ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические
науки = The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy. Psychological and pedagogical sciences:
научный рецензируемый журнал, образовательное СМИ / под ред. Научной школы проф. Г.А. Бокаревой. –
Калининград: Издательство БГАРФ, 2022. – № 2(60). – 257 с. – ISSN 2071–5331. – Текст: непосредственный.
ISSN 2071-5331 DOI:10.46845/2071-5331-2022-2-60
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii; Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению профориентированного
процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем которой
является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна
Бокарева.
Индексирование журнала и включение в базы данных: зарегистрирован Федеральной службой по
надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации;
серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6; от 1 декабря
2015 г.; от 26.03.2019 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса
научного цитирования (ИФ РИНЦ, сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной
базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии
журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре
электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу. Перепечатка материалов из журнала
допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор,
БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ»
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург),
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор,
ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук,
профессор, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «КГТУ»
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования, психологии, аспирантов,
докторантов и соискателей. Статьи печатаются в авторской редакции.
Адрес редакции: 236029, г. Калининград, ул. Молодежная, 6, тел. и факс: +7 (4012) 92-51-55;
e-mail: ipp_bga_rf@mail.ru
ISBN 978-5-7481-0502-6
© Авторы статей, 2022
© ФГБОУ ВО «КГТУ», 2022
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ........................................................................................................... 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Белей В.Ф., Никишин А.Ю., Харитонов М.С., Гордеева Е.А. Подготовка модулей
в рамках проекта «Интеграция образования с поведением потребителя по отношению
к энергоэффективности и изменению климата в университетах России, Шри-Ланки
и Бангладеш» программы «ЭРАСМУС+» ..................................................................................... 7
Мычко Е.И., Ворновская Н.И. Формирование у студентов компетентности в области
педагогического менеджмента в условиях ресурсного центра .................................................. 11
Шобонов Н.А. Общественное участие в управлении школой: историко-педагогический
анализ образовательных практик первой половины XIX века .................................................. 14
Герасимова А.В., Киракосян М.Ж., Коноплева И.А. Роль процесса адаптации в системе
управления персоналом ................................................................................................................. 18
Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Актуальность создания
педагогического технопарка «Кванториум» в организациях высшего образования ............... 28
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Яфасов А. Я., Бугакова Н.Ю. Вопросы подготовки профессиональных кадров для Маринет
в условиях бифуркации мировой экономики (Часть 1. Постановка задачи) ............................ 31
Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И., Балакшина Е.В. Исследование
сформированности профессионального стресса преподавателей высшей школы .................. 40
Ваганова О.И., Абросимова М.А., Бареева Р.З. Индивидуализация образовательной
траектории как условие подготовки высококвалифицированных кадров в сфере
образования ..................................................................................................................................... 44
Даниленкова В.А.Формирование экологических компетенций в области безопасности
производства при подготовке специалистов в морском вузе ..................................................... 49
Колдина М.И., Лелекова А.В., Перяшкина А. А. Воспитательная деятельность в
профессиональной образовательной организации ...................................................................... 57
Лапшова А.В., Чеснокова П. Н., Абрамова Е.Е. Исследование готовности
к профессиональной деятельности выпускников вуза ............................................................... 60
Мануйленко Э.В., Жаброва Т.А., Пручай А.Н. Педагогические аспекты
финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации ............................ 62
Овсянникова О.А., Тарасова Т.А. Исследование развития экологической грамотности
обучающихся на занятиях композиции: диагностический аспект ............................................ 67
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Мойсеенко С.С. Профессиональное саморазвитие специалистов
рыбопромыслового флота ............................................................................................................. 72
Петров А.Ю., Галина М.В., Чернигин А. А. Основные аспекты интегрированного
подхода в билингвальном обучении ............................................................................................. 75
Шахов В.А. Туризм и спорт как интегрирующие факторы межкультурной коммуникации ............ 79
Абдуллаева Г. Роль современных методов обучения в развитии творческой
деятельности школьников ............................................................................................................. 83
Антонова Ю.Т., Крузе Б.А., Семенов Ю.И., Туласынова Н.Ю. Основные вопросы
развития детской одаренности ...................................................................................................... 90
Зимина Е.К., Копий А.Г. Формирование инклюзивной культуры у будущих
педагогов дизайна .......................................................................................................................... 98
Ибрагимова Х.Г. Роль экскурсий при обучении биологии в средней школе ........................ 101
Семешко Н.А., Федотов А.С. Онлайн-обучение в музыкальном искусстве ......................... 106
3
Стр.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Новикова Н.С., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Пугачев И.А. Роль курса
риторики в обучении студентов технических и естественнонаучных специальностей ........ 110
Алешугина Е.А., Раковская Е.А., Смирнова Е.В. Особенности реализации проектной
деятельности педагога в вузе ...................................................................................................... 120
Депсамес Л.П., Яковлева С.И. Пространство как объект дизайнерской деятельности........ 124
Жулина Е.В., Коновалова Ю.А. Значение фонематического восприятия
для формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста ........................... 128
Лебедева Н.А. К вопросу о некоторых принципах и этапах обучения английскому языку ............ 132
Минеева О.А., Панина А.А. Обучение письменной речи на уроках английского языка
с применением образовательной стратегии «скаффолдинг» ................................................... 135
Миркина Ю.З., Молчанова А.С. Тестирование как способ активации процессов памяти
в рамках преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей ......... 141
Рожкова О.Е., Демидова И.А. Развитие учебной автономии бакалавров педагогики
в процессе самообучения иностранному языку с учетом индивидуальной
образовательной траектории ....................................................................................................... 145
Сырова Н.В., Абдуллина М.А., Жемчужникова И.М. Наглядный метод преподавания
изобразительного искусства как способ развития творческих способностей
обучающихся ................................................................................................................................ 149
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Куценко С.С. Проверка фундаментальных законов физики в процессе
научно-исследовательской работы студентов технического вуза ........................................... 154
Скоробогатых Е.Ю., Мухина С.Н. Адаптация классических математических моделей
экологических процессов к моделированию инновационных экосистем ............................... 156
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Желтухина М.Р., Зайцева А.Э. Особенности межкультурной коммуникации
молодежи в электронной среде ................................................................................................... 162
Горбунова Н.Ю. Самостоятельная работа обучающихся в информационной
образовательной среде высшего учебного заведения ............................................................... 166
Сизова О.А. Проблемы организации образовательного процесса в условиях применения
средств цифровых и дистанционных образовательных технологий ....................................... 170
Хижная А.В., Бакулина Н.А., Гнездин А.В., Скороходов И.С. Методические аспекты
реализации электронного обучения в образовательном процессе .......................................... 172
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лебедева Н.В., Шапошникова Т.Д. Факторы успешности профессионального
самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ....................... 176
Бабаджанова-Павлова А.В. Представления родителей о воспитании в семье ребенка
с ограниченными возможностями здоровья .............................................................................. 182
Семенив Д.А., Коваленко Т.А., Маркелова Е.Б. Сочетание классических
и современных подходов в процессе физического воспитания студентов
специальной медицинской группы ............................................................................................. 187
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Осипова С.И., Ведерников А.А., Педагогические условия воспитания
профессиональной культуры курсантов военных институтов................................................. 191
Федосеева И.А., Путкалюк В.В. Анализ и интерпретация экспериментальной
проверки технологии оптимизации процесса повышения квалификации
военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации ............................... 199
Пустовик Л.В., Сарана И.А., Лунев А.Н. Использование межпредметных связей
при изучении темы «Коррозия металлов и защита от нее» на дисциплине «Химия» ........... 204
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Джамбальян Л.Л. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности
курсантов к управлению межролевыми конфликтами в воинском коллективе ..................... 210
Мицкевич М.В. Обучение бакалавров устной китайской речи с учетом
регионального аспекта ................................................................................................................. 213
Мунь Д.С., Новиков И.Н. Мотивация курсантов военного института
к учебной деятельности ............................................................................................................... 220
Полковников П.В. Роль и место эмоционального состояния в структуре
профессиональной деятельности военнослужащих Росгвардии ............................................. 224
Стец А.И. Некоторые результаты исследования правовой грамотности курсантов
военно-образовательных организаций Росгвардии ..................................................................... 227
ABSTRACTS. Information about the authors .................................................................................... 233
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ...................................................................................................... 250
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ........................................................................................... 255
5
Стр.5