Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Филология: школы и направления (1500,00 руб.)

0   0
АвторыШтайн К. Э., Петренко Д. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц890
ID776724
АннотацияВ учебном пособии представлена отечественная филологическая парадигма, включающая труды М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, работы ученых мифологической, культурно-исторической, сравнительно-исторической, психологической школ, отечественных фольклористов. Публикуются исследования Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа), Московского лингвистического кружка (МЛК), Тартуско-московской школы.
Кому рекомендованоДля студентов, бакалавров, магистрантов, а также аспирантов, обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, семиотики.
ISBN978-5-9765-2737-9
УДК80:821.0(075.8)
ББК80:83я73
Филология: школы и направления : учеб. пособие / К.Э. Штайн, Д.И. Петренко .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 890 с. — ISBN 978-5-9765-2737-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/776724 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Филология_Школы_и_направления.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Филология_Школы_и_направления.pdf
Ф Филология: Школы и направления Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Научные редакторы, составители К.Э. Штайн, Д.И. Петренко Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 801/820 ББК 80/84 Ф54 СС Соооссстттааавввииитттееелллиии,, ннаааууучччннныыыее рр рееедддаааккктттооорррыыы:: К.Э. Штайн, Д.И. Петренко Ф54 Филология: Школы и направления [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Штайн, Д.И. Петренко. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 890 с. ISBN 978-5-9765-2737-9 В учебном пособии представлена отечественная филологическая парадигма, включающая труды М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, работы ученых мифологической, культурно-исторической, сравнитель ноисторической, психологической школ, отечественных фольклористов. Публикуются исследования Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа), Мос ковского лингвистического кружка (МЛК), Тартуско-московской школы. Для студентов, бакалавров, магистрантов, а также аспирантов, обучающихся на филологическом факультете. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами филологии, семиотики. УДК 801/820 ББК 80/84 ISBN 978-5-9765-2737-9 © Штайн К.Э., Петренко Д.И., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
Содержание Вступление .................................................................................................................................................................................................................9 Часть I. Филология в контексте смены типов научной рациональности С.С. Аверинцев. Похвальное слово филологии ............................................................................................................ 12 В.С. Степин. Научное познание и ценности техногенной цивилизации ............................................ 17 А.М. Пятигорский. Краткие замечания о философском в его отношении к филологическому ........................................................................................................................................ 30 Н.С. Автономова. Открытая структура .................................................................................................................................. 32 И.Н. Сиземская. Русская философия и лирическая поэзия: «Согласие ума и сердца» ........... 64 Часть II. Филология как интегративное гуманитарное знание, в основе которого лежит понятие текста Ф.Ф. Зелинский. Филология ............................................................................................................................................................ 78 Г.О. Винокур. Введение в изучение филологических наук ................................................................................ 84 С.С. Аверинцев. Филология ............................................................................................................................................................... 92 В.П. Нерознак. Теория словесности: старая и новая парадигмы ............................................................... 111 Часть III. История русской филологии М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства ........................................................ 102 М.В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке ........................ 111 А.Х. Востоков. Опыт о русском стихосложении ........................................................................................................ 118 Мифологическая школа Ф.И. Буслаев. Эпическая поэзия ................................................................................................................................................ 140 А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу ....................................................................... 182 5
Стр.5
А.А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян ........................................................... 208 Ор.Ф. Миллер. Об отношениях русской литературы к Петру Великому .......................................... 219 Ор.Ф. Миллер. Речь, произнесенная на литературном утре 6 июня в Соляном Городке в Петербурге .................................................................................................................................................. 223 Культурно-историческая школа А.Н. Пыпин. Александр Сергеевич Грибоедов ............................................................................................................. 226 Н.С. Тихонравов. Предуведомление к одиннадцатому изданию сочинений Н.В. Гоголя .................................................................................................................................................... 245 Сравнительно-историческая школа А.Н. Веселовский. Историческая поэтика ...................................................................................................................... 248 Психологическая школа А.А. Потебня. Мысль и язык ............................................................................................................................................................ 274 А.А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии (фрагмент) .............. 295 Д.Н. Овсянико-Куликовский. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве (к теории и психологии художественного творчества) ................................... 298 А.В. Ветухов. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова ................................................................................................................ 329 А.Г. Горнфельд. Новые словечки и старые слова ...................................................................................................... 355 Филология и педагогика Я.М. Неверов. Статьи об образовании Что нужно для народного образования в России ........................................................................................................ 374 Еще об образовании кавказских горцев ............................................................................................................................... 387 Сочинения гимназистов Ставропольской губернской гимназии Егор Кананов. О русской народной поэзии..................................................................................................................391 Александр Трачевский. О значении синонимов в связи с вопросом об изучении языка и объяснение синонимов воспитание, учение, просвещение, образование ..................... 395 Александр Трачевский. О тропах вообще и о метафоре в особенности......................................399 Отечественная фольклористика М.К. Азадовский. История русской фольклористики ......................................................................................... 402 П.Г. Богатырев. Фольклор как особая форма творчества ................................................................................ 413 В.Я. Пропп. Морфология волшебной сказки ................................................................................................................. 421 6
Стр.6
Общество изучения поэтического языка В.Б. Шкловский. Искусство как прием ............................................................................................................................... 440 В.Б. Шкловский. Потебня ................................................................................................................................................................ 449 О.М. Брик. Звуковые повторы ........................................................................................................................................................ 451 Ю.Н. Тынянов. Литературный факт ...................................................................................................................................... 463 Ю.Н. Тынянов, Р.О. Якобсон. Проблемы изучения литературы и языка ....................................... 476 Б.М. Эйхенбаум. Теория «формального метода» ....................................................................................................... 482 Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя .......................................................................................................... 500 В.М. Жирмунский. Задачи поэтики ...................................................................................................................................... 509 Л.П. Якубинский. О звуках стихотворного языка .................................................................................................. 535 Б.А. Ларин. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды ........................... 544 *Е.Г. Ковалевская. Слово в тексте художественного произведения ....................................................... 555 Е.Г. Ковалевская. Вопрос об узуальном и окказиональном в лингвистической литературе ....................................................................................................................................................... 566 Е.Г. Ковалевская. К вопросу о понятии «язык художественной литературы» ............................. 571 Московский лингвистический кружок Р.О. Якобсон. Лингвистика и поэтика ................................................................................................................................... 573 Р.О. Якобсон. Поэзия грамматики и грамматика поэзии .................................................................................. 592 Г.О. Винокур. Чем должна быть научная поэтика .................................................................................................... 605 Г.О. Винокур. Футуристы – строители языка ................................................................................................................ 614 Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика ..................................................................................................... 632 Р.О. Якобсон. Московский лингвистический кружок ...........................................................................................663 *Г.А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике................................................................................................................................... 675 *Л.В. Пумпянский. Об оде А. Пушкина «Памятник» ............................................................................................... 704 Тартуско-московская школа Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста .................................................................................................................... 718 Ю.М. Лотман. Семиотика культуры и понятие текста .......................................................................................... 742 Б.А. Успенский. Поэтика композиции. «Точка зрения» как проблема композиции .............. 745 Б.А. Успенский. Historia sub specie semioticae (История с точки зрения семиотики) .......... 761 Б.А. Успенский. К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы ......... 765 М.Л. Гаспаров. Лингвистика стиха........................................................................................................................................... 772 * Ученые – последователи ОПОЯЗа и МЛК. 7
Стр.7
В.Вс. Иванов. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых...» ..... 779 В.Н. Топоров. Петербургский текст ........................................................................................................................................ 788 Выдающиеся ученые, сформировавшие отдельные направления в филологии М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве ............................................................................................................................................................. 803 В.В. Виноградов. Литературный язык ................................................................................................................................. 835 Д.С. Лихачев. О филологии Принцип историзма в изучении литературы .................................................................................................................. 842 Об общественной ответственности литературоведения ..................................................................................... 849 Еще о точности литературоведения.......................................................................................................................................... 851 Контрапункт стилей как особенность искусств ............................................................................................................ 853 Приложение Д.И. Петренко. Научная школа К.Э. Штайн «Лингвистика текста: Семантика. Синтактика. Прагматика» ............................................................................. 859 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ