ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.В. Абашина, А.Р. Филиппова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРИМЕНЕНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО–
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность
«Дошкольное образование и Дополнительное образование»
«Дошкольное образование и Начальное образование»
Сургут, 2022
Стр.1
УДК 373.21: 372.03 (075.8)
ББК 74.102.413я73-9
А 13
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензент:
Абрамовских Н.В.,
доктор педагогических наук, профессор кафедры
теории и методики дошкольного и начального образования
БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
Абашина, В.В.
А 13
Познавательное развитие детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных
технологий : учебно-методическое пособие : направление
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», «Дошкольное
образование и Начальное образование» / В.В. Абашина, А.Р. Филиппова ; Департамент
образования и науки Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры ; Бюджетное
учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический
университет», 2022. – 118 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие направлено на формирование у студентов готовности
к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста посредством
применения информационно-коммуникационных технологий.
Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по
программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное образование
и Дополнительное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Начальное образование»,
осваивающих учебные дисциплины «Теория и методика математического развития
детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования детей
дошкольного возраста». Отдельные материалы возможно использовать при изучении
учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования».
Пособие может представлять интерес для практических работников дошкольного
образования.
ББК 74.102.413я73-9
УДК 373.21: 372.03 (075.8)
© Абашина В.В., Филиппова А.Р., 2022
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................................ 4
РАЗДЕЛ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ .......................................................................................................... 8
У.Э. 1.1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
в контексте ФГОС ДО ............................................................................................................................ 9
У.Э. 1.2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
в процессе формирования математических представлений ............................................................... 15
У.Э. 1.3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
при ознакомлении с природой .............................................................................................................. 22
У.Э. 1.4. Информационно-коммуникационные технологии в познавательном развитии
детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 29
У.Э. 1.5. Универсальные учебные умения будущих педагогов
в процессе познавательного развития дошкольников с применением ИКТ ..................................... 37
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...................... 43
У.Э. 2.1. Методические рекомендации по применению мультимедийных презентаций
в математическом развитии детей дошкольного возраста ................................................................. 44
У.Э. 2.2. Методические рекомендации по применению интерактивной доски
в познавательном развитии дошкольников .......................................................................................... 49
У.Э. 2.3. Методические рекомендации по использованию
информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании
детей дошкольного возраста ................................................................................................................. 55
У.Э. 2.4. Методические рекомендации по применению мультипликационных фильмов
в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста .................................... 63
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...................................... 72
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................... 76
– 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Издание учебно-методического пособия «Познавательное развитие детей дошкольного возраста
с применением информационно-коммуникационных технологий» обусловлено рядом причин.
Во-первых, детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества:
дошкольные образовательные организации являются активными участниками цифровых перемен в образовании.
Конвергентная предметно-пространственная среда современной дошкольной образовательной
организации включает в себя не только игровое и дидактическое оборудование, но и цифровые
средства обучения, которые вносят изменения в традиционные способы организации образовательного
процесса с детьми.
Во-вторых, анализ требований нормативных документов к профессиональной деятельности педагогов
дошкольного образования показал, что для выполнения профессиональной функции «Педагогическая
деятельность по реализации программ дошкольного образования» обязательным требованием является
«владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации
и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». Следовательно, актуальной
задачей педагогического образования является - формирование готовности будущих педагогов к овладению
профессиональными компетенциями по использованию информационно-коммуникационных технологий
при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по программам
бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки) / направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование»,
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) / направленность «Дошкольное
образование и Начальное образование» при изучении учебных курсов, направленных на познавательное
развитие детей дошкольного возраста («Теория и методика математического развития детей дошкольного
возраста», «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования
по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями
и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020) содержание учебно-методического
пособия способствует формированию у бакалавров следующих компетенций:
ОПК-9: способен понимать принципы работы современных информационных технологий
и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ПК-1: способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования
современных подходов и образовательных технологий.
Цель учебно-методического пособия – формирование у студентов умения решать задачи познавательного
развития детей дошкольного возраста посредством применения информационно-коммуникационных
технологий.
Учебно-методическое пособие включает в себя 2 раздела, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих
целостность восприятия учебного материала и формирования соответствующих компетенций.
Так, раздел «Познавательное развитие детей дошкольного возраста: современные подходы» раскрывает
особенности познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования
математических представлений и ознакомления детей с миром природы в контексте федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Материалы раздела «Методические
рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном
развитии детей дошкольного возраста» носят практико-ориентированный характер, обеспечивая возможность
решения конкретных профессиональных задач, связанных с применением разных видов информационно-коммуникационных
технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста.
Приведенные задания и контрольные вопросы для проверки и самоконтроля освоения учебного
материала и сформированности соответствующих практических умений делают возможным его использование
как для работы под руководством преподавателей, читающих дисциплины, так и для самостоятельной
работы студентов. Методические указания и алгоритмы выполнения практико-ориентированных заданий
помогут будущим педагогам освоить умения и навыки, необходимые для эффективного использования
информационно-коммуникационных технологий в будущей практической деятельности.
Предлагаемое пособие может быть интересно также практикующим педагогам дошкольного образования,
находящихся в поиске эффективных способов организации образовательного процесса с детьми
дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий.
– 4 –
Стр.4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПК-9 – способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной
деятельности.
Компоненты компетенции
Когнитивный
Знает:
нормативно-методические основы
применения информационно-коммуникационных
технологий в познавательном
развитии детей дошкольного
возраста;
особенности разработки средств
обучения с применением информационно-коммуникационных
технологий
для решения задач познавательного
развития детей дошкольного
возраста.
Ориентировочный
Владеет:
критериями выбора средств обучения
с применением информационно-коммуникационных
технологий
для решения задач познавательного
развития детей дошкольного возраста;
способами
разработки средств обучения
с применением информационно-коммуникационных
технологий
для решения задач познавательного
развития детей дошкольного возраста.
Операциональный
Умеет:
выбирать
средства обучения с применением
информационно-коммуникационных
технологий для решения
задач познавательного развития детей
дошкольного возраста;
разрабатывать средства обучения
с применением информационно-коммуникационных
технологий для
решения задач познавательного развития
детей дошкольного возраста
(конспект, технологическая карта,
презентация и др.).
Опыт
Имеет опыт:
разработки средств обучения
с применением информационнокомму-никационных
технологий
для решения задач познавательного
развития детей дошкольного
возраста (конспект, технологическая
карта, презентация и др.).
– 5 –
Стр.5
ПК-1: способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных
технологий.
Компоненты компетенции
Когнитивный
Знает:
специфические особенности познавательного
развития детей дошкольного
возраста в условиях современных
ДОО.
Знает:
цель, задачи, содержание и оптимальные
виды деятельности в процессе
формирования математических
представлений у детей дошкольного
возраста;
цифровые средства обучения для
решения задач математического
развития детей дошкольного возраста;
особенности
применения информационно-коммуникационных
технологий
для решения задач математического
развития детей дошкольного
возраста.
Знает:
специфику применения информационно-коммуникационных
технологий
в экологическом образовании
детей дошкольного возраста.
Ориентировочный
Владеет:
способами определения требований
к результатам познавательного развития
детей дошкольного возраста.
Владеет:
способами определения цели, задач,
содержания и оптимальных видов
деятельности, направленных на математическое
развитие детей дошкольного
возраста;
способами разработки и анализа
цифровых средств обучения для
решения задач математического
развития детей дошкольного возраста;
способами
применения информационно-коммуникационных
технологий
в математическом развитии
детей дошкольного возраста.
Владеет:
способами сравнения цифровых лабораторий
в экологическом образовании
детей дошкольного возраста;
способами определения содержания
образовательной деятельности экологического
характера с детьми дошкольного
возраста с применением
информационно-коммуникационных
технологий.
Операциональный
Умеет:
определять требования к результатам
познавательного развития детей
дошкольного возраста.
Умеет:
выбирать цифровые образовательные
ресурсы для решения задач формирования
математических представлений
у детей дошкольного возраста;
разрабатывать и анализировать
цифровые средства обучения для
решения задач математического
развития детей дошкольного возраста;
применять
информационно-коммуникационные
технологии в математическом
развитии детей дошкольного
возраста с учетом нормативно-методических
требований.
Умеет:
сравнивать цифровые лаборатории,
применяемые в экологическом образовании
детей дошкольного возраста;
определять
содержание образовательной
деятельности экологического
характера с детьми дошкольного
возраста с применением цифровых
технологий.
– 6 –
Имеет опыт:
сравнительного анализа цифровых
лабораторий в экологическом образовании
детей дошкольного
возраста;
составления технологической карты
проблемной ситуации экологического
характера с применением
оборудования цифровой лаборатории.
Опыт
Имеет
опыт:
решения проблемных ситуаций
по определению требований к результатам
познавательного развития
детей дошкольного возраста.
Имеет опыт:
разработки и анализа цифровых
средств обучения для решения
задач математического развития
детей дошкольного возраста.
Стр.6
Название раздела
Цель раздела
Раздел 1.
Познавательное
развитие детей
дошкольного
возраста: современные
подходы
Формирование у бакалавров
понимания сущности познавательного
развития
школьников и значимости
применения в нем информационно-коммуникационных
технологий.
доСТРУКТУРА
РАЗДЕЛОВ
Задачи раздела
1. Формировать у студентов умение выявлять
специфические особенности познавательного развития
детей дошкольного возраста в условиях современных
ДОО.
2. Формировать умение определять современные
требования к познавательному развитию детей
дошкольного возраста в процессе математического
развития.
3. Формировать умение определять современные
требования к познавательному развитию детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления
с природой.
4. Формировать умение обосновывать применение
информационно-коммуникационных технологий
в познавательном развитии детей дошкольного
возраста с учетом нормативно-методических требований.
Раздел
2.
Методические
рекомендации
по применению
информационнокоммуникационных
технологий
в
образовательной
деятельности с детьми
дошкольного возраста
Формирование у бакалавров
умения применять информационно-коммуникационные
технологии
в решении задач
познавательного развития детей
дошкольного возраста.
1. Формировать умение применять мультимедийные
презентаций в процессе математического развития
детей дошкольного возраста.
2. Формировать умение применять интерактивную
доску в образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста.
3. Формировать умение применять цифровые лаборатории
в экологическом образовании детей
дошкольного возраста.
4. Формировать умение применять мультипликационные
фильмы в процессе развития математических
представлений у детей.
Учебные элементы
У.Э. 1.1. Особенности познавательного
развития детей дошкольного возраста
в контексте ФГОС ДО.
У.Э. 1.2. Познавательное развитие детей
дошкольного возраста в процессе формирования
математических представлений.
У.Э. 1.3. Познавательное развитие детей
дошкольного возраста при ознакомлении
с природой.
У.Э. 1.4. Информационно-коммуникационные
технологии в познавательном
развитии детей дошкольного возраста.
У.Э. 2.1. Методические рекомендации
по применению мультимедийных презентаций
в математическом развитии детей
дошкольного возраста.
У.Э. 2.2. Методические рекомендации
по применению интерактивной доски
в познавательном развитии детей дошкольного
возраста.
У.Э. 2.3. Методические рекомендации
по использованию цифровых лабораторий
в экологическом образовании детей дошкольного
возраста.
У.Э. 2.4. Методические рекомендации по
применению мультипликационных фильмов
в развитии математических представлений
у детей.
– 7 –
Стр.7