Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей (1650,00 руб.)

0   0
АвторыПоливанова Катерина Николаевна , Бочавер Александра Алексеевна , Павленко Ксения Викторовна , Сивак Елизавета Викторовна
ИздательствоИздательский дом ВШЭ
Страниц385
ID799809
АннотацияМонография посвящена проектированию образовательного пространства детей в современном мегаполисе и проблеме новых форм неравенства в образовании. В условиях высокой вариативности общего и дополнительного образования многообразное поле образовательных предложений уже не описывается с помощью понятия траектории более адекватным представляется понятие образовательного пространства. Это пространство включает параллельные процессы, которые могут в разном порядке начинаться, прерываться и заканчиваться. К ним относятся не только формальное образование, но и другие типы обучения, в том числе граничащие с досугом. При общей тенденции к повышению разнообразия образовательных услуг остается значительной роль территории: задача проектирования индивидуального детского образовательного пространства оказывается более сложной или более простой в зависимости от бедности или насыщенности среды с точки зрения возможностей детского обучения. Но ключевым «архитектором» образовательного пространства ребенка является семья. Именно семейные установки, доступные ресурсы и готовность прилагать усилия в наибольшей степени детерминируют форму и содержание образовательного пространства детей.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей: аналитиков сферы образования, педагогов, родителей, представителей общественности.
ISBN978-5-7598-2068-0
УДК374
ББК74.66
Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей : монография / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак .— 2-е изд., эл. — : Издательский дом ВШЭ, 2021 .— 385 с. — 1 файл pdf : 385 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-7598-2068-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/799809 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Образование_за_стенами_школы._Как_родители_проектируют_образовательное_пространство_детей.pdf
УДК 374 ББК 74.66 П50 кандидат психологических наук, директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» С. Г. Косарецкий доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Д. Л. Константиновский; Р е ц е н з е н т ы: П50 Поливанова, Катерина Николаевна. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 385 с. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-7598-2068-0 Монография посвящена проектированию образовательного пространства детей в современном мегаполисе и проблеме новых форм неравенства в образовании. В условиях высокой вариативности общего и дополнительного образования многообразное поле образовательных предложений уже не описывается с помощью понятия траектории; более адекватным представляется понятие образовательного пространства. Это пространство включает параллельные процессы, которые могут в разном порядке начинаться, прерываться и заканчиваться. К ним относятся не только формальное образование, но и другие типы обучения, в том числе граничащие с досугом. При общей тенденции к повышению разнообразия образовательных услуг остается значительной роль территории: задача проектирования индивидуального детского образовательного пространства оказывается более сложной или более простой в зависимости от бедности или насыщенности среды с точки зрения возможностей детского обучения. Но ключевым «архитектором» образовательного пространства ребенка является семья. Именно семейные установки, доступные ресурсы и готовность прилагать усилия в наибольшей степени детерминируют форму и содержание образовательного пространства детей. Для широкого круга читателей: аналитиков сферы образования, педагогов, родителей, представителей общественности. УДК 374 ББК 74.66 Электронное издание на основе печатного издания: Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-7598-1986-8. — Текст : непосредственный. Изображение на обложке: Freepik.com. Эта обложка была создана с помощью ресурсов с freepik. com: В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7598-2068-0 © К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак, 2020
Стр.3
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Раздел 1. Образовательное пространство: феномен и тенденции развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 1.1. Ключевые понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 1.2. Образовательное пространство в России и СССР. . . . . . . . . . . 40 1.3. Расширение образовательного пространства за пределы образовательных организаций . . . . . . . . . . . . . . . . .43 Альтернативы школьному образованию. . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Досуговое образование, leisure education . . . . . . . . . . . . . . . .45 Привлечение потенциала среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 Возможности образовательного пространства на примере Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 1.4. Проблема неравенства в образовании детей . . . . . . . . . . . . . .64 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Раздел 2. Выборка и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 2.1. Проект «Уличная среда, досуг и обучение» . . . . . . . . . . . . . . .78 2.2. Проект «Проектирование родителями образовательного пространства детей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 2.3. Проект «Образовательное пространство детей и семейный досуг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82 Ограничения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 Раздел 3. Уличная среда, досуг и обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 3.1. Улица как пространство развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 3.2. Трансформация детского уличного досуга с течением времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 Возраст начала самостоятельных прогулок. . . . . . . . . . . . . . . 91 Уличный досуг детей в СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 3
Стр.4
Образование за стенами школы Сравнительное исследование уличного досуга детей разных поколений . . . . . . . . . . . . . . 106 3.3. Ареал перемещений современного ребенка . . . . . . . . . . . . . 117 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Раздел 4. Общая характеристика образовательного пространства школьника в мегаполисе . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 4.1. Вовлеченность детей в дополнительное образование: данные исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 4.2. Вовлеченность в дополнительное образование в мегаполисе . . . 135 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Раздел 5. Роль семьи в насыщении образовательного пространства ребенка: постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . 148 5.1. Степень насыщения образовательного пространства: от «естественного роста» к «совместному культивированию». . . . . 149 5.2. Уязвимые социальные группы и воспроизводство неравенства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 5.3. Причины непосещения дополнительных занятий: гипотезы о механизмах влияния семьи на образовательное пространство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 5.4. Роль семьи в насыщении образовательного пространства . . . . 173 Высокая вовлеченность детей в дополнительное образование . . 174 Слияние родителя с ребенком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Контроль других сфер жизни ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Собственный опыт родителей: сравнения и разочарования . . . 182 Мерцающая вовлеченность детей в дополнительное образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Низкая вовлеченность детей в дополнительное образование . . 185 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Раздел 6. Влияние ресурсов семьи и особенностей территории на образовательное пространство ребенка . . . . . . . . . . . . . . . 191 6.1. Социально-экономический статус и культурный капитал семьи: влияние на образовательное пространство . . . . . . . . . . . . . . . . 194 4
Стр.5
Содержание От чего зависит размер «усилий»? От материального благосостояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 От чего зависит размер «усилий»? От культурного капитала родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 Стратегии использования дополнительного образования семьями с разными ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 6.2. Влияние пространственных факторов на вовлеченность в дополнительное образование . . . . . . . . . . . . 210 Вовлеченность в дополнительные занятия в зависимости от района . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 Вовлеченность школьников в разных районах в удаленные дополнительные занятия и в занятия вне школы . . . . . . . . . . 213 Среднее количество часов дополнительных занятий разного вида в зависимости от территориального фактора . . . . 216 Влияние территориального фактора на контингент в школе . . . 218 Может ли семья компенсировать неблагоприятное влияние района? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 Раздел 7. Содержание образовательного пространства: ожидания и запросы семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 7.1. Компенсирующая роль дополнительного образования . . . . . . 226 7.2. Развивающая роль дополнительного образования . . . . . . . . . 231 7.3. Образовательные запросы семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 7.4. Стратегии семей при выборе развивающих дополнительных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 Раздел 8. Семейный досуг и стилевые различия: расширение образовательного пространства . . . . . . . . . . . . . 255 8.1. Размер и специфика совместности в зависимости от пола и возраста ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . 264 8.2. Совместность в зависимости от характеристик семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 5
Стр.6
Образование за стенами школы 8.3. Влияние семейного стиля на образовательное пространство ребенка (за пределами социально-экономического статуса и культурного капитала) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 Приложение А. Анкета для взрослых «Места детства» . . . . . . . . . 328 Приложение Б. Анкета для подростков «Свободное время». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Приложение В. Анкета с картированием. . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Приложение Г. Примерный план интервью с родителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 Приложение Д. Анкета 2014 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 Приложение Е. Анкета 2015 г . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 Приложение Ж. Анкета 2016 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 Приложение З. Анкета 2017 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ