ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
-
Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»
Редакционная коллегия:
--
– академик РАО, д-р
Болотов Виктор Александрович – академик Р
пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга
качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
пед. наук, научный рук
ого университета «Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук,
«ФИПИ»
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани
тарный университет», руководитель коВербицкая
Мария Валерьевна – д-р филол. наук,
руко водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА
по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук,
руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА
по физике ФГБНУ «ФИПИ»
тарный университет», руководитель Федеральной к
миссии по разработке КИМ для ГИА по историимиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ
ФГБНУ «ФИПИ»
Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель
Федеральной комиссии по разработке КИМ
для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель
Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст
венный университет», руководитель ко мис сии
по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ
«ФИПИ»
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
Редакция:
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Ответственный секретарь:
Степанова Марина Владимировна
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Вёрстка: Буланов Максим
Технолог: Цыганков Артём
Ответственный секретарь:
Чернышова Ксения Владимировна
Вёрстка: Столбова Марина
Корректор: Асанова Людмила
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО,
д-р филос. наук, научный руководитель Института
стратегии развития образования Российской академии
образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образова ния
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социальной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук,
директор Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства
просвещения Российской Федерации
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук,
глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р
филос. наук, директор Института стратегии развития
образования Российской академии образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образования
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социальной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ
Рособрнадзора
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный
научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
202120182
3
Редакция:
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru
www.narodnoe.org
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
-
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
© Коллектив авторов, 2018
© Коллектив авторов, 2021
Стр.2
Содержание номера
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Решетникова О.А.
Особенности перспективных моделей контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена ............................................................................................................5
В статье описываются основные подходы к разработке перспективных моделей КИМ ЕГЭ,
отвечающих требованиям ФГОС СОО; рассматривается деятельность ФГБНУ «ФИПИ»
по проведению апробации и общественно-профессионального обсуждения перспективных
моделей; обосновывается поэтапное введение новых моделей заданий в действующие
КИМ ЕГЭ.
МЕТОДОЛОГИЯ
Вербицкая М.В., Трешина И.В.
Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена по иностранным языкам (английский, немецкий, французский,
испанский) .............................................................................................................................. 10
В статье рассматривается перспективная модель КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, основанная
на коммуникативно-когнитивном подходе к обучению иностранным языкам и философии
ФГОС. Модель отражает деятельностный и интегрированный характер учебного предмета
«Иностранный язык»: в совокупности задания охватывают основные компоненты иноязычной
коммуникативной компетенции и дают возможность объективно установить её уровень
у участников экзамена.
Зинин С.А., Новикова Л.В.
Перспективная модель КИМ ЕГЭ по литературе ...........................................................................20
В статье представлены основные направления разработки перспективной модели КИМ ЕГЭ
по литературе. Описаны новые типы заданий, реализующие практико-ориентированный подход
к проверке образовательных достижений выпускников по предмету «Литература». Представлены
материалы апробации ключевых элементов новой экзаменационной модели с комментарием
разработчиков.
Цыбулько И.П.
Новая модель контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
по русскому языку ........................................................................................................................27
В статье описываются подходы, на базе которых разрабатывается перспективная модель
КИМ ЕГЭ по русскому языку: компетентностный, интегрированный, коммуникативнодеятельностный,
когнитивный и личностный подходы. Анализируются результаты общественнопрофессионального
обсуждения и апробации новых моделей заданий.
Котова О.А., Лискова Т.Е.
Перспективная модель КИМ ЕГЭ по обществознанию ..................................................................36
В статье представлены концептуальные идеи перспективной модели КИМ ЕГЭ
по обществознанию, которая формируется в период завершения перехода российских школ
на ФГОС СОО. Объясняются причины отказа от некоторых типов заданий и введения новых
типов заданий; отмечаются значимые преимущества перспективной модели в сравнении
с действующей; показана преемственность двух экзаменационных моделей.
Артасов И.А., Мельникова О.Н.
Особенности перспективной модели КИМ ЕГЭ по истории ............................................................44
В статье описывается перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории, разработанная в соответствии
с ФГОС. Отмечается преемственность новой модели с действующей. Приводятся характеристики
новых моделей заданий, в том числе: на работу с исторической картой, с изобразительной
наглядностью, на знание и применение исторических понятий, на сравнение, на аргументацию.
Лобжанидзе А.А., Барабанов В.В.
2
Перспективная модель КИМ ЕГЭ по географии ............................................................................52
В статье описаны подходы к разработке новой экзаменационной модели ЕГЭ по географии,
отвечающей требованиям ФГОС. Рассматриваются результаты апробации общественнопрофессионального
обсуждения новых моделей заданий, приводятся примеры новых моделей
заданий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.3
Содержание номера
Демидова М.Ю., Грибов В.А.
Экзаменационная модель КИМ ЕГЭ по физике, отвечающая требованиям ФГОС СОО ...............59
В статье описаны основные подходы к разработке экзаменационной модели ЕГЭ по физике,
отвечающей требованиям ФГОС СОО. Приводится характеристика новых моделей заданий
базового уровня сложности и новых требований к оцениванию решения расчётных задач
высокого уровня сложности. Анализируются результаты апробации новых моделей заданий,
описывается структура и содержание КИМ ЕГЭ по физике в 2022 году.
Добротин Д.Ю.
О перспективной модели КИМ ЕГЭ по химии ...............................................................................70
В статье раскрываются содержательные и методические подходы, положенные в основу изменений
содержания новой экзаменационной модели ЕГЭ, отвечающей требованиям ФГОС; отражена
преемственность между действующей и перспективной моделью, описаны и охарактеризованы
особенности новых моделей заданий, обозначены перспективы дальнейших изменений
КИМ ЕГЭ по химии.
Рохлов В.С.
Совершенствование КИМ ЕГЭ по биологии для государственной итоговой аттестации
старшеклассников ................................................................................................................. 77
В статье рассматриваются основные направления развития КИМ ЕГЭ по биологии. Приведены
результаты общественно-профессионального обсуждения перспективной модели КИМ ЕГЭ2022
по биологии и анализ апробации новых экзаменационных заданий. Описана структура
КИМ ЕГЭ по биологии в 2022 году.
ПРАКТИКУМ ТЕКСТОЛОГА
Полежаева М.В., Орехова С.В., Рыжко Е.Б., Нурминский А.И.
Апробация заданий перспективных моделей КИМ ЕГЭ ..............................................................88
В статье описываются подходы к проведению апробации новых заданий, которые
планируется включить в КИМ ЕГЭ, ориентированные на реализацию положений ФГОС
СОО. Рассматриваются цели проведения исследования, характеризуются основные этапы,
описываются подходы к обработке и анализу результатов.
Левинская М.А.
О подходах к формированию групп субъектов Российской Федерации для обмена
экзаменационными работами в рамках перекрёстной проверки развёрнутых ответов
участников ЕГЭ .................................................................................................................94
Рассматривается методика формирования групп регионов для перекрёстной проверки развёрнутых
ответов участников ЕГЭ. Описываются параметры и алгоритмы, на основании которых
производится разбиение субъектов Российской Федерации на кластеры для достижения наибольшей
согласованности экспертов.
Заякин А.А.
Статистические свойства новых заданий КИМ ЕГЭ по физике ....................................................99
Представлен анализ результатов ЕГЭ по физике во Владимирской области с использованием
Generalized Partial Credit model. Показано, что перевод задачи с кратким ответом в задание с развёрнутым
ответом не увеличил трудность задания, но несколько уменьшился коэффициент дискриминации;
в рамках классической теории тестов показано, что в группах слабо подготовленных
участников частичное выполнение задания в целом укладывается в доверительные интервалы
случайного угадывания одного балла.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Зотова Д.В.
Инструменты диагностики проблемного поведения в социальных сетях ................................. 109
В статье рассматриваются инструменты диагностики зависимости молодёжи от виртуального
общения. Анализируются 17 зарубежных шкал и один российский опросник на соответствие
основным психометрическим свойствам. Сравниваются различные методики, оценивающие
субъективные и объективные критерии вовлечения.
3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.4
Содержание номера
Цыбанёва В.А.
Особенности оценивания уровня сформированности аудитивных умений в формате
стандартизированного теста ........................................................................................ 124
Рассматриваются вопросы обучения аудированию и контроля аудитивных умений с использованием
стандартизированного теста. Описаны механизмы восприятия текста на слух, а также
стратегии аудирования, необходимые обучающимся для успешного прохождения контроля. Обсуждаются
рекомендации по совершенствованию аудитивных умений.
Ворончагина О.А., Высоцкий И.Р., Трунин А.А., Ященко И.В.
Практико-ориентированные математические задачи как средство развития функциональной
грамотности ......................................................................................................................130
Статья посвящена развитию функциональной грамотности в курсе школьной математики.
Важнейшее средство развития функциональной грамотности — практико-ориентированные
задачи и сделана попытка определить ключевые черты практической задачи и её отличия
от псевдопрактических задач, эксплуатирующих жизненные сюжеты, но не обладающих
прикладной ценностью.
Камзеева Е.Е., Демидова М.Ю.
Использование видеофрагментов в цифровом инструментарии для оценки учебных достижений
по физике ....................................................................................................................................141
В статье рассматриваются направления использования видеофрагментов при разработке
заданий по физике, предъявляемых учащимся на компьютере. Предлагается типология моделей
заданий в соответствии с возможностями оценки предметных результатов, приводятся примеры
заданий.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО
Чимитова Д.К., Дамбуева А.Б., Бреславская Т.С., Найданова О.Б.
Диагностика грамотности чтения: региональный опыт и результаты ....................................... 146
В статье характеризуется важность оценки грамотнсти чтения, как метапредметного результата
и одного из важнейших планируемых результатов освоения образовательной программы
в соответствии с требованиями ФГОС. Представлен инструментарий диагностики читательской
грамотности учащихся 9-х классов Республики Бурятия и приведён анализ результатов
диагностики.
Подписано в печать 20.08.2021. Формат 60×90/8
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 19,5. Усл.-печ.л. 19,5.
Тираж 1000 экз. Заказ № 21831
Учредитель ООО «НИИ школьных технологий».
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-15870 от 07.07.2003 г.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел.: (495) 345-52-00
Распространение: no.podpiska@yandex.ru
E-mail: narob@yandex.ru
4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2021
Стр.5