Ф
Филология:
Школы и направления
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Научные редакторы, составители
К.Э. Штайн, Д.И. Петренко
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 801/820
ББК 80/84
Ф54
СС
Соооссстттааавввииитттееелллиии,, ннаааууучччннныыыее
рр
рееедддаааккктттооорррыыы::
К.Э. Штайн, Д.И. Петренко
Ф54
Филология: Школы и направления [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / сост. Штайн, Д.И. Петренко. — 3-е изд., стер. —
М. : ФЛИНТА, 2021. — 890 с.
ISBN 978-5-9765-2737-9
В учебном пособии представлена отечественная филологическая
парадигма, включающая труды М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, работы
ученых мифологической, культурно-исторической, сравнитель ноисторической,
психологической
школ,
отечественных
фольклористов.
Публикуются исследования Общества изучения
поэтического языка (ОПОЯЗа), Мос ковского лингвистического
кружка (МЛК), Тартуско-московской школы.
Для студентов, бакалавров, магистрантов, а также аспирантов,
обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна
широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии,
семиотики.
УДК 801/820
ББК 80/84
ISBN 978-5-9765-2737-9
© Штайн К.Э., Петренко Д.И., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
Содержание
Вступление .................................................................................................................................................................................................................9
Часть I. Филология в контексте смены
типов научной рациональности
С.С. Аверинцев. Похвальное слово филологии ............................................................................................................ 12
В.С. Степин. Научное познание и ценности техногенной цивилизации ............................................ 17
А.М. Пятигорский. Краткие замечания о философском
в его отношении к филологическому ........................................................................................................................................ 30
Н.С. Автономова. Открытая структура .................................................................................................................................. 32
И.Н. Сиземская. Русская философия и лирическая поэзия: «Согласие ума и сердца» ........... 64
Часть II. Филология как интегративное гуманитарное знание,
в основе которого лежит понятие текста
Ф.Ф. Зелинский. Филология ............................................................................................................................................................ 78
Г.О. Винокур. Введение в изучение филологических наук ................................................................................ 84
С.С. Аверинцев. Филология ............................................................................................................................................................... 92
В.П. Нерознак. Теория словесности: старая и новая парадигмы ............................................................... 111
Часть III. История русской филологии
М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства ........................................................ 102
М.В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке ........................ 111
А.Х. Востоков. Опыт о русском стихосложении ........................................................................................................ 118
Мифологическая школа
Ф.И. Буслаев. Эпическая поэзия ................................................................................................................................................ 140
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу ....................................................................... 182
5
Стр.5
А.А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян ........................................................... 208
Ор.Ф. Миллер. Об отношениях русской литературы к Петру Великому .......................................... 219
Ор.Ф. Миллер. Речь, произнесенная на литературном утре 6 июня
в Соляном Городке в Петербурге .................................................................................................................................................. 223
Культурно-историческая школа
А.Н. Пыпин. Александр Сергеевич Грибоедов ............................................................................................................. 226
Н.С. Тихонравов. Предуведомление к одиннадцатому
изданию сочинений Н.В. Гоголя .................................................................................................................................................... 245
Сравнительно-историческая школа
А.Н. Веселовский. Историческая поэтика ...................................................................................................................... 248
Психологическая школа
А.А. Потебня. Мысль и язык ............................................................................................................................................................ 274
А.А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии (фрагмент) .............. 295
Д.Н. Овсянико-Куликовский. Наблюдательный и экспериментальный
методы в искусстве (к теории и психологии художественного творчества) ................................... 298
А.В. Ветухов. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного
врачевания, основанные на вере в силу слова ................................................................................................................ 329
А.Г. Горнфельд. Новые словечки и старые слова ...................................................................................................... 355
Филология и педагогика
Я.М. Неверов. Статьи об образовании
Что нужно для народного образования в России ........................................................................................................ 374
Еще об образовании кавказских горцев ............................................................................................................................... 387
Сочинения гимназистов Ставропольской губернской гимназии
Егор Кананов. О русской народной поэзии..................................................................................................................391
Александр Трачевский. О значении синонимов в связи с вопросом об изучении
языка и объяснение синонимов воспитание, учение, просвещение, образование ..................... 395
Александр Трачевский. О тропах вообще и о метафоре в особенности......................................399
Отечественная фольклористика
М.К. Азадовский. История русской фольклористики ......................................................................................... 402
П.Г. Богатырев. Фольклор как особая форма творчества ................................................................................ 413
В.Я. Пропп. Морфология волшебной сказки ................................................................................................................. 421
6
Стр.6
Общество изучения поэтического языка
В.Б. Шкловский. Искусство как прием ............................................................................................................................... 440
В.Б. Шкловский. Потебня ................................................................................................................................................................ 449
О.М. Брик. Звуковые повторы ........................................................................................................................................................ 451
Ю.Н. Тынянов. Литературный факт ...................................................................................................................................... 463
Ю.Н. Тынянов, Р.О. Якобсон. Проблемы изучения литературы и языка ....................................... 476
Б.М. Эйхенбаум. Теория «формального метода» ....................................................................................................... 482
Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя .......................................................................................................... 500
В.М. Жирмунский. Задачи поэтики ...................................................................................................................................... 509
Л.П. Якубинский. О звуках стихотворного языка .................................................................................................. 535
Б.А. Ларин. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды ........................... 544
*Е.Г. Ковалевская. Слово в тексте художественного произведения ....................................................... 555
Е.Г. Ковалевская. Вопрос об узуальном и окказиональном
в лингвистической литературе ....................................................................................................................................................... 566
Е.Г. Ковалевская. К вопросу о понятии «язык художественной литературы» ............................. 571
Московский лингвистический кружок
Р.О. Якобсон. Лингвистика и поэтика ................................................................................................................................... 573
Р.О. Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии .................................................................................. 592
Г.О. Винокур. Чем должна быть научная поэтика .................................................................................................... 605
Г.О. Винокур. Футуристы – строители языка ................................................................................................................ 614
Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика ..................................................................................................... 632
Р.О. Якобсон. Московский лингвистический кружок ...........................................................................................663
*Г.А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе.
Методологические очерки о методике................................................................................................................................... 675
*Л.В. Пумпянский. Об оде А. Пушкина «Памятник» ............................................................................................... 704
Тартуско-московская школа
Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста .................................................................................................................... 718
Ю.М. Лотман. Семиотика культуры и понятие текста .......................................................................................... 742
Б.А. Успенский. Поэтика композиции. «Точка зрения» как проблема композиции .............. 745
Б.А. Успенский. Historia sub specie semioticae (История с точки зрения семиотики) .......... 761
Б.А. Успенский. К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы ......... 765
М.Л. Гаспаров. Лингвистика стиха........................................................................................................................................... 772
* Ученые – последователи ОПОЯЗа и МЛК.
7
Стр.7
В.Вс. Иванов. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых...» ..... 779
В.Н. Топоров. Петербургский текст ........................................................................................................................................ 788
Выдающиеся ученые, сформировавшие
отдельные направления в филологии
М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном
художественном творчестве ............................................................................................................................................................. 803
В.В. Виноградов. Литературный язык ................................................................................................................................. 835
Д.С. Лихачев. О филологии
Принцип историзма в изучении литературы .................................................................................................................. 842
Об общественной ответственности литературоведения ..................................................................................... 849
Еще о точности литературоведения.......................................................................................................................................... 851
Контрапункт стилей как особенность искусств ............................................................................................................ 853
Приложение
Д.И. Петренко. Научная школа К.Э. Штайн
«Лингвистика текста: Семантика. Синтактика. Прагматика» ............................................................................. 859
8
Стр.8