Рекомендован Экспертно-методическим советом Института научно-педагогического
образования федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования Российский государственный
университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
(ГЦОЛИФК). Протокол заседания Совета ИНПО № 1 от 29 сентября 2021 г.
Стр.1
УДК 001:1
ББК 72.3:87.0
С 81
Н.Ж. Булгакова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Авторы:
С.Д. Неверкович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;
Рецензенты:
Столяров В.И. – Предисловие; раздел I – главы 1–2; раздел II – главы 3–12;
Заключение.
Мельникова Н.Ю. – Предисловие; раздел I – глава 1–2; параграф 5.3.2;
Заключение.
С 81 История и философия науки: Учебник / В.И. Столяров, Н.Ю. Мельникова;
под общ. ред. проф. В.И. Столярова. – М.: Спорт, 2021. – 464 с.
Столяров В.И., Мельникова Н.Ю.
ISBN 978-5-907225-73-2
Учебник, адресованный прежде всего аспирантам и соискателям высших
учебных заведений физической культуры, имеет целью расширить и углубить их
знания по истории и философии науки, а также помочь в подготовке к экзамену
по кандидатскому минимуму «История и философия науки».
Анализируются важные и дискуссионные проб лемы истории и философии
науки: понятие и история науки; предмет философии, ее взаимоотношение с наукой;
предмет, основные концепции и значение философии науки; логико-методологические
и социокультурные проб лемы философии науки. Вместе с тем общие
теоретические положения истории и философии науки применяются для анализа
конкретных проб лем истории и философии спортивной науки.
Авторы учебника опираются прежде всего на результаты собственных исследований
обсуждаемых проб лем. Но чтобы избежать односторонности в их решении,
дать читателям возможность самим выбрать ту или иную точку зрения, излагаются
взгляды и аргументы других авторов по обсуждаемым проб лемам.
Учебник рекомендуется также студентам, магистрантам, преподавателям.
ББК 72.3:87.0
научным работникам, всем, кто занимается или просто интересуется проб лемами
истории и философии науки, в т. ч. спортивной науки.
ISBN 978-5-907225-73-2
© Столяров В.И., Мельникова Н.Ю, 2021
© Издательство «Спорт», оформление,
издание, 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Раздел первый
ИСТОРИЯ НАУКИ
Глава 1.
Понятие и история науки как особой познавательной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.1. Познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.1.1. Чувственные механизмы и формы познания,
их значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.2. Обыденно-практическое и научное познание . . . . . . . . . . . . . . . 40
1.2.1. Обыденно-практическое познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
1.2.2. Научное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.3. История науки: от этапа зарождения до настоящего времени . . 42
1.3.1. Первая стадия – зарождение науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1.3.2. Классический период развития науки . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
1.3.3. Неклассический период развития науки . . . . . . . . . . . . . . . 44
1.3.4. Период постнеклассической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
1.3.5. Особенности современной науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глава 2.
Наука как социокультурный феномен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1. Социальная и культурная системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1.1. Социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.1.2. Культурная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.2. Наука как социальная и культурная система . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2.1. Наука как социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
2.2.2. Наука как культурная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2.2.3. Социокультурные функции науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
1.1.2. Мышление, его роль в познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.1.3. Мышление и память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.1.4. Место чувственного и рационального в познании. . . . . . . 36
Стр.3
Раздел второй
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Глава 3.
Философия, ее предмет, парадигмальные
основания и значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Разногласия в понимании философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.1.1. Понимание философии представителями разных
философских направлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.1.2. Можно ли философию считать наукой . . . . . . . . . . . . . . . . 66
3.2. Научный подход как парадигмальное основание философии . . 73
3.2.1. Понятие научного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3.2.2. Предмет и структура философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3.2.3. Соответствие философии принципам научного подхода . . 88
3.2.4. Основные функции философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3.3. Ценностное парадигмальное основание философии . . . . . . . . . 90
3.3.1. Типология ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.3.2. Идеи и ценности гуманизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.3.3. Взаимоотношение научного и ценностного
парадигмальных оснований философии. . . . . . . . . . . . . . 100
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Глава 4.
Философия науки (общая характеристика) . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
4.1. Разногласия в понимании философии науки . . . . . . . . . . . . . . . 106
4.2. Предмет философии науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Глава 5.
Философская концепция диалектического метода. . . . . . . . . . . 111
5.1. Диалектика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
5.1.1. Диалектика как диалог, искусство спора. . . . . . . . . . . . . . 111
5.1.2. Превращение диалектики в софистику . . . . . . . . . . . . . . . 113
5.1.3. Диалектика как философская дисциплина . . . . . . . . . . . . 114
5.2. Понятие и структура диалектического метода. . . . . . . . . . . . . . 116
5.2.1. Содержательный анализ познания в диалектике . . . . . . . 117
5.2.2. Диалектический метод в узком смысле. . . . . . . . . . . . . . . 119
5.2.3. Структура диалектического метода в широком смысле . . 126
4
Стр.4
5.3. Значение диалектического метода в научном исследовании . . 127
5.3.1. Общая характеристика значения диалектического
метода в научном познании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
5.3.2. Диалектический принцип единства логического
и исторического . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Глава 6.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания . . 158
6.1. Эмпирический уровень научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . 158
6.1.1. Объекты и предмет эмпирического исследования . . . . . . 158
6.1.2. Методы эмпирического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . 159
6.1.3. Итоговая характеристика эмпирического уровня
научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
6.2. Теоретический уровень научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . 165
6.2.1. Объекты теоретического исследования. . . . . . . . . . . . . . . 165
6.2.2. Цели и задачи анализа эмпирических законов
на теоретическом уровне научного познания . . . . . . . . . . 165
6.2.3. Мысленная процедура конструирования
идеального объекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
6.2.4. Причины построения идеальных объектов, методы
и значение их анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
6.2.5. Итоговая характеристика теоретического уровня
научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
6.3. Теория, научная концепция, научная дисциплина. . . . . . . . . . . 174
6.3.1. Научная концепция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
6.3.2. Научная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
6.3.3. Понятие и функции теории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
6.3.4. Другие интерпретации понятия «теория». . . . . . . . . . . . . 177
6.3.5. Типы научных теорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
6.4. Проблемы взаимоотношения уровней научного познания. . . . 184
6.4.1. Чтó важнее – эмпирическое или теоретическое
исследование? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
6.4.2. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней
научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
6.4.3. Правомерно ли признавать метатеоретический уровень
научного познания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
6.4.4. Концепция оснований науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
5
Стр.5
Понятия и процедура их определения
6.5. Методологическое значение в спортивной науке философской
концепции эмпирического и теоретического исследований
(на примере научного анализа физкультурно-спортивной
активности населения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Глава 7.
Общие методы эмпирического и теоретического
исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
7.1. Понятия и процедура их определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
7.1.1. Научное понятие и его определение . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
7.1.2. Проблема определения дискуссионного понятия . . . . . . 212
7.1.3. Концепция диалектической логической процедуры
определения дискуссионных понятий. . . . . . . . . . . . . . . . 218
7.1.4. Экспликация понятий «спорт»
и «физическая культура» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
7.2. Абстракции и гипотезы, их обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
7.2.1. Абстракции, их правомерность и плодотворность. . . . . . 249
7.2.2. Гипотеза, ее типы, требования к гипотезам . . . . . . . . . . . 252
7.3. Объяснение и предсказание как методы научного познания,
их модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
7.3.1. Объяснение как метод научного познания . . . . . . . . . . . . 256
7.3.2. Предсказание как метод научного исследования . . . . . . . 256
7.3.3. Особенности объяснения и предсказания на двух
уровнях научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Глава 8.
Проблема истины и ее критерия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
8.1. Чтó такое истина? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
8.1.1. Термин «истина» в обыденном и научном языке . . . . . . . 262
8.1.2. Различные концепции истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
8.2. Проблема критерия истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
8.2.1. Обыденные способы определения истины . . . . . . . . . . . . 265
8.2.2. Скептицизм и агностицизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
8.2.3. Эмпирическая проверка истинности знаний,
ее значение и проб лемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
6
Стр.6
8.2.4. Логический способ установления истинности знаний,
его применимость и проб лемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
8.2.5. Целостный современный научный метод определения
истинности знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
8.3. Проблемы применения современного метода определения
истинности знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
8.3.1. Проблемы практической проверки истинности знаний . . 285
8.3.2. Проблемы установления истинности теории . . . . . . . . . . 287
8.3.3. Логические противоречия и пути их разрешения . . . . . . 289
8.3.4. Диалектический принцип «конкретности истины» . . . . . 293
8.3.5. Следует ли отказываться от понятия истины? . . . . . . . . . 294
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Глава 9.
Систематизация оценок компонентов познавательной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
9.1. Оценки, связанные с понятием «истина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
9.1.1. Какие компоненты познания можно оценивать как
истинные или ложные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
9.1.2. Оценки «относительная истина»
и «абсолютная истина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
9.1.3. Оценки «абстрактное знание» и «конкретное знание» . . 300
9.2. Оценки, связанные с понятием «имеет смысл» . . . . . . . . . . . . . 301
9.2.1. Оценка «понятно (понимаемо)». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
9.2.2. Оценки «однозначно понимаемое» и «неоднозначно
понимаемое» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
9.2.3. Оценка «правомерно (целесообразно)». . . . . . . . . . . . . . . 305
9.2.4. Оценка «плодотворно (продуктивно)» . . . . . . . . . . . . . . . 306
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Глава 10.
Философские концепции смены и преемственности теорий
в процессе развития научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
10.1. Концепции представителей постпозитивизма . . . . . . . . . . . . . 311
10.1.1. Эволюционная эпистемология и фальсификационизм
К. Поппера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
10.1.2. Теория научных революций Т. Куна . . . . . . . . . . . . . . . . 313
10.1.3. Концепция научно-исследовательских программ
И. Лакатоса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
7
Стр.7
10.2. Концепции отечественных исследователей . . . . . . . . . . . . . . . 316
10.2.1. Диалектическая содержательно-генетическая
концепция развития научного познания . . . . . . . . . . . . . 317
10.2.2. Другие концепции развития науки и научного познания,
разработанные отечественными исследователями. . . . . 330
10.3. Сравнительная оценка концепций постпозитивизма
и отечественных исследователей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
10.3.1. Кому принадлежит приоритет в разработке научных
концепций развития научного познания . . . . . . . . . . . . . 333
10.3.2. Сравнительная оценка диалектической концепции
и концепций постпозитивизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Глава 11.
Культурологические проб лемы физкультурно-двигательной
деятельности и телесности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
11.1. Культурологические проб лемы физкультурно-двигательной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
11.1.1. Понятие и структура культуры физкультурнодвигательной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
11.1.2. Формы (модели) культуры физкультурно-двигательной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
11.2. Культурологические проб лемы телесности человека . . . . . . . 346
11.2.1. Биологическое и социокультурное тело человека . . . . . 346
11.2.2. Основные направления культурологического анализа
телесности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
11.2.3. Понятие и структура телесной (соматической)
культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
11.2.4. Основные формы (модели) телесной культуры . . . . . . . 357
Вопросы для обсуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Глава 12.
Социально-философские проб лемы современного спорта
и олимпийского движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
12.1. Проблема социокультурного значения современного спорта . . .361
12.1.1. Разногласия в оценке социокультурного значения
современного спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
8
Стр.8
12.1.2. Алгоритм и результаты диалектического способа
мышления в анализе социокультурного значения
современного спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
12.1.3. Противоположная диалектической методология
и ее негативная роль в анализе социокультурного
значения современного спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
12.2. Проблема взаимоотношения спорта и искусства. . . . . . . . . . . 377
12.2.1. Дискуссии по проб леме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
12.2.2. Методология анализа проб лемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
12.2.3. Основные положения теоретической концепции
взаимоотношения спорта и искусства. . . . . . . . . . . . . . . 383
12.3. Социально-философский анализ современного
олимпийского движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
12.3.1. Кубертеновская концепция современного олимпизма
и ее реализация при жизни Кубертена. . . . . . . . . . . . . . . 391
12.3.2. Социокультурный анализ развития олимпийского
движения после Кубертена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
12.3.3. Социальное значение и перспективы современного
олимпийского движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
12.3.4. Актуальность и перспективы спортивногуманистического
движения в современном мире. . . . . 421
12.4. Проблема взаимоотношения спорта и политики . . . . . . . . . . . 427
12.4.1. Разногласия в понимании взаимоотношения спорта
и политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
12.4.2. Методология анализа проб лемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430
12.4.3. Основные положения концепции взаимоотношения
спорта и политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
Вопросы для обсуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
9
Стр.9