Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Типы производных значений и механизмы языкового расширения (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКустова Г. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц468
ID776909
АннотацияВ книге описаны типы производных значений слов разных семантических и грамматических классов и механизмы их образования. Первая часть посвящена глагольной лексике, обозначающей физические ситуации и физические воздействия. Рассмотрены типы неметафорических и метафорических значений основных групп глаголов физического действия. Вторая часть посвящена механизмам образования производных значений слов, описывающих внутреннюю сферу человека (ощущения, эмоции, восприятие, знание). Показано, что эти механизмы едины для глагольной и неглагольной лексики.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на языковедов, а также преподавателей и студентов филологических специальностей.
ISBN978-5-9765-2872-7
УДК811.161.1
ББК81.2Рус-5
Кустова, Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения : монография / Г.И. Кустова .— 2-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 468 с. — Библиогр.: с. 424-453 .— ISBN 978-5-9765-2872-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/776909 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Типы_производных_значений_и_механизмы_языкового_расширения.pdf
Г.И. Кустова ТИПЫ ПРОИЗВОДНЫХ ЗНАЧЕНИЙ И МЕХАНИЗМЫ ЯЗЫКОВОГО РАСШИРЕНИЯ Монография 2-е издание, исправленное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-5 К94 К94 Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения [Электронный ресурс] : монография / Г.И. Кустова — 2-е изд., испр. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 468 с. ISBN 978-5-9765-2872-7 В книге описаны типы производных значений слов разных семантических и грамматических классов и механизмы их образования. Первая часть посвящена глагольной лексике, обозначающей физические ситуации и физические воздействия. Рассмотрены типы неметафорических и метафорических значений основных групп глаголов физического действия. Вторая часть посвящена механизмам образования производных значений слов, описывающих внутреннюю сферу человека (ощущения, эмоции, восприятие, знание). Показано, что эти механизмы едины для глагольной и неглагольной лексики. Книга рассчитана на языковедов, а также преподавателей и студентов филологических специальностей. УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-5 ISBN 978-5-9765-2872-7 © Кустова Г.И., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................... 6 ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПОЛИСЕМИИ 1. Полисемия и синоними ............................................................................................. 11 2.Полисемия в словарях и лингвистических описаниях (Существует ли полисемия?) ..................................................................................... 12 3. Язык – это механизм .................................................................................................. 16 4. Когнитивные основания полисемии ........................................................................ 19 5. Основной фонд ........................................................................................................... 20 6. О единстве механизмов семантического сдвига ..................................................... 21 7. Когнитивные и «упаковочные» механизмы: акцентированиеи смещение ...................................................................................... 24 8. Семантический потенциал и семантическая парадигма многозначного слова ................................................................................................. 26 ЧАСТЬ I ГЛАГОЛЫ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ: МОДЕЛИ ЗНАЧЕНИЙ И МЕХАНИЗМЫ ДЕРИВАЦИИ Глава 1. Концептуальный аппарат описания глагольных значений ............................ 29 1. Внеязыковая реальность ....................................................................................... 29 2. Когнитивная модель ситуации ............................................................................. 30 3. Прототипическая ситуация как источник смыслов и условие единства многозначного слова ............................................................................ 33 4. Категориальные свойства актантов и типы пространств................................... 35 5. Модели значений каузативных глаголов ............................................................ 36 5.1. Каузация ................................................................................................. 37 5.2. «Внутренняя форма ............................................................................... 38 5.3. Глаголы способа и глаголы результата ............................................... 40 6. Стратегии семантической деривации .................................................................. 46 7. Заключение ............................................................................................................. 53 Глава 2. Типы производных значений и механизмы семантической деривации действия НСВ (семантический потенциал способа) ..................................... 54 1. Способы представления значений ....................................................................... 54 2. Роли участников как «упаковочная» категория ................................................. 57 3. Схемы толкования глаголов способа ................................................................... 60 4. Семантическая парадигма глаголов способа ...................................................... 65 4.1. Аргументная стратегия – актантная (внутренняя) метонимия ......... 65 4.2. Компонентная стратегия – денотативная аналогия ........................... 67 4.3. Импликативная стратегия – экспериенциальное следствие ............. 70 4.4. Основная и расширенная парадигма глаголов НСВ .......................... 72 3
Стр.3
Глава 3. Импликативный потенциал изменения ............................................................ 74 1. «Элементы» смысла .............................................................................................. 74 2. Семантические типы изменений и семантические классы глаголов ................ 75 3. Смысл изменения ................................................................................................... 86 Глава 4. Семантический потенциал и семантическая парадигма глаголов действия СВ ...................................................................................... 89 1. Факторы, определяющие значение глагола СВ .................................................. 89 2. Семантические варианты и импликативный потенциал схемы «Ликвидация контакта Объекта с Местом / удаление Объекта» ..................... 94 2.1. Удаление Вещества с Поверхности .................................................... 95 2.2. Перемещение / удаление Объекта из фиксированного исходного положения / из контейнера .................................................................. 107 2.3. Импликативный потенциал глаголов деформации ........................... 111 3. Активизация импликаций как механизм семантической деривации .............. 114 Глава 5. Семантические модели производных значений глаголов перемещения объекта ....................................................................................... 118 1. Глаголы контролируемого перемещения ставить и класть: механизмы образования неметафорических значений ..................................... 118 2. Импликативный потенциал глаголов бесконтактного перемещения (группа бросить) ................................................................................................... 152 3. Номинативный акцент как источник полисемии (тянуть) .............................. 169 4. Импликативный потенциал ситуации «держать» в производных значениях глаголов группы держать.................................................................................... 177 5. Проблема инварианта и «память значения» ...................................................... 195 ЧАСТЬ II МЕХАНИЗМЫ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ В ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Введение ............................................................................................................................ 206 Глава 6. Семантические модели глаголов результата, глаголов интерпретации и глаголов отношения ............................................................. 209 1. Коммуникативная структура значения глаголов с событийным каузатором (глаголы косвенного результата и отрицание) .................................................. 209 2. Предикаты интерпретации: ошибка и нарушение .............................................. 226 3. Полисемия информационных глаголов и семантика пропозитивной конструкции ........................................................................................................... 235 4. Семантическая парадигма глаголов отношения (хранить) ............................... 244 Глава 7. Производные экспериенциальные значения глаголов действия ................... 261 1. Экспериенциальные значения глаголов физического воздействия: ощущение ............................................................................................................... 261 2. Восприятие ............................................................................................................. 268 3. Ментальные состояния и пропозициональные установки ................................ 270 4
Стр.4
Глава 8. Стратегии семантической деривации в экспериенциальной сфере: семантические рефлексы тяжести ...................................................... 273 1. Параметрические и экспериенциальные прилагательные ................................. 274 2. Свойство «тяжелый» и прототипическая ситуация «тяжело» .......................... 277 3. Импликации прототипической ситуации воздействия тяжести ....................... 280 4. Система значений прилагательного тяжелый ................................................... 287 5. Структура многозначности прилагательного тяжелый и стратегии семантической деривации в экспериенциальной сфере .................................... 298 Глава 9. Типы производных значений слов с экспериенциальной семантикой ......................................................................................................... 303 1. Производные значения эмоциональных слов ..................................................... 304 1.1. Морфологическая парадигма эмоциональных слов .......................... 305 1.2. Схема эмоциональной ситуации и типы производных значений эмоциональных слов ............................................................................ 307 1.3. Семантические классы эмоциональных слов: обзор контекстов и значений ............................................................... 308 1.4. Различия в семантической парадигме как отражение различий в организации исходного значения ........................................................ 312 2. Семантическая парадигма экспериенциальных каузативов и способы выражения связи с причиной................................................................ 315 2.1. Экспериенциальная каузация и экспериенциальная реакция .......... 315 2.2. Слова группы страшно / смешно на фоне глагольных дериватов ............................................................ 317 2.3. Отражение семантической двухвалентности в языковом поведении слов группы страшно / смешно .......................................................... 323 Глава 10. Пространство – восприятие – Наблюдатель .................................................. 332 1. Перцептивные события: участники, наблюдатели, локусы .............................. 332 2. Вид, видимость, сущность (о семантическом потенциале слов со значением зрительного восприятия) ...................................................................................... 341 3. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (класс попасть) ................................................................................................... 366 4. Модификации когнитивной схемы в значениях предлога (семантическая сеть предлога на) ........................................................................ 375 ИТОГИ ............................................................................................................................... 391 ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................. 424 Предметный указатель ..................................................................................................... 454 Лексический указатель ..................................................................................................... 462 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ