УДК 80
ББК 80/83
К 48
К 48
Клейн Иоахим
При Екатерине. Труды по русской литературе
XVIII века. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. — 464 с. —
(Studia philologica.)
ISBN 978-5-907290-82-2
Предлагаемые в этом сборнике статьи о русской литературе
XVIII века написаны на протяжении последних 15 лет. Их общая
цель заключается в том, чтобы передать хотя бы в фрагментарном
виде картину интеллектуального климата в русском дворянском
обществе екатерининской эпохи. В поле зрения сборника
находятся не только Державин и Карамзин как ведущие авторы
того времени, но, в определенных контекстах, и мелкие поэты.
Трактуются такие темы, как культ царей, война и мир, политика
и религия, государство и частная жизнь, служба и досуг,
противоположность ‘истинной’ и ‘ложной’ славы и, наконец,
смерть и жизнь на том свете. Показано, что значение этих тем
определялось не только петровской традицией и официальным
христианством, но также и европейским Просвещением.
УДК 80
ББК 80/83
В оформлении переплета использовано изображение камеи
«Портрет Екатерины II в образе Минервы».
Автор модели — великая княгиня Мария Федоровна (1759–1828).
Россия, начало XIX в. Государственный Эрмитаж, инв. № К-6267.
Фото С. В. Суетовой
© И. Клейн, 2021
© Издательский Дом ЯСК, оригиналмакет,
2021
© Государственный Эрмитаж, СанктПетербург,
иллюстрация
на переплете, 2021
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..........................................................................................11
Часть первая
Карамзин
I. Между Аполлоном и Фортуной: Карамзин-писатель
в социологической перспективе (2008) .....................17
1. Служба и поэзия .............................................................17
2. Идеал личной независимости ......................................22
3. Культ поэзии и поэта .....................................................25
4. Литература и деньги .......................................................27
5. «Профессиональный» писатель? .................................33
II. «Искусство жить» у Карамзина (Письма русского
путешественника) (2010) ..................................................37
1. Чувствительность ............................................................39
2. Открытость к миру, терпимость..................................40
3. Жизнерадостность ...........................................................45
4. Bildung, «сладостный досуг» и забота об общем
благе ................................................................................48
III. Дерзкий «Monsieur K*»: о Письмах русского
путешественника Карамзина (2018) ............................55
1. Наперекор петровскому этосу ....................................56
2. Что это за молодой человек? ........................................59
Стр.6
6
Оглавление
3. Aвтономия частной жизни:
семья, дружба, любовь ...................................................61
4. «Французолюбие» ...........................................................65
5. «Великие мужи»,
миролюбие и истинное величие .................................67
6. Экскурс: молодой Карамзин и Екатерина ІІ ............74
IV. Смерть и дружба у Карамзина («Цветок на гроб
моего Агатона») (2019) .....................................................79
1. Два адресата ......................................................................81
2. Карамзин и Виланд.........................................................84
3. Жизнь после смерти .......................................................84
4. «Мрачныя души» .............................................................86
Часть вторая
Державин
V. «Совсем особый путь»: Державин между
Ломоносовым и Горацием (2013) .................................93
VI. Мудрость Горация и автобиографический принцип
в лирике Державина (стихотворение
«На умеренность») (2011) ................................................97
1. Ассимиляция чужого ....................................................98
2. Расширение оригинала ...............................................100
3. Державин и Капнист: два разных подхода
к Горацию .......................................................................102
4. Автобиографизм, сатирические аллюзии ..............103
5. Державин и вельможи .................................................106
6. Синкретизм ценностей ................................................108
7. Державин и императрица ..........................................109
8. «Златые змеи» ................................................................112
VII. Истина и искренность в панегирической поэзии
Державина (2013) .............................................................113
1. Державин, Ломоносов и «Святая истина» ..............114
2. Фундаментальная критика панегирической
поэзии ..............................................................................117
Стр.7
Оглавление
7
3. Фиктивная Фелица и реальная Екатерина ..............120
4. Державин и его противники ......................................122
5. Лесть .................................................................................123
6. Искренность ....................................................................128
7. Крик о помощи .............................................................131
8. Экскурс: Державин и Собеседник ...............................134
а) Борьба против «знаменитых невежд» .................134
б) О пользе поэзии, особенно панегирической ....139
в) Еще раз об истине и искренности ........................143
г) Заключение: кризис панегирической поэзии ...148
VIII. Панегирическая поэзия: «Гимн Кротости»
Державина (2013) .............................................................151
1. Одический жанр; панегирическое бескорыстие ...152
2. Облик монарха ...............................................................153
3. Расчет панегириста .......................................................157
4. Свирепый «Норд» .........................................................160
5. Панегирическая чувствительность ...........................163
6. Феминизация властителя ............................................166
IX. Державин и Фортуна: стихотворение
«На Счастие» .....................................................................169
1. Добрая Фортуна, злая Фортуна ..................................170
2. Жанр .................................................................................173
3. Литературный карнавал ..............................................174
4. Похвала властительнице .............................................175
5. Лирический субъект .....................................................177
6. Державин и Гораций....................................................179
7. Экскурс: Державин и Гюнтер .....................................181
X. «Водопад»: ода Державина
на смерть Потемкина (2018) ........................................183
1. «Разрыв»? .........................................................................185
2. «...сие чудное явление натуры» ..................................186
3. К чему Румянцев? ..........................................................192
4. Румянцев об истинной славе ......................................194
5. Наконец Потемкин! ......................................................197
6. Водопад и императрица ..............................................202
7. Экскурс: Державин и Суворов ...................................203
Стр.8
8
Оглавление
ХI. Державин и религия: ода «Успокоенное
неверие» (2014) ..................................................................207
1. Борьба против пессимизма ........................................207
2. Отчаяние ..........................................................................210
3. Савел и Павел; Бог как любящий отец ....................214
4. Заключение .....................................................................218
5. Экскурс: молодой Державин — «страшный
безбожник»? ...................................................................221
XII. Пожилой Державин: ода «Христос» (2014) ................225
1. Sancta obscuritas; библейские цитаты; символика
света ..................................................................................225
2. Недоумение ...................................................................229
3. Обращение .....................................................................232
4. Христоцентризм ............................................................235
5. Исповедь пожилого Державина ................................236
Часть третья
Карамзин, Дмитриев, Державин
XIII. Служба, лень и «сладостный досуг» в русской
дворянской культуре ХVІІІ века (2017) ....................243
1. Служба .............................................................................244
2. Карамзин .........................................................................246
3. Дмитриев .........................................................................248
4. Державин и «Жизнь Званская» ..................................250
5. Экскурс А: лень и праздность .....................................254
6. Экскурс Б: свободное время ........................................257
Часть четвертая
Окказиональная поэзия
XIV. Похвала властителю: панегирическая поэзия
и русский абсолютизм (2014) .......................................265
1. Вечная слава ....................................................................267
2. Поэт перед царским престолом ................................269
Стр.9
Оглавление
9
3. Сакральность власти .....................................................271
4. «Честный поэт» ..............................................................275
5. Панегирист и его карьера............................................282
6. Уроки царям? .................................................................284
7. Апелляция к общим ценностям ...............................288
8. Панегирические оплошности ....................................290
9. О задачах монарха и миссии государствeнности ..291
10. От мира к войне ...........................................................301
XV. Торжествующая Россия: военная лирика
ХVІІІ века (2018) ................................................................303
1. Придворная окказиональная поэзия .......................305
2. Похвала простому солдату: Николев и Глейм .......307
3. Военные празднества ....................................................310
4. Стихотворение как военный памятник ...................311
5. Лирические темы; стиль ..............................................311
6. Патриотизм ....................................................................317
7. Великодержавное сознание ........................................318
8. Миролюбивая завоевательница ................................321
9. ‘Праведная’ война ..........................................................324
10. Державин и Греческий проект ................................327
11. Аннексионная лирика ................................................330
12. Русская военная поэзия в эпоху Просвещения ...333
XVI. «Стихи на кончину...»: русская погребальная
поэзия в XVIII веке (2021) ..............................................339
1. Эпикедейон .....................................................................341
2. Императрицы и императоры ....................................344
3. Вельможи ........................................................................348
4. Герои войны ....................................................................352
5. Герои культуры ..............................................................355
6. Дигрессия о миролюбии Державина .......................362
7. Герои благотворительности .......................................363
8. Отказ от петровского этоса службы и успеха ........367
9. Родители, муж и жена, дети .......................................368
10. Друзья ............................................................................370
11. Экскурс А: «Слеза безценная, священна!» ............375
12. Экскурс Б: эпикедейон и соседние жанры ............377
Стр.10
10
Оглавление
XVII. Экскурс в XVII век: погребальная поэзия русского
барокко. Френы Симеона Полоцкого (2021) ..........381
1. Литературный цикл .....................................................383
2. Композиция; риторика; повествователи ................383
3. Христианский образ мира; барочный стиль ..........392
4. Смерть и загробный мир ............................................395
5. Запад и Восток ...............................................................397
6. Contemptus mundi? .......................................................400
7. Френы и трены ................................................................401
Библиография ............................................................................403
Библиографическая справка ................................................459
Стр.11