УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 9-е изд.,
– 1 файл pdf : 433 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-05533-3
чтению для 4В пособии представлены поурочные разработки по литературному
класса, составленные с учетом требований ФГОС. Порядок
тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др. УМК «Школа
России» (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный
перечень учебников. Помимо подробного плана работы над произведениями,
включенными в программу, сценарий каждого урока содержит
тексты для речевой разминки, игровые и нестандартные задания,
дополнительный материал для учителя.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических
вузов и колледжей.
гг. выпуска.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 4 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
8-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО, 2021. – 432 с. – (В помощь школьному
учителю). – ISBN 978-5-408-05204-2. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05533-3
©© ООО «ВАКО», 2015
ООО «ВАКО», 2021,
с изменениями
2021 Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. 2019– Л.Ф.Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Планируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УТематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
р о к 1. Введение. Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
УЛетописи. былины. житияр о к 2. Внеклассное чтение. Самые интересные книги,
прочитанные летом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
У р о к 3. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 4. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» . . . . 25
У р о к 5. Прозаический текст былины в пересказе
И. Карнауховой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
У р о к 6. Герой былины – защитник Русского государства.
Картина В. Васнецова «Богатыри» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
У р о к 7. События летописи – основные события истории
Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических
источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 8. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
У р о к 9. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» . . . . . . . . . . . . 42
У р о к 10. Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
У р о к и 11–13. Житийная литература. В. Клыков «Памятник
Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Сергий
Радонежский – святой земли Русской . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
УУ р о к 14. Поговорим о самом главном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
У р о к 15. Обобщающий урок-игра «Летописи. Былины. Жития» . . . 60
У р о к 16. Проект «Создание календаря исторических событий» . . . 64
УЧудесный мир классикир о к 18. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 19. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения об А.С. Пушкине
на основе статьи А. Слонимского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
УУ р о к 20. А.С. Пушкин «Няне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
р о к 21. А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» . . . . . . . . 78
р о к 17. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Стр.428
428
Содержание
УУ р о к 22. А.С. Пушкин «Туча» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
р о к и 23–25. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части . . . 83
У р о к 26. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам
А.С. Пушкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 27. М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения
о М.Ю. Лермонтове на основе статьи А. Шан-Гирея . . . . . . . . . . . 94
У р о к и 28–30. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев . . . . . 97
У р о к 31. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом
на основе статьи С. Толстого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
У р о к 32. Л.Н. Толстой «Детство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
УУ р о к 33. Л.Н. Толстой «Ивины» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
р о к 35. А.П. Чехов. Подготовка сообщения об А.П. Чехове
на основе статьи М. Семановой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
У р о к 34. Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого . . . . . . . . 113
УУ р о к 36. А.П. Чехов «Мальчики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
УУ р о к 38. Поговорим о самом главном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
р о к 37. А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа –
герои своего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
У р о к 39. Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» . . . 126
р о к 40. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
УПоэтическая тетрадьр о к 41. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
У р о к 42. К. Ушинский «Четыре желания». Сравнение картин
природы, созданных художниками и писателями . . . . . . . . . . . . . 138
УУ р о к 43. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…» . . . . . . . . . . . . . . 142
У р о к 44. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» . . . . . . . . . . . . . 145
У р о к 45. А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» . . . . . . . . . . . . . . . 148
р о к 46. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»,
«Где сладкий шепот…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
р о к 49. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах
И.А. Бунина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
УУ р о к 47. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» . . . . 154
У р о к 48. Н.А. Некрасов «Саша» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 50. Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей
поэтов-классиков XIX – начала XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
УЛитературные сказкир о к 53. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания. В.Ф. Одоевский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
У р о к 54. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Знакомство
с произведением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 51. Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая
тетрадь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
У р о к 52. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Стр.429
Содержание
429
У р о к и 55, 56. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Составление плана сказки. Подробный пересказ . . . . . . . . . . . . . 178
р о к и 58–60. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного
произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
УУ р о к 57. П.П. Бажов. Подготовка сообщения о П.П. Бажове . . . . 184
У р о к 61. С.Т. Аксаков. Подготовка сообщения о С.Т. Аксакове . . . 192
У р о к и 62–65. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои
произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ
сказки. Словесное иллюстрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
У р о к и 66, 67. Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 68. Поговорим о самом главном. Проверим себя . . . . . . . . . . 211
У р о к 69. Оценка достижений. Контрольная работа
за I полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Делу время – потехе час
У р о к 70. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
о его содержания. Е.Л. Шварц. Подготовка сообщения
Е.Л. Шварце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 71. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Знакомство с произведением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 72. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 73. В.Ю. Драгунский «Главные реки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
У р о к 74. Сообщение о творчестве В.Ю. Драгунского.
Поговорим о самом главном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
УУ р о к 77. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе . . . . 239
У р о к 78. Обобщающий урок «Делу время – потехе час» . . . . . . . . . 243
р о к 79. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Страна детства
У р о к и 80, 81. Знакомство с названием раздела,
прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил
человечков». Герой произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
У р о к и 82, 83. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
УУ р о к 84. Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко «Елка» . . . . 260
У р о к 85. М.И. Цветаева «Наши царства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
У р о к 86. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» . . . . . . . . . . 267
У р о к 87. С.А. Есенин «Бабушкины сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
У р о к 88. Обобщающий урок «Страна детства» . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
У р о к 89. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
У р о к и 75, 76. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Смысл заголовка. Инсценирование произведения . . . . . . . . . . . . 233
р о к 90. Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково
их назначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Стр.430
430
Содержание
Природа и мы
У р о к 91. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
У р о к 92. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
У р о к 93. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение
человека к природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
У р о к 94. С.А. Есенин «Лебедушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
УУ р о к и 95, 96. М.М. Пришвин «Выскочка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
р о к 97. М.М. Пришвин. Сообщение о жизни и творчестве
писателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
У р о к и 98, 99. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как
характеристика героя произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
У р о к и 100, 101. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои
рассказа. Составление плана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
У р о к 102. В.П. Астафьев. Сообщение о жизни и творчестве
писателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Родина
У р о к 105. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
У р о к 106. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом
тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
У р о к 107. С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение
к изображаемому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
У р о к 108. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» . . . . . . . 329
У р о к 109. Поговорим о самом главном. Песня защитников
Брестской крепости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
У р о к 103. Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» . . . . . . . . . 314
У р о к 104. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . 317
У р о к 110. Обобщающий урок «Родина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
У р о к 111. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
УУ р о к 112. Проект «Они защищали Родину» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
р о к 113. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Страна Фантазия
У р о к 114. Знакомство с названием раздела, прогнозирование
его содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
У р о к и 115, 116. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Герои фантастического рассказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
У р о к и 117, 118. Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Особенности фантастического жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
УУ р о к 119. Путешествие по стране Фантазии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к 120. Проверим себя. Оценка достижений . . . . . . . . . . . . . . . . 364
р о к 121. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги
и о путешествиях и путешественниках, настоящих вымышленных) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Стр.431
Содержание
431
УЗарубежная литературар о к 122. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его
содержания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
У р о к и 123–125. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои
приключенческой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
У р о к и 126–130. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.
Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке.
Характеристика героев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к и 131, 132. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Сравнение героев, их поступков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
У р о к 133. Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие
по дорогам любимых книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика скорости чтения и осознанности
восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Приложение 2. Стихотворное сопровождение для проведения
физкультминуток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
У р о к 134. Контрольная работа за II полугодие . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
У р о к 135. Обобщающий урок «Зарубежная литература» . . . . . . . . . 408
У р о к 136. Урок-игра «Литературные тайны» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
Стр.432