Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Учебно-методическое пособие
Архангельск
САФУ
2019
Стр.1
УДК 796.011.3-056.24 (075)
ББК 75.116.6я73
К 68
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Аторы: М.А. Абрамова, А.В. Сунгурова, А.Н. Сунгуров, Н.В. Афанасенкова
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных
дисциплин САФУ имени М.В. Ломоносова О.А. Румянцева;
кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека СГМУ
Н.О. Лабутина
Коррекционные подвижные игры: учебно-методическое пособие /
М.А. Абрамова, А.В. Сунгурова, А.Н. Сунгуров, Н.В. Афанасенкова, – Архангельск,
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова: САФУ, 2019. –
84 с.
ISBN 978-5-261-01422-5
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)».
Представлены особенности методики проведения подвижных игр для
работы с лицами, имеющими нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорнодвигательного
аппарата. Показано влияние основного дефекта на сотояние
психического развития. Приведены особенности занятий подвижными играми
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Пособие направлено на формирование профессиональной компетенции,
развитие коммуникативной компетенции, а также ориентировано на
формирование и развитие информационной культуры обучающихся.
Разработано с учетом Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598 и Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря
2014 г. № 1599.
УДК 796.011.3-056.24 (075)
ББК 75.116.6я73
ISBN 978-5-261-01422-5
© Абрамова М.А., Сунгурова А.В.,
Сунгуров А.Н., Афанасенкова Н.В., 2019
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННЫЕ-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГРЫ ДЛЯ
СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ДЕТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГРЫ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ГЛАВА 4. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
ГЛАВА 5. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
5.1 Методика проведения подвижных игр для детей с детским церебральным
параличом (ДЦП) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
5.2 Методика проведения подвижных игр для детей со сколиозом . . 62
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни
ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так
как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте,
сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и
куклы до азартных игр.
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных
средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности,
они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению
специальных задач физического воспитания.
Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка.
Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального
переключения с одного вида деятельности на другой, способствуют
расширению кругозора, совершенствованию всех психических
процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка
высоко ценятся.
Целенаправленно подобранные коррекционные подвижные игры при
грамотной организации способны развивать у детей с нарушениями в развитии
мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность,
дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество
внимания, звукопроговаривания, помогают освоению элементарных математических
представлений и т.п., то есть стимулируют развитие физических,
психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Кроме
того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными
функциональными возможностями к систематическим занятиям
физическими упражнениями, что является важнейшим фактором
интеграции детей в общество здоровых сверстников. Поэтому коррекционные
подвижные игры занимают важное место в фундаментальной подготовке
специалистов по адаптивной физической культуре.
4
Стр.4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано в соответствии
с Федеральным Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по направлению подготовки
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Изучение
дисциплин «Технологии физкультурно - спортивной деятельности
в АФК», «Частные методики адаптивной физической культуры»,
«Адаптивное физическое воспитание лиц с ОВЗ разных нозологических
групп», «Организация спортивно-массовых мероприятий» имеет
следующие цели: освоение студентами теоретико-методических знаний и
практических умений для профессионально-педагогической деятельности
во всех видах адаптивной физической культуры с лицами, имеющими отклонения
в состоянии здоровья.
Рассмотренные вопросы в данном учебно-методическом пособии
дают возможность тренеру-преподавателю, инструктору-методисту по
адаптивной физической культуре, любому специалисту в данной области
те ориентиры, которыми необходимо руководствоваться при решении конкретных
вопросов, с использованием коррекционных подвижных игр.
Весь материал пособия разделен на блоки, которые соответствуют методике
проведения коррекционных подвижных игр с различным группам
заболеваний зрения, слуха и интеллектуальные нарушения, опорно-двигательный
аппарат. Представлено описание основного дефекта и методические
указания при проведении коррекционных подвижных игр с людьми
с ОВЗ.
Предполагаем, что пособие поможет студентам определить место
курса в системе профессиональной подготовки бакалавра, при изучении
профессиональных дисциплин и при написании выпускных квалификационных
работ.
76
Стр.76