равильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц119
ID807606
АннотацияУчебно-методическое пособие направлено на формирование у студентов готовности к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Начальное образование», осваивающих учебные дисциплины «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста». Отдельные материалы возможно использовать при изучении учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования». Пособие может представлять интерес для практических работников дошкольного образования.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», «Дошкольное образование и Начальное образование» / В.В. Абашина, А.Р. Филиппова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 119 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807606 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Познавательное_развитие_детей_дошкольного_возраста_с_применением_информационно-коммуникационных_технологий.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В.В. Абашина, А.Р. Филиппова ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО– КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование» «Дошкольное образование и Начальное образование» Сургут, 2022
Стр.1
УДК 373.21: 372.03 (075.8) ББК 74.102.413я73-9 А 13 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензент: Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» Абашина, В.В. А 13 Познавательное развитие детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий : учебно-методическое пособие : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», «Дошкольное образование и Начальное образование» / В.В. Абашина, А.Р. Филиппова ; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры ; Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 118 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие направлено на формирование у студентов готовности к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Начальное образование», осваивающих учебные дисциплины «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста». Отдельные материалы возможно использовать при изучении учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования». Пособие может представлять интерес для практических работников дошкольного образования. ББК 74.102.413я73-9 УДК 373.21: 372.03 (075.8) © Абашина В.В., Филиппова А.Р., 2022 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................................ 4 РАЗДЕЛ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ .......................................................................................................... 8 У.Э. 1.1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО ............................................................................................................................ 9 У.Э. 1.2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений ............................................................... 15 У.Э. 1.3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой .............................................................................................................. 22 У.Э. 1.4. Информационно-коммуникационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 29 У.Э. 1.5. Универсальные учебные умения будущих педагогов в процессе познавательного развития дошкольников с применением ИКТ ..................................... 37 РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...................... 43 У.Э. 2.1. Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций в математическом развитии детей дошкольного возраста ................................................................. 44 У.Э. 2.2. Методические рекомендации по применению интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников .......................................................................................... 49 У.Э. 2.3. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 55 У.Э. 2.4. Методические рекомендации по применению мультипликационных фильмов в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста .................................... 63 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...................................... 72 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................... 76 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Издание учебно-методического пособия «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий» обусловлено рядом причин. Во-первых, детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества: дошкольные образовательные организации являются активными участниками цифровых перемен в образовании. Конвергентная предметно-пространственная среда современной дошкольной образовательной организации включает в себя не только игровое и дидактическое оборудование, но и цифровые средства обучения, которые вносят изменения в традиционные способы организации образовательного процесса с детьми. Во-вторых, анализ требований нормативных документов к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования показал, что для выполнения профессиональной функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» обязательным требованием является «владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». Следовательно, актуальной задачей педагогического образования является - формирование готовности будущих педагогов к овладению профессиональными компетенциями по использованию информационно-коммуникационных технологий при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Начальное образование» при изучении учебных курсов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста («Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020) содержание учебно-методического пособия способствует формированию у бакалавров следующих компетенций: ОПК-9: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. ПК-1: способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий. Цель учебно-методического пособия – формирование у студентов умения решать задачи познавательного развития детей дошкольного возраста посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Учебно-методическое пособие включает в себя 2 раздела, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих целостность восприятия учебного материала и формирования соответствующих компетенций. Так, раздел «Познавательное развитие детей дошкольного возраста: современные подходы» раскрывает особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и ознакомления детей с миром природы в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Материалы раздела «Методические рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» носят практико-ориентированный характер, обеспечивая возможность решения конкретных профессиональных задач, связанных с применением разных видов информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Приведенные задания и контрольные вопросы для проверки и самоконтроля освоения учебного материала и сформированности соответствующих практических умений делают возможным его использование как для работы под руководством преподавателей, читающих дисциплины, так и для самостоятельной работы студентов. Методические указания и алгоритмы выполнения практико-ориентированных заданий помогут будущим педагогам освоить умения и навыки, необходимые для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в будущей практической деятельности. Предлагаемое пособие может быть интересно также практикующим педагогам дошкольного образования, находящихся в поиске эффективных способов организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий. – 4 –
Стр.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПК-9 – способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. Компоненты компетенции Когнитивный Знает: нормативно-методические основы применения информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста; особенности разработки средств обучения с применением информационно-коммуникационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста. Ориентировочный Владеет: критериями выбора средств обучения с применением информационно-коммуникационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста; способами разработки средств обучения с применением информационно-коммуникационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста. Операциональный Умеет: выбирать средства обучения с применением информационно-коммуникационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста; разрабатывать средства обучения с применением информационно-коммуникационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста (конспект, технологическая карта, презентация и др.). Опыт Имеет опыт: разработки средств обучения с применением информационнокомму-никационных технологий для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста (конспект, технологическая карта, презентация и др.). – 5 –
Стр.5
ПК-1: способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий. Компоненты компетенции Когнитивный Знает: специфические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях современных ДОО. Знает: цель, задачи, содержание и оптимальные виды деятельности в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; цифровые средства обучения для решения задач математического развития детей дошкольного возраста; особенности применения информационно-коммуникационных технологий для решения задач математического развития детей дошкольного возраста. Знает: специфику применения информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Ориентировочный Владеет: способами определения требований к результатам познавательного развития детей дошкольного возраста. Владеет: способами определения цели, задач, содержания и оптимальных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста; способами разработки и анализа цифровых средств обучения для решения задач математического развития детей дошкольного возраста; способами применения информационно-коммуникационных технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста. Владеет: способами сравнения цифровых лабораторий в экологическом образовании детей дошкольного возраста; способами определения содержания образовательной деятельности экологического характера с детьми дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий. Операциональный Умеет: определять требования к результатам познавательного развития детей дошкольного возраста. Умеет: выбирать цифровые образовательные ресурсы для решения задач формирования математических представлений у детей дошкольного возраста; разрабатывать и анализировать цифровые средства обучения для решения задач математического развития детей дошкольного возраста; применять информационно-коммуникационные технологии в математическом развитии детей дошкольного возраста с учетом нормативно-методических требований. Умеет: сравнивать цифровые лаборатории, применяемые в экологическом образовании детей дошкольного возраста; определять содержание образовательной деятельности экологического характера с детьми дошкольного возраста с применением цифровых технологий. – 6 – Имеет опыт: сравнительного анализа цифровых лабораторий в экологическом образовании детей дошкольного возраста; составления технологической карты проблемной ситуации экологического характера с применением оборудования цифровой лаборатории. Опыт Имеет опыт: решения проблемных ситуаций по определению требований к результатам познавательного развития детей дошкольного возраста. Имеет опыт: разработки и анализа цифровых средств обучения для решения задач математического развития детей дошкольного возраста.
Стр.6
Название раздела Цель раздела Раздел 1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста: современные подходы Формирование у бакалавров понимания сущности познавательного развития школьников и значимости применения в нем информационно-коммуникационных технологий. доСТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ Задачи раздела 1. Формировать у студентов умение выявлять специфические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях современных ДОО. 2. Формировать умение определять современные требования к познавательному развитию детей дошкольного возраста в процессе математического развития. 3. Формировать умение определять современные требования к познавательному развитию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. 4. Формировать умение обосновывать применение информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста с учетом нормативно-методических требований. Раздел 2. Методические рекомендации по применению информационнокоммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Формирование у бакалавров умения применять информационно-коммуникационные технологии в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста. 1. Формировать умение применять мультимедийные презентаций в процессе математического развития детей дошкольного возраста. 2. Формировать умение применять интерактивную доску в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. 3. Формировать умение применять цифровые лаборатории в экологическом образовании детей дошкольного возраста. 4. Формировать умение применять мультипликационные фильмы в процессе развития математических представлений у детей. Учебные элементы У.Э. 1.1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО. У.Э. 1.2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений. У.Э. 1.3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой. У.Э. 1.4. Информационно-коммуникационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста. У.Э. 2.1. Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций в математическом развитии детей дошкольного возраста. У.Э. 2.2. Методические рекомендации по применению интерактивной доски в познавательном развитии детей дошкольного возраста. У.Э. 2.3. Методические рекомендации по использованию цифровых лабораторий в экологическом образовании детей дошкольного возраста. У.Э. 2.4. Методические рекомендации по применению мультипликационных фильмов в развитии математических представлений у детей. – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ