Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика обучения истории: самостоятельная работа студентов

0   0
АвторыЦыренова Марина Геннадьевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц97
ID771952
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены практические материалы для организации самостоятельной работы в соответствии с программой курса «Методика обучения истории» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 46.03.01 История. Пособие может быть использовано для практической подготовки будущих учителей ис-тории.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 46.03.01 История
ISBN978-5-9793-1598-0
УДК378.016:94(075.8)
ББК74.480.44я73
Методика обучения истории: самостоятельная работа студентов / М.Г. Цыренова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2021 .— 97 с. — ISBN 978-5-9793-1598-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/771952 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_обучения_истории_самостоятельная_работа_студентов.pdf
М. Г. Цыренова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Учебно-методическое пособие Улан-Удэ 2021
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова М. Г. Цыренова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 46.03.01 История Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2021
Стр.2
ББК 74.480.44я73 УДК 378.016:94(075.8) Ц 975 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Протокол № 3 от 6 апреля 2021 г. Р е ц е н з е н т ы С. А. Юн-Хай канд. пед. наук, доц. кафедры общей педагогики Педагогического института Бурятского госуниверситета им. Доржи Банзарова И. В. Гордина канд. ист. наук, учитель истории высшей категории МБОУ СОШ № 49 г. Улан-Удэ Цыренова М. Г. Ц 975 Методика обучения истории: самостоятельная работа студентов: учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. — 96 с. ISBN 978-5-9793-1598-0 В учебно-методическом пособии представлены практические материалы для организации самостоятельной работы в соответствии с программой курса «Методика обучения истории» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 46.03.01 История. Пособие может быть использовано для практической подготовки будущих учителей истории. ББК 74.480.44я73 УДК 378.016:94(075.8) ISBN 978-5-9793-1598-0 © Бурятский госуниверситет им. Доржи Банзарова, 2021
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ История является одним из важных предметов учебного плана общеобразовательных организаций Российской Федерации. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом всех гуманитарных дисциплин. На современном этапе требования к предмету существенно изменились. Изучение истории сегодня, это часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина, которая подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования — развитие личности учащегося, посредством приобщения его к национальным и мировым культурным традициям, а также воспитание патриотизма и формирование гражданского самосознания россиянина. Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие для дисциплины «Методика обучения истории» в рамках реализации программы высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История. Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с научными основами школьного курса истории, при этом создать теоретическую базу для дальнейшего овладения профессиональной деятельностью, сформировать понятийный аппарат, раскрывающий базовые методические категории — цели, содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения истории в свете системно-деятельностного подхода; раскрыть принципы построения и закономерности развития школьного исторического образования. Методика обучения истории как педагогическая наука опирается, прежде всего, на достижения дидактики, продолжает изучение закономерностей обучения в процессе освоения школьниками исторического материала. Курс методики обучения истории предполагает освоение научных основ и приобщение к пониманию ее сложных современных проблем. 3
Стр.4
Цель изучения дисциплины состоит в теоретической и практической подготовке компетентного учителя истории общеобразовательной школы. Задачами изучения дисциплины являются: • сформировать у студентов умения формулировать цель, задачи и результаты обучения истории в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; • создать условия для овладения студентами методиками и образовательными технологиями обучения истории с учетом особенностей содержания учебного материала и возраста обучающихся; • развивать умения анализировать содержание учебного материала по истории и результаты учебной деятельности обучающихся. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: – основные этапы становления и развития методики обучения истории, понять специфику различных подходов к преподаванию предмета в разное время, рассмотреть подходы к изучению современного школьного исторического образования; – различные концепции, принципы формирования содержания, цели школьных курсов всеобщей и отечественной истории, способы их конкретного воплощения при планировании целей раздела, темы курса, отдельного урока; – значение федерального государственного образовательного стандарта, его требований к уровню подготовки учащихся, к обязательному минимуму содержания, а также программ, учебнометодической литературы для практической деятельности учителя, уметь использовать их при подготовке к урокам; – классификацию уроков истории, их основные типы и формы, структурные компоненты, определять основные требования к уроку, его особенности как целостной системы, значение нетрадиционных форм учебных занятий, планировать различные формы урока, дидактические игры и т. д. уметь: – конструировать уроки истории, используя различные методологические подходы к анализу общественных явлений; – моделировать программу обучения на основе данных исторической науки и современных образовательных технологий; – проводить структурно-функциональный анализ учебного исторического материала, выделять структурные компоненты, прогно4
Стр.5
зировать образовательные, воспитательные и развивающие возможности изучаемого материала, отбирать приемы и средства учебной работы, определять возможности различного планирования уроков, составлять тематические планы; – готовить дидактические материалы к урокам с учетом специфики изучаемого содержания; уметь использовать различные источники знаний, материалы периодической печати, составлять познавательные задания к ним, планировать различные формы, приемы работы с источниками знаний; – определять возможности активизации познавательной деятельности учащихся при изучении истории, отбирать методические приемы и средства обучения, формы организации учебнопознавательной деятельности, планировать ее на основе современных технологий, различных систем развивающего обучения; составлять алгоритмы (памятки) для различных видов работы учащихся; – реализовывать основные этапы подготовки учителя к уроку истории, составлять технологическую карту, конспект урока, использовать алгоритм его написания, проводить самоанализ урока; владеть: – методами и методиками проектирования содержания исторического образования в организациях среднего общего образования; – методиками разработки учебно-методических материалов, методической документации, обеспечивающих обучение истории; – современными технологиями и методиками преподавания истории на основе специальных предметных знаний и результатов научно-методических исследований. При разработке данного курса, самостоятельная работа студентов организована как исследование определенной методической проблемы, осуществляемое под непосредственным руководством преподавателя (на занятиях) или через специально созданные учебные пособия (во внеаудиторное время). Каждая тема программы имеет определенную структуру: указываются цели изучения темы, планы семинаров и практических занятий, задания по работе с литературой, предлагаются познавательные задачи, тесты для самоконтроля и схемы-задания для лабораторной работы в школе. В начале работы с программой имеет место управление процессом извлечения смысловой информации, затем, по мере овладения 5
Стр.6
информационными умениями, задания становятся более обобщенными, даются лишь рекомендации. Студенты пользуются заданиями как опорами, использование которых приводит к осмыслению текста. Важную роль в формировании профессионально-методических умений играет серия познавательных задач и ряд исследовательских заданий, предлагаемых студентам в каждой теме. В результате работы с познавательными задачами студенты овладевают более продуктивной технологией обучения. В первом разделе пособия в каждой теме дополнительно еще разработаны задания для проведения мини-исследований, чтобы студенты могли познакомиться с реальной ситуацией в школах Бурятии и изучить передовой педагогический опыт. Предлагаемые в программе планы практических занятий по теме управляют процессом чтения научной литературы и решением задач, так как студент выбирают необходимую информацию, соотнеся ее с тем или иным вопросам плана, программирует ответ, делает соответствующие выписки в тетрадь. Данное пособие раскрывает содержание курса, на изучение которого отводится 36 аудиторных часов (18 часов лекций, 18 практических занятий). 6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………… 3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА…………….. 7 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ» Тема 1. Место методики обучения истории в системе педагогических наук…………………………………………… 13 Тема 2. Психолого-педагогические основы обучения истории…………………………………………………………. 18 Тема 3. Целевые доминанты и современное содержание исторического образования…………………………………… 25 Тема 4. Средства обучения истории………………………….. 32 Тема 5. Методы и приемы обучения истории……………….. 40 Тема 6. Урок истории как целостная система………………... 49 Тема 7. Диагностика, проверка и оценка результатов обучения истории……………………………………………… 57 Тема 8. Воспитание учащихся в обучении истории…………. 63 Тема 9. Внеклассная работа по истории……………………… 67 Тема 10. Основные этапы развития отечественной методики обучения истории. Современные методические концепции... 72 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …….………………….. 81 ПРИЛОЖЕНИЕ. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы………………………………………. 82
Стр.95

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ