1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2022 № 1
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2022. № 1
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
N. N. SERGEEVA
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Марьянчик В. А., Попова Л. В.
Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования:
подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 год)………………………8
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Коротаева Е. В., Водяха Ю. Е.
Цифровые девайсы для дошкольного возраста: аспектный подход………………………….20
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Андреева Е. Е., Гринин А. В.
Влияние ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19,
на ведение здорового образа жизни студенческой молодежью………………………………..27
Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б.
Востребованность высшего образования в оценках современных студентов…………….37
Биктуганова М. Ю.
Тенденции развития молодежного радикализма
в организациях среднего профессионального образования……………………………………..43
Воронина Д. К.
Формирование речевых навыков в профильно-ориентированном обучении
иностранному языку (с примерами упражнений для студентов
ИТ-специальностей)………………………………………………………………………………………………..50
Клюсова П. С.
Возможности использования средств медиа
в теологическом образовании: ценностный аспект...........................................................61
Попова О. В., Громогласова Т. И.
Иноязычное профессионально-коммуникативное пространство современного вуза:
стратегия и практика конструирования.............................................................................69
Сун Хун-ин
Роль «культурно-языковых деревень» Цзилиньского университета
международных исследований в формировании «третьего пространства»
в языковом сознании студентов...........................................................................................76
Томильцев А. В.
Применение Agile-методологии управления проектами
для организации обучения студентов.................................................................................86
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кашина Н. И., Чжун Хуа, Добровольская Л. В.
Музыкально-просветительская деятельность как средство самореализации студентов
педагогических университетов Китая.................................................................................94
Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф.
К вопросу о профессиональной мотивации студентов старших курсов
педагогических вузов к работе в общеобразовательных организациях........................101
Шалагина Е. В., Прямикова Е. В.
Проблемы профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов:
способы поддержки..............................................................................................................111
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ахмадеева Е. В., Башкатов С. А.
Особенности самопредъявления юношей и девушек
в период обучения в высшей школе..................................................................................120
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 1
5
Воробьева И. В., Жданова Н. Е.
Личностные предикторы студентов в восприятии стресс-факторов
реальной и виртуальной городской среды.......................................................................129
Матвеева А. И., Кружкова О. В.
Навигационные стратегии при ориентации молодежи в среде мегаполиса................137
Спартакян Н. С., Синякова М. Г.
Психолого-педагогические характеристики
цифрового образовательного пространства.....................................................................145
Халикова Г. А., Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И.
Актуальное состояние ценностного отношения к семье у студентов.............................157
Холодкова О. Г., Полякова М. Д.
Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности
старших подростков……………………………………………………………………………………………….165
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бушинская Е. А.
Современные подходы к дополнительному образованию
детей дошкольного возраста в Российской Федерации...................................................173
Поляков А. В.
Педагогические условия развития интереса к музыке уральских композиторов
у обучающихся детской музыкальной школы.................................................................184
Чигинцева О. Н.
Особенности антропологического подхода к образованию личности взрослого........192
РЕЦЕНЗИИ
Грибан И. В., Грибан О. Н., Попп И. А.
Помнить о прошлом, строить будущее:
об итогах реализации международного проекта
«Российская и германская молодежь в диалоге: история и память»………………………203
Информация для авторов..............................................................................................................210
Стр.5
6
CONTENTS
EDUCATION STRATEGIES
Maryanchik V. A., Popova L. V.
Russian as a Foreign Language in the Framework of Online Education:
Approaches and Opinions (Based on Scientific Publications of 2021)....................................8
PRESCHOOL EDUCATION
Korotaeva E. V., Vodyakha Yu. E.
Digital Devices for Preschool Age: Aspect Approach……………………………………………………..20
PROFESSIONAL EDUCATION
Andreeva E. E., Grinin A. V.
The Impact of Restrictive Measures Related to the COVID-19 Pandemic
on the Healthy Lifestyle of Students…………………………………………………………………………….27
Beleeva I. D., Zaglodina Т. A., Pankratova L. E., Titova N. B.
The Demand for Higher Education in the Assessments of Today’s Students……………………37
Biktuganova M. Yu.
Trends in the Development of Youth Radicalism
in Organizations of Secondary Vocational Education……………………………………………………43
Voronina D. K.
Speech Skills Development in Profession-Oriented Foreign Language Training
(with Exemplary Exercises for It Students)………………………………………………………………….50
Klyusova P. S.
Possibilities of Using Media Education in Theological Education: Value Aspect..................61
Popova O. V., Gromoglasova T. I.
Foreign Language Professional and Communicative Environment of Modern University:
Design Strategy and Practice...................................................................................................69
Song Hong Ying
The Role of “Global Villages” of Jilin International Studies University
in the Formation of the “Third Space” in the Linguistic Consciousness of Students………….76
Tomiltsev A. V.
The Use of Agile Methodology for the Project Management
of Organization of Students Training......................................................................................86
PEDAGOGICAL EDUCATION
Kashina N. I., Zhong Hua, Dobrovolskaya L. V.
Music and Educational Activities as a Means of Self-Realization of Students
of Pedagogical Universities of China……………………………………………………………………………94
Leskonog N. Yu., Shalamova L. F.
On the Issue of Professional Motivation of Senior Students of Pedagogical Universities
to Work in Educational Organizations ……………………………………………………………………….101
Shalagina E. V., Pryamikova E. V.
Problems of Professional Adaptation and Integration of Young Teachers:
Ways of Support……………………………………………………………………………………………………….111
PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Akhmadeeva E. V., Bashkatov S. A.
Features of Self-Presentation of Boys and Girls during the University Study.....................120
Vorobyeva I. V., Zhdanova N. E.
Personal Student Predictors in Perception of Stress Factors
of the Real and Virtual Urban Environment.........................................................................129
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 1
7
Matveeva A. I., Kruzhkova O. V.
Navigation Strategies for Orientation of Young Adults
in the Environment of Megalopolis…………………………………………………………………………….137
Spartakyan N. S., Sinyakova M. G.
Psychological and Pedagogical Characteristics of the Digital Educational Space................145
Khalikova G. A., Mazurchuk E. O., Mazurchuk N. I.
The Current State of Value Attitude to Family among Students...........................................157
Kholodkova O. G., Polyakova M. D.
Value Orientations and Professional Direction of the Personality of Older Teenagers.......165
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Bushinskaya E. A.
Modern Approaches to Supplementary Education of Preschool Age Children
in the Russian Federation......................................................................................................173
Polyakov A. V.
Pedagogical Conditions for the Development of Interest
in the Music of Ural Composers among Students of the Children’s Music School..............184
Chigintseva O. N.
Characteristics of the Anthropological Approach
in the Education of the Personality of Adult.........................................................................192
REVIEWS
Griban I. V., Griban O. N., Popp I. A.
Remembering the Past, Building the Future:
about the Results of the International Project
“Russian and German Youth in Dialogue: History and Memory”.......................................203
Information for authors……..............................................................................................................210
Стр.7