Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024
Педагогические измерения

Педагогические измерения №2 2021 (800,00 руб.)

0   0
Страниц158
ID725513
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2021 .— №2 .— 158 с. — URL: https://rucont.ru/efd/725513 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№2_2021.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пед. наук, научный рук ого университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, «ФИПИ» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани тарный университет», руководитель коВербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руко водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» тарный университет», руководитель Федеральной к миссии по разработке КИМ для ГИА по историимиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ ФГБНУ «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст венный университет», руководитель ко мис сии по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция: Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Вёрстка: Буланов Максим Технолог: Цыганков Артём Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 202120182 3 Редакция: E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 © Коллектив авторов, 2018 © Коллектив авторов, 2021
Стр.2
Содержание номера КОЛОНКА РЕДАКТОРА Решетникова О.А. Особенности перспективных моделей контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена ............................................................................................................5 В статье описываются основные подходы к разработке перспективных моделей КИМ ЕГЭ, отвечающих требованиям ФГОС СОО; рассматривается деятельность ФГБНУ «ФИПИ» по проведению апробации и общественно-профессионального обсуждения перспективных моделей; обосновывается поэтапное введение новых моделей заданий в действующие КИМ ЕГЭ. МЕТОДОЛОГИЯ Вербицкая М.В., Трешина И.В. Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) .............................................................................................................................. 10 В статье рассматривается перспективная модель КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, основанная на коммуникативно-когнитивном подходе к обучению иностранным языкам и философии ФГОС. Модель отражает деятельностный и интегрированный характер учебного предмета «Иностранный язык»: в совокупности задания охватывают основные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции и дают возможность объективно установить её уровень у участников экзамена. Зинин С.А., Новикова Л.В. Перспективная модель КИМ ЕГЭ по литературе ...........................................................................20 В статье представлены основные направления разработки перспективной модели КИМ ЕГЭ по литературе. Описаны новые типы заданий, реализующие практико-ориентированный подход к проверке образовательных достижений выпускников по предмету «Литература». Представлены материалы апробации ключевых элементов новой экзаменационной модели с комментарием разработчиков. Цыбулько И.П. Новая модель контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку ........................................................................................................................27 В статье описываются подходы, на базе которых разрабатывается перспективная модель КИМ ЕГЭ по русскому языку: компетентностный, интегрированный, коммуникативнодеятельностный, когнитивный и личностный подходы. Анализируются результаты общественнопрофессионального обсуждения и апробации новых моделей заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Перспективная модель КИМ ЕГЭ по обществознанию ..................................................................36 В статье представлены концептуальные идеи перспективной модели КИМ ЕГЭ по обществознанию, которая формируется в период завершения перехода российских школ на ФГОС СОО. Объясняются причины отказа от некоторых типов заданий и введения новых типов заданий; отмечаются значимые преимущества перспективной модели в сравнении с действующей; показана преемственность двух экзаменационных моделей. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Особенности перспективной модели КИМ ЕГЭ по истории ............................................................44 В статье описывается перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории, разработанная в соответствии с ФГОС. Отмечается преемственность новой модели с действующей. Приводятся характеристики новых моделей заданий, в том числе: на работу с исторической картой, с изобразительной наглядностью, на знание и применение исторических понятий, на сравнение, на аргументацию. Лобжанидзе А.А., Барабанов В.В. 2 Перспективная модель КИМ ЕГЭ по географии ............................................................................52 В статье описаны подходы к разработке новой экзаменационной модели ЕГЭ по географии, отвечающей требованиям ФГОС. Рассматриваются результаты апробации общественнопрофессионального обсуждения новых моделей заданий, приводятся примеры новых моделей заданий. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.3
Содержание номера Демидова М.Ю., Грибов В.А. Экзаменационная модель КИМ ЕГЭ по физике, отвечающая требованиям ФГОС СОО ...............59 В статье описаны основные подходы к разработке экзаменационной модели ЕГЭ по физике, отвечающей требованиям ФГОС СОО. Приводится характеристика новых моделей заданий базового уровня сложности и новых требований к оцениванию решения расчётных задач высокого уровня сложности. Анализируются результаты апробации новых моделей заданий, описывается структура и содержание КИМ ЕГЭ по физике в 2022 году. Добротин Д.Ю. О перспективной модели КИМ ЕГЭ по химии ...............................................................................70 В статье раскрываются содержательные и методические подходы, положенные в основу изменений содержания новой экзаменационной модели ЕГЭ, отвечающей требованиям ФГОС; отражена преемственность между действующей и перспективной моделью, описаны и охарактеризованы особенности новых моделей заданий, обозначены перспективы дальнейших изменений КИМ ЕГЭ по химии. Рохлов В.С. Совершенствование КИМ ЕГЭ по биологии для государственной итоговой аттестации старшеклассников ................................................................................................................. 77 В статье рассматриваются основные направления развития КИМ ЕГЭ по биологии. Приведены результаты общественно-профессионального обсуждения перспективной модели КИМ ЕГЭ2022 по биологии и анализ апробации новых экзаменационных заданий. Описана структура КИМ ЕГЭ по биологии в 2022 году. ПРАКТИКУМ ТЕКСТОЛОГА Полежаева М.В., Орехова С.В., Рыжко Е.Б., Нурминский А.И. Апробация заданий перспективных моделей КИМ ЕГЭ ..............................................................88 В статье описываются подходы к проведению апробации новых заданий, которые планируется включить в КИМ ЕГЭ, ориентированные на реализацию положений ФГОС СОО. Рассматриваются цели проведения исследования, характеризуются основные этапы, описываются подходы к обработке и анализу результатов. Левинская М.А. О подходах к формированию групп субъектов Российской Федерации для обмена экзаменационными работами в рамках перекрёстной проверки развёрнутых ответов участников ЕГЭ .................................................................................................................94 Рассматривается методика формирования групп регионов для перекрёстной проверки развёрнутых ответов участников ЕГЭ. Описываются параметры и алгоритмы, на основании которых производится разбиение субъектов Российской Федерации на кластеры для достижения наибольшей согласованности экспертов. Заякин А.А. Статистические свойства новых заданий КИМ ЕГЭ по физике ....................................................99 Представлен анализ результатов ЕГЭ по физике во Владимирской области с использованием Generalized Partial Credit model. Показано, что перевод задачи с кратким ответом в задание с развёрнутым ответом не увеличил трудность задания, но несколько уменьшился коэффициент дискриминации; в рамках классической теории тестов показано, что в группах слабо подготовленных участников частичное выполнение задания в целом укладывается в доверительные интервалы случайного угадывания одного балла. ИНСТРУМЕНТАРИЙ Зотова Д.В. Инструменты диагностики проблемного поведения в социальных сетях ................................. 109 В статье рассматриваются инструменты диагностики зависимости молодёжи от виртуального общения. Анализируются 17 зарубежных шкал и один российский опросник на соответствие основным психометрическим свойствам. Сравниваются различные методики, оценивающие субъективные и объективные критерии вовлечения. 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.4
Содержание номера Цыбанёва В.А. Особенности оценивания уровня сформированности аудитивных умений в формате стандартизированного теста ........................................................................................ 124 Рассматриваются вопросы обучения аудированию и контроля аудитивных умений с использованием стандартизированного теста. Описаны механизмы восприятия текста на слух, а также стратегии аудирования, необходимые обучающимся для успешного прохождения контроля. Обсуждаются рекомендации по совершенствованию аудитивных умений. Ворончагина О.А., Высоцкий И.Р., Трунин А.А., Ященко И.В. Практико-ориентированные математические задачи как средство развития функциональной грамотности ......................................................................................................................130 Статья посвящена развитию функциональной грамотности в курсе школьной математики. Важнейшее средство развития функциональной грамотности — практико-ориентированные задачи и сделана попытка определить ключевые черты практической задачи и её отличия от псевдопрактических задач, эксплуатирующих жизненные сюжеты, но не обладающих прикладной ценностью. Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю. Использование видеофрагментов в цифровом инструментарии для оценки учебных достижений по физике ....................................................................................................................................141 В статье рассматриваются направления использования видеофрагментов при разработке заданий по физике, предъявляемых учащимся на компьютере. Предлагается типология моделей заданий в соответствии с возможностями оценки предметных результатов, приводятся примеры заданий. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Чимитова Д.К., Дамбуева А.Б., Бреславская Т.С., Найданова О.Б. Диагностика грамотности чтения: региональный опыт и результаты ....................................... 146 В статье характеризуется важность оценки грамотнсти чтения, как метапредметного результата и одного из важнейших планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Представлен инструментарий диагностики читательской грамотности учащихся 9-х классов Республики Бурятия и приведён анализ результатов диагностики. Подписано в печать 20.08.2021. Формат 60×90/8 Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 19,5. Усл.-печ.л. 19,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 21831 Учредитель ООО «НИИ школьных технологий». Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-15870 от 07.07.2003 г. 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2 Тел.: (495) 345-52-00 Распространение: no.podpiska@yandex.ru E-mail: narob@yandex.ru 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ