1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2022 № 3
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте журнала:
https://pedobrazovanie.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
ЛИ МИНЬ
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
доктор филологических наук, профессор Н. И. Коновалова (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. Симонова
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2022. № 3
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Philology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
N. I. KONOVALOVA
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попов М. В., Шитов А. К.
Д. И. Чесноков и Свердловский педагогический институт:
становление философа-марксиста и партийного идеолога………………………………………..8
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кириченко Д. В., Галагузова Ю. Н.
Геймификация в работе учителя общеобразовательной школы:
опыт и перспективы…………………………………………………………………………………………………13
Чжан Байцинь, Сунь Юй
Система оценки качества преподавания в рамках аудиторных занятий
программ бакалавриата в региональных вузах «3+X+1»:
разработка и внедрение…………………………………………………………………………………………..20
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Усольцев А. П., Кощеева Е. С.
Феномен педагогического непрофессионализма преподавателей вузов…………………..26
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Новикова Н. В.
Изучение сформированности управленческой культуры руководителей
дошкольных образовательных организаций……………………………………………………………42
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Утюмова Е. А., Воронина Л. В.
Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста
в процессе развития математических представлений………………………………………………52
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Арбузов С. С., Коновалов А. А.
Применение мобильных устройств при обучении
ансамблевому исполнению музыки………………………………..………………………………………..61
Ерёмина С. А., Миков В. Ю.
Двусторонний перевод поэтического текста
как прием обучения межкультурной коммуникации……………………………………………….69
Ивакина М. В.
Сравнительный анализ систем профориентационной работы
в России и за рубежом……………………………………………………………………………………………..78
Кашина Н. И., Се Линьцзинь
Педагогический потенциал детской фортепианной музыки
русских композиторов XIX – начала XX веков в формировании
у начинающих пианистов Китая пианистических навыков……………………………………..86
Маклачков Е. А., Шиленин Д. А.
Влияние балльно-рейтингового контроля
на развитие качеств имиджа будущего офицера...............................................................93
Миронова Л. И., Фомин Н. И., Булатова Д. С.
Изучение профессионального русского языка как иностранного
китайскими студентами в Уральском федеральном университете...............................103
Омельченко С. В., Кощеева Е. С., Матвеева Е. П.
Использование натурных 3D-моделей для формирования
визуальной грамотности в учебном процессе...................................................................112
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3
5
Павлова С. В., Рябова И. Ю., Троц Е. П.
Поэтический текст как инструмент формирования эстетически развитой
языковой личности студентов: переводческий аспект...................................................120
Петрова Л. Н.
Плюсы и минусы дистанционного обучения в вузах России
в условиях пандемии COVID-19.........................................................................................128
Рапопорт Л. А., Маркова А. С.
Применение голографического подхода в системе управления
сферой физической культуры и спорта.............................................................................135
Цыбиков Д. В., Атутов А. П., Крыласова Е. А., Чебунина Т. В.
Развитие гибкости в системе подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО
в образовательном процессе вуза.......................................................................................141
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бодряков В. Ю., Быков А. А.
Цифровые лабораторные работы по математике как современный инструмент
формирования обучающегося-исследователя.................................................................148
Овсянникова О. А., Зеньков А. И.
Методика формирования готовности к педагогической деятельности
студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе..................................160
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Водяха С. А., Водяха Ю. Е.
Стратегии совладания со стрессом и склонность
к употреблению психоактивных веществ..........................................................................171
Жукова Н. В., Вершинина Т. С.
Теоретические контексты формирования профессиональной речевой культуры......179
Иванова М. В.
Психологические условия развития предикторов
социально-психологической адаптации воспитанников
суворовского военного училища........................................................................................191
Мельникова М. Л., Максимова Л. А., Чикова О. А., Богданчикова Ю. Р.
Связь показателей метакогнитивной включенности, универсальных компетенций
и обучаемости в юношеском возрасте...............................................................................198
Токарская Л. В., Хлыстова Е. В., Литвинова Ю. С.
Исследование жизнестойкости подростков
с задержкой психического развития………………………………………………………………………208
РЕЦЕНЗИИ
Минюрова С. А., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р.
Анализ запроса родителей (законных представителей)
по вопросам обучения и воспитания детей......................................................................216
Ученики об Учителе............................................................................................................222
Информация для авторов..............................................................................................................229
Стр.5
6
CONTENTS
HISTORY OF EDUCATION
Popov M. V., Shitov A. K.
D. I. Chesnokov and the Sverdlovsk Pedagogical Institute:
Formation of a Marxist-Philosopher and a Party Ideologist....................................................8
EDUCATION STRATEGIES
Kirichenko D. V., Galaguzova Yu. N.
Gamification in the Work of a Secondary School Teacher: Experience and Prospects……….13
Zhang Baiqin, Sun Yu
The System of Assessment of the Quality of Teaching in the Framework
of Auditorial Studies of Bache-lor Programs in Regional Higher Education Institutions
“3+X+1”: Development and Implementation……………………………………………………………….20
THEORY OF EDUCATION
Usoltsev A. P., Kosheeva E. S.
The Phenomenon of Pedagogical Unprofessionalism University Teachers………………………26
MANAGEMENT AND ECONOMICS OF EDUCATION
Novikova N. V.
The Study of the Formation of the Managerial Culture
of Heads of Preschool Educational Organizations…………………………………………………………42
PRESCHOOL EDUCATION
Utyumova E. A., Voronina L. V.
Formation of Research Skills in Children of Older Preschool Age in the Process
of Development of Mathematical Representations………………………………………………………..52
PROFESSIONAL EDUCATION
Arbuzov S. S., Konovalov A. A.
The Use of Mobile Devices in Teaching Ensemble Performance of Music………………………..61
Eremina S. A., Mikov V. Yu.
Two-Way Translation of a Poetic Text as a Method
of Teaching Intercultural Communication……………………………………………………………………69
Ivakina M. V.
Comparative Analysis of Career Guidance Systems in Russia and Abroad………………………78
Kashina N. I., Xie Lin Jin
Pedagogical Potential of Children’s Piano Music of Russian Composers
of the XIX – Early XX Centuries in Formation of Pianist Skills in Beginners…………………..86
Maklachkov E. A., Shilenin D. A.
Impact of Point-Rating Control on the Development of the Image of Future Officer...........93
Mironova L. I., Fomin N. I., Bulatova D. S.
Learning Professional Russian as a Foreign Language by Chinese Students
at the Ural Federal University...............................................................................................103
Omelchenko S. V., Kosheeva E. S., Matveeva E. P.
The Use of Natural 3D Models for the Formation of Visual Literacy
in the Educational Process.....................................................................................................112
Pavlova S. V., Ryabova I. Yu., Trots E. P.
Poetic Text as Means pf Building an Easthetically Developed Linguistic Personality
of Students: Translation Aspect............................................................................................120
Petrova L. N.
Pros and Cons of Distance Learning at Russian Universities
During the COVID-19 Pandemic...........................................................................................128
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3
7
Rapoport L. A., Markova A. S.
Application of the Holographic Approach
in the Management of Physical Culture and Sports..............................................................135
Tsybikov D. V., Atutov A. P., Krylasova E. A., Chebunina T. V.
Developing Flexibility in the Training System Students to Pass Rates of the TRP Complex
in the Educational Process of the University.........................................................................141
PEDAGOGICAL EDUCATION
Bodryakov V. Yu., Bykov A. A.
Digital Mathematical Laboratory Works as a Modern Tool
for Forming the Student-Researcher………………………………………………………………………….148
Ovsyannikova O. A., Zenkov A. I.
Technique of Formation of the Readiness for Pedagogical Activity
among the Students of the College of Arts During “Orchestra Class” Lessons………………..160
PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Vodyakha S. A., Vodyakha Yu. E.
Stress Coping Strategies and Tendency to Use Psychoactive Substances.............................171
Zhukova N. V., Vershinina T. S.
Theoretical Contexts of the Formation of Professional Speech Culture………………………….179
Ivanova M. V.
Psychological Conditions for the Development of Predictors
Social and Psychological Adaptation of Students Suvorov Military School..........................191
Melnikova M. L., Maksimova L. A., Chikova O. A., Bogdanchikova Yu. R.
Relationship of Indicators of Metacognive Inclusion, Universal Competences
and Learning at Adolescent Age............................................................................................198
Tokarskaya L. V., Khlystova E. V., Litvinova Yu. S.
Study of the Resilience of Adolescents with Mentally Related Development......................208
REVIEWS
Minyurova S. A., Bryzgalova S. O., Tenkacheva T. R.
Analysis of the Request of Parents (Legal Representatives)
on Education and Education of Children..............................................................................216
Students about the Teacher...................................................................................................222
Information for authors…….............................................................................................................229
Стр.7