УДК 372.882
ББК 74.268.3
К95
К95
Кутявина С.В.
Поурочные разработки по литературному чтению.
эл. – 1 файл pdf : 417 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В по- 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. – 6-е изд.,
мощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст :
электронный.
ISBN 978-5-408-05320-9
Пособие содержит поурочные разработки по литературному чтению
для 2 класса к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»).
Имеется дополнительный материал для учителя (биографии писателей,
тексты физкультминуток и др.). В сценарии включены игровые
и нестандартные задания, кроссворды, загадки, викторины, которые
позволят повысить активность учащихся и сделать уроки насыщенными
и интересными
Издание адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей, слушателям ИПК.
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК
выпуска. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого 2014–2018 гг.
УДК 372.882
ББК 74.268.3
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки
по литературному чтению. 2 класс : пособие для учителя / С.В. Кутявина. –
5-е изд. – Москва : ВАКО, 2020. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-04764-2. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-05320-9
© ООО «ВАКО», 2015
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УПланируемые результаты обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
р о к 1. Введение. Знакомство с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
УУЛюбите книгур о к 2. Игра «Крестики-нолики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
р о к 3. Знакомство с названием раздела. Ю. Энтин «Слово про
слово». В. Боков «Книга – учитель…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
У р о к 4. Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге.
М. Горький о книгах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
У р о к 5. Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента
из в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги
деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси . . . . . . 25
УУ р о к 6. Н. Кончаловская «В монастырской келье…» . . . . . . . . . . . . . 27
р о к 7. Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии.
Справочная литература для детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
У р о к 8. Мои любимые художники-иллюстраторы . . . . . . . . . . . . . . . 34
У р о к 9. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая
старушка». Главная мысль стихотворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
У р о к 1 0. Семейное чтение. Сокровища духовной народной
мудрости. Пословицы и поговорки о добре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
УКраски осенир о к 1 1. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: сравнение, сборник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
У р о к 1 2. Осень в художественных произведениях А. Пушкина,
С. Аксакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 1 3. Осень в произведениях живописи В. Поленова,
А. Куинджи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
У р о к 1 4. А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва
золотая…». Ф. Васильев «Болото в лесу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
У р о к 1 5. И. Токмакова «Опустел скворечник…». А. Плещеев
«Осень наступила…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 1 6. Произведения устного народного творчества об осени.
Пословицы и поговорки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Стр.411
Содержание
УУ р о к 1 7. Народные приметы. Осенние загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
411
р о к 1 8. Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений
и рассказов о природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 1 9. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак
«Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков
«Сентябрь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
У р о к 2 0. Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд».
Создание текста по аналогии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
У р о к 2 1. Наш театр. Инсценирование произведения
Н. Сладкова «Осень» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к 2 2. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 2 3. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
УМир народной сказкир о к 2 4. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел . . . . . . . . . . . . . . . 77
У р о к 2 5. Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев,
В.И. Даль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
У р о к 2 6. Русская народная сказка «Заячья избушка» . . . . . . . . . . . . 82
У р о к 2 7. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» . . . 84
У р о к 2 8. Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев
сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
У р о к 2 9. Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки
по ролям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
У р о к 3 0. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Составление плана сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 3 1. Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок . . . . . . . . . . 94
У р о к 3 2. Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки . . . . . . 95
У р о к 3 3. Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ».
Главная мысль сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 3 4. Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
У р о к 3 5. Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
У р о к 3 6. Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
УУ р о к 3 7. Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки . . . 109
У р о к 3 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
и Сочинение-описание лисы на основе опорных слов
р о к 3 8. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
прочитанных художественных произведений . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 4 0. КВН «Обожаемые сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
УВеселый хороводр о к 4 1. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод . . . 119
У р о к 4 2. Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение
по картине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Стр.412
412
Содержание
У р о к 4 3. Проект «Мы идем в музей народного творчества».
Подготовка экскурсии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
У р о к 4 4. Народные заклички, приговорки, потешки,
перевертыши . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
У р о к 4 5. Переводная литература. Небылицы, перевертыши,
веселые стихи. Особенности авторских произведений,
созданных на основе народных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
У р о к 4 6. Мы идем в библиотеку. Справочная литература для
детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 4 7. Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый
старичок», «Небывальщина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
У р о к 4 8. Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница».
Небылица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
У р о к 4 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
У р о к 5 0. Проект «Подготовка и проведение праздника
“Веселый хоровод”» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
УМы – друзьяр о к 5 1. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: доброжелательность,
терпение, уважение. Пословицы о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
У р о к 5 2. Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский
«Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
У р о к 5 3. Сочинение на основе рисунков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
У р о к 5 4. Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени
героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
УУ р о к 5 5. Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях . . . . . . . . . . . . . 157
р о к 5 6. Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья
познаются». Главная мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к 5 7. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Обсуждение проблемы «Как найти друзей» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
У р о к 5 8. Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение
содержания рассказа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
У р о к 5 9. Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
У р о к 6 0. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
УЗдравствуй, матушка-зима!р о к 6 1. Знакомство с названием раздела. Основное понятие
раздела: выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
УУ р о к 6 2. Проект «Готовимся к новогоднему празднику» . . . . . . . . 176
р о к 6 3. Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин «Вот
север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» . . . . . 178
У р о к 6 4. С. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает…». Средства
художественной выразительности: эпитет, сравнение . . . . . . . . . 181
У р о к 6 5. Праздник Рождества Христова. Саша Черный
«Рождественское». К. Фофанов «Еще те звезды не погасли…».
Рассказ о празднике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Стр.413
Содержание
УУ р о к 6 6. К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение . . . . . . . . . 187
413
У р о к 6 8. А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное
Выразительное чтение в лирическом стихотворении. С. Дрожжин «Улицей гуляет…».
р о к 6 7. С. Маршак «Декабрь». Средства художественной
выразительности: олицетворение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
У р о к 6 9. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки . . . . . . . . . 195
У р о к 7 0. Проект «Праздник начинается, конкурс
предлагается…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
У р о к 7 1. Игра «Поле чудес» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
УЧудеса случаютсяр о к 7 2. Знакомство с названием раздела. Основное понятие
раздела: литературная сказка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 7 3. Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина . . . . . . . 207
У р о к 7 4. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои
сказки. Особенности литературной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к 7 5. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит
сказка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
У р о к 7 6. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Выставка
книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к 7 7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки . . . 220
У р о к 7 8. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Чему учит
сказка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
У р о к 7 9. Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
У р о к 8 0. Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение
литературных сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
У р о к 8 1. Э. Распе. Из книги «Приключения барона
Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки . . . . . . . . . . . . 230
У р о к 8 2. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки . . . . . . . . . 234
У р о к 8 3. Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского . . . . . . . 236
У р о к 8 4. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги
«Приключения Бибигона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
УУ р о к 8 5. Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата» . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 8 6. Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце» . . . . . . . . . 244
р о к 8 7. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
УВесна, весна! И все ей радо!
р о к 8 8. Знакомство с названием раздела. Основные понятия
раздела: олицетворение, воображение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
У р о к 8 9. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Прием контраста
в лирическом стихотворении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
У р о к 9 0. Весна в лирических произведениях И. Никитина,
А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях
живописи А. Куинджи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Стр.414
414
Содержание
У р о к 9 1. Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета,
А. Барто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
УУ р о к 9 2. Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне . . 263
р о к 9 3. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак,
И. Токмакова, Саша Черный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
У р о к 9 4. Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя
весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
У р о к 9 5. Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес».
К. Крыжицкий «Ранняя весна» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
У р о к 9 6. Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
УМои самые близкие и дорогие
У р о к 9 7. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
р о к 9 8. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: семья, согласие,
ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
У р о к 9 9. Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин,
Б. Заходер. Выразительное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
У р о к 1 0 0. А. Барто «Перед сном». Р. Сеф «Если ты ужасно
гордый…». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?»
Главная мысль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
У р о к 1 0 1. Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление
каталога по теме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
У р о к 1 0 2. Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был
бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто» . . . . . . . . . . . . . 299
У р о к 1 0 3. Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья»,
«Старый дед и внучек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
У р о к 1 0 4. Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму
перехитрить». Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к 1 0 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
УЛюблю все живоер о к 1 0 6. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание . . . 311
У р о к 1 0 7. Саша Черный «Жеребенок». Авторское отношение
к изображаемому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
У р о к 1 0 8. С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания
текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
У р о к 1 0 9. Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки
героев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
р о к 1 1 1. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление
плана на основе опорных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
УУ р о к 1 1 0. М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана . . . 320
У р о к 1 1 2. Сравнение художественного и научнопознавательного
текстов. Н. Рубцов «Про зайца».
Заяц (из энциклопедии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Стр.415
Содержание
415
У р о к 1 1 3. Проект «Создание фотоальбома о природе».
В. Берестов «С фотоаппаратом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
У р о к 1 1 4. Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки
о природе В. Бианки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 1 1 5. Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис
и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов . . . 332
У р о к 1 1 6. Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы
Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок . . . . . . . . 335
У р о к 1 1 7. Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет
синичка?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
У р о к 1 1 8. Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?..».
Постановка вопросов к тексту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
У р о к 1 1 9. Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий
бок». Инсценирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
У р о к 1 2 0. Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик»,
«Коза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
У р о к 1 2 1. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Проверочная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
УЖизнь дана на добрые дела
р о к 1 2 2. Знакомство с названием раздела. Основные
нравственные понятия раздела: взаимопомощь, трудолюбие,
честность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
У р о к 1 2 3. Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи
о человеке и его делах». Заголовок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
УУ р о к 1 2 4. Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок . . . 355
У р о к 1 2 5. В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка . . . . . . 358
У р о к 1 2 7. А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два
с голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения
р о к 1 2 6. Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим
«Не смей!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
пословицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
У р о к 1 2 8. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит
поступать по совести». В. Осеева «Три товарища» . . . . . . . . . . . . . 365
УУ р о к 1 2 9. И. Пивоварова «Сочинение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 1 3 0. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» . . . 369
У р о к 1 3 1. Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова . . . . . . . . . 372
р о к 1 3 2. Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники».
Подбор заголовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
р о к 1 3 4. Семейное чтение. И.А. Крылов «Лебедь, Щука
и Рак». Смысл басни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
УУ р о к 1 3 3. Н. Носов «Фантазеры». Чтение по ролям . . . . . . . . . . . . 377
У р о к 1 3 5. Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности».
Обобщение по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
Резервный урок. КВН «Цветик-семицветик»У р о к 1 3 6. Контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
Приложение. Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Стр.416