Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Организационная социальная психология (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторПочебут Л. Г.
АвторыЧикер В. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц551
ID739719
АннотацияВ учебнике рассмотрены актуальные проблемы современной организационной социальной психологии, раскрывающие ее предмет и феноменологию. Книга состоит из четырех частей. В первой части проанализированы предмет и история социальной организационной психологии. Вторая часть посвящена социальной психологии организаций. Подробно рассмотрены психология малых групп, руководство и лидерство, коммуникации в организациях, социально-психологический климат и организационная культура. Детально описаны проблемы адаптации и оценки персонала, разрешения конфликтов, психологического обеспечения инноваций. Третья часть учебника посвящена феноменологии социальной организационной психологии. Рассмотрены новые и не нашедшие достаточного отражения в нашей литературе феномены: репутация организации, моббинг-процессы, психологическое сопровождение индивидуальной карьеры, доверие и лояльность, профессиональная деформация и выгорание. Особое внимание авторы обращают на методологическое обеспечение исследований, что нашло отражение в четвертой части учебника. В приложении представлены апробированные и новые методы и методики, рекомендуемые к использованию в эмпирических исследованиях современных организаций. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
Кому рекомендованоИздание предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, магистров, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях отечественной индустрии. Материалы учебника интересны социологам, менеджерам, руководителям фирм и корпораций, преподавателям и научным работникам, всем, чья работа связана с организационными проблемами.
ISBN978-5-392-30567-4
УДК316.6(075.8)
ББК88.5я73
Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология = Organizational Social Psychology : учебник / В.А. Чикер; Л.Г. Почебут .— Москва : Проспект, 2020 .— 551 с. — DOI 10.31085/9785392305674-2020-552 .— ISBN 978-5-392-30567-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/739719 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организационная_социальная_психология._Учебник.pdf
Стр.2
Стр.542
Стр.543
Стр.544
Стр.545
Стр.546
Стр.547
Стр.548
Стр.549
Стр.550
Организационная_социальная_психология._Учебник.pdf
ББК 88.5я7УДК 316.6(075.8)3 П65 Авторы: Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рекомендовано ученым советом Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Почебут Л. Г., доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Чикер В. А., кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Рецензенты: Платонов Ю. П., доктор психологических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Панферов В. Н., доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Почебут Л. Г., Чикер В. А. П65 Организационная социальная психология : учебник. — Москва : Проспект, 2020. — 552 с. DISBN 978-5-392-30567-4 OI 10.31085/9785392305674-2020-552 В учебнике рассмотрены актуальные проблемы современной организационной социальной психологии, раскрывающие ее предмет и феноменологию. Книга состоит из четырех частей. В первой части проанализированы предмет и история социальной организационной психологии. Вторая часть посвящена социальной психологии организаций. Подробно рассмотрены психология малых групп, руководство и лидерство, коммуникации в организациях, социально-психологический климат и организационная культура. Детально описаны проблемы адаптации и оценки персонала, разрешения конфликтов, психологического обеспечения инноваций. Третья часть учебника посвящена феноменологии социальной организационной психологии. Рассмотрены новые и не нашедшие достаточного отражения в нашей литературе феномены: репутация организации, моббинг-процессы, психологическое сопровождение индивидуальной карьеры, доверие и лояльность, профессиональная деформация и выгорание. Особое внимание авторы обращают на методологическое обеспечение исследований, что нашло отражение в четвертой части учебника. В приложении представлены апробированные и новые методы и методики, рекомендуемые к использованию в эмпирических исследованиях современных организаций. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Издание предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, магистров, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях отечественной индустрии. Материалы учебника интересны социологам, менеджерам, руководителям фирм и корпораций, преподавателям и научным работникам, всем, чья работа связана с организационными проблемами. Учебник подготовлен при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 19-013-00560. DISBN 978-5-392-30567-4 OI 10.31085/9785392305674-2020-552 ©© Почебут Л. Г., Чикер В. А., 2019 ООО «Проспект», 2019 ББК 88.5я7УДК 316.6(075.8)3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ........................................................................................................................7 Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава 1. Предмет организационной социальной психологии ..................13 1.1. Основные понятия организационной социальной психологии ...................................................................................................15 1.2. Место и роль психолога в организации ............................................ 17 1.3. Функции психолога в организации ....................................................18 Резюме ............................................................................................................21 Контрольные вопросы .............................................................................22 Рекомендуемая литература ...................................................................22 Глава 2. История зарубежной и отечественной организационной социальной психологии ...........................................................................23 2.1. Европейская школа организационной психологии .....................24 Теория А. Файоля ........................................................................................24 Теория М. Вебера ........................................................................................ 27 2.2. Американская классическая школа ....................................................31 Теория Ф.У. Тейлора ...................................................................................31 Теория Г. Эмерсона .....................................................................................33 2.3. Американская социально-психологическая школа .....................35 Теория Э. Мейо .............................................................................................35 Теория Д. Мак-Грегора ..............................................................................40 Теория Ф. Херцберга .................................................................................42 2.4. Прикладная и практическая организационная психология в Европе и США ..................................................................45
Стр.542
Оглавление 543 2.5. Прикладная и практическая организационная психология в Японии................................................................................50 2.6. Прикладная и практическая организационная психология в России ................................................................................. 57 Резюме ............................................................................................................60 Контрольные вопросы .............................................................................60 Рекомендуемая литература ...................................................................61 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Часть II. Глава 3. Социальные и социально-психологические характеристики организации ................................................................65 3.1. Социально-психологическое определение организации ..........65 3.2. Организация как социальная группа .................................................69 3.3. Виды организационных структур ........................................................71 3.4. Система взаимоотношений в организации .....................................78 3.5. Социальные и социально-психологические функции организации .................................................................................................80 3.6. Показатели эффективности организации ........................................81 Резюме ............................................................................................................86 Контрольные вопросы .............................................................................86 Рекомендуемая литература ................................................................... 87 Глава 4. Малые группы в организации ...............................................................88 4.1. Образование группы .................................................................................89 4.2. Групповые эффекты ...................................................................................93 Эффект социальной фасилитации .......................................................93 Эффект социальной идентичности ......................................................95 Эффект конформизма ...............................................................................96 Эффект подчинения авторитету ........................................................... 97 Эффект влияния меньшинства ..............................................................98 Эффект социальной лени ........................................................................99 Эффект синергии ........................................................................................99 Эффект группомыслия ........................................................................... 101 Эффект «мы и они» ................................................................................. 102 Эффект ореола.......................................................................................... 102 Эффект бумеранга ................................................................................... 103 Эффект волны ........................................................................................... 104
Стр.543
544 Оглавление Эффект группового фаворитизма ..................................................... 104 Эффект пульсара ...................................................................................... 105 4.3. Уровни развития группы ...................................................................... 105 4.4. Команды в организации ....................................................................... 108 Резюме ......................................................................................................... 114 Контрольные вопросы .......................................................................... 114 Рекомендуемая литература ................................................................ 114 Глава 5. Динамика малых групп ......................................................................... 116 5.1. Общение как групповой процесс ......................................................117 Теоретическая модель общения ........................................................ 119 Механизмы общения ............................................................................. 121 Способы влияния в процессе общения .......................................... 126 Средства общения ................................................................................... 128 Доверие в общении ................................................................................ 131 5.2. Лидерство как групповой процесс ................................................... 133 5.3. Конкуренция .............................................................................................. 133 5.4. Адаптация ................................................................................................... 134 5.5. Эмоциональная идентификация ....................................................... 136 5.6. Принятие решения ...................................................................................137 5.7. Консолидация............................................................................................ 141 Резюме ......................................................................................................... 142 Контрольные вопросы .......................................................................... 142 Рекомендуемая литература ................................................................ 142 Глава 6. Руководство и лидерство в организациях ................................... 144 6.1. Различия между лидерством и руководством ............................. 144 6.2. Природа лидерства................................................................................. 146 Персонологический подход ................................................................ 146 Ситуативный подход .............................................................................. 150 Интегральный подход ........................................................................... 152 Психоаналитический подход ............................................................. 153 6.3. Типы лидерства ........................................................................................ 154 6.4. Функции лидерства .................................................................................157 6.5. Стиль руководства и лидерства ......................................................... 158 6.6. Поведение лидера .................................................................................. 160 Резюме ......................................................................................................... 164 Контрольные вопросы .......................................................................... 164 Рекомендуемая литература ................................................................ 165
Стр.544
Оглавление 545 Глава 7. Коммуникации в организациях ..........................................................167 7.1. Модели коммуникаций ......................................................................... 168 7.2. Виды коммуникаций .............................................................................. 172 Формальные коммуникации ............................................................... 172 Неформальные коммуникации .......................................................... 175 7.3. Новые коммуникационные технологии ......................................... 179 7.4. Межкультурные коммуникации в организациях ........................ 182 Трудности межкультурной коммуникации .................................... 182 Межкультурная коммуникативная компетентность .................. 184 Золотое правило ассертивности ....................................................... 185 7.5. Коммуникационные культуры в международных организациях ............................................................................................ 186 Резюме ......................................................................................................... 190 Контрольные вопросы .......................................................................... 191 Рекомендуемая литература ................................................................ 191 Глава 8. Социально-психологический климат .............................................. 193 8.1. Сущность социально-психологического климата ...................... 196 8.2. Факторы формирования социально-психологического климата ....................................................................................................... 198 8.3. Показатели социально-психологического климата .................. 202 Резюме ..........................................................................................................207 Контрольные вопросы .......................................................................... 208 Рекомендуемая литература ................................................................ 208 Глава 9. Организационная культура ................................................................. 209 9.1. Понятие «организационная культура» ........................................... 211 9.2. Различия между организационной и корпоративной культурой .................................................................................................... 213 9.3. Структура, уровни и функции организационной культуры ...................................................................................................... 216 Структура организационной культуры............................................ 216 Уровни организационной культуры ................................................. 218 Функции организационной культуры ............................................. 219 9.4. Классификации организационных культур .................................. 222 Классификация Т. Парсонса ................................................................ 222 Классификация Ч. Хэнди ...................................................................... 228 Классификация Ф. Тромпенаарса ..................................................... 230 Классификация К. Камерона и Р. Куинна ....................................... 232
Стр.545
546 Оглавление 9.5. Межкультурные исследования организационных культур ......................................................................................................... 236 Резюме ......................................................................................................... 239 Контрольные вопросы .......................................................................... 240 Рекомендуемая литература ................................................................ 240 Глава 10. Социально-психологическое сопровождение внедрения инноваций .................................................................................................. 242 10.1. Психологическое содержание понятия «инновация» ............................................................................................. 243 Классификация инноваций ................................................................. 244 Стадии и этапы инноваций .................................................................. 246 10.2. Социально-психологические факторы обеспечения внедрения инноваций .......................................................................... 249 10.3. Готовность к изменениям ..................................................................... 252 10.4. Психологический барьер по отношению к инновациям ........................................................................................... 256 Резюме ......................................................................................................... 260 Контрольные вопросы .......................................................................... 261 Рекомендуемая литература ................................................................ 261 Глава 11. Конфликты в организациях ................................................................ 263 11.1. Социально-психологическое содержание понятия «конфликт» ................................................................................................ 265 11.2. Классификация конфликтов ................................................................267 Направленность конфликта ................................................................ 268 Характер причин и сфера разрешения конфликтов ................ 271 Форма выражения конфликтов ......................................................... 272 11.3. Виды конфликтов по объему социального взаимодействия ....................................................................................... 273 Межгрупповой конфликт ...................................................................... 275 Внутригрупповой конфликт................................................................. 278 Межличностный конфликт ................................................................... 279 Внутриличностный (ролевой) конфликт ......................................... 281 Конфликтная личность .......................................................................... 283 11.4. Основные стадии конфликтов............................................................ 284 11.5. Управление конфликтом ...................................................................... 286 Методы управления конфликтом...................................................... 286 Медиация в конфликте ......................................................................... 288
Стр.546
Оглавление 547 Проведение переговоров .................................................................... 290 Резюме ......................................................................................................... 296 Контрольные вопросы .......................................................................... 296 Рекомендуемая литература ................................................................ 296 Глава 12. Оценка персонала в организациях .................................................. 299 12.1. Основные функции и алгоритм оценки персонала в организации .......................................................................................... 301 Алгоритм комплексной оценки персонала ................................... 302 Основные методы оценки персонала ............................................. 303 12.2. Модели оценки персонала .................................................................. 305 Модель профессионально важных качеств (ПВК) ..................... 306 Компетентностная модель ....................................................................307 Функциональная модель ...................................................................... 309 «Театральная» модель ........................................................................... 312 12.3. Ассессмент-центр .................................................................................... 313 12.4. Рекомендации по проведению и использованию процедур оценки .................................................................................... 320 Резюме ......................................................................................................... 323 Контрольные вопросы .......................................................................... 323 Рекомендуемая литература ................................................................ 324 Глава 13. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности ............................................................................................. 325 13.1. Потребности трудовой деятельности .............................................. 326 Актуализация потребности .................................................................. 328 Иерархическое строения потребностей ........................................ 328 Динамика трех групп базовых потребностей .............................. 332 Социальные потребности ..................................................................... 333 13.2. Мотивация трудовой деятельности .................................................. 336 Психологические механизмы возникновения мотивации ...................................................................................................337 Мотивация как ожидание вознаграждения ................................. 340 Мотивация как баланс усилий и результатов .............................. 341 Мотивация достижений ........................................................................ 342 Мотивация готовности к риску........................................................... 343 Мотивация и постановка целей ......................................................... 343 Классификация мотивов ....................................................................... 344 13.3. Стимулирование трудовой деятельности .......................................347 Резюме ......................................................................................................... 350
Стр.547
548 Оглавление Контрольные вопросы .......................................................................... 350 Рекомендуемая литература ................................................................ 351 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ Часть III. Глава 14. Организационная социализация ...................................................... 355 14.1. Понятие «социализация» ..................................................................... 355 14.2. Стадии социализации .............................................................................357 14.3. Социализация в организации ........................................................... 360 14.4. Стадии организационной социализации ....................................... 361 14.5. Результаты организационной социализации............................... 362 14.6. Стратегии социализации ...................................................................... 365 14.7. Адаптация сотрудников в организации ..........................................367 Резюме ......................................................................................................... 372 Контрольные вопросы ......................................................................... 372 Рекомендуемая литература ................................................................ 373 Глава 15. Репутация организации ........................................................................ 375 15.1. Социально-психологическое содержание понятия «репутация» ...............................................................................................377 15.2. Составляющие репутации организации ......................................... 385 15.3. Методы изучения репутации организации ................................... 388 Резюме ......................................................................................................... 392 Контрольные вопросы .......................................................................... 392 Рекомендуемая литература ................................................................ 393 Глава 16. Моббинг в организациях ...................................................................... 395 16.1. Понятие «моббинг» ................................................................................ 396 Социальные причины моббинга........................................................ 400 Производственные причины моббинга ......................................... 400 Индивидуальные причины моббинга ............................................. 401 Факторы групповой динамики........................................................... 402 16.2. Социально-психологическая сущность моббинг-процессов ................................................................................ 405 16.3. Методы изучения моббинга ................................................................ 408 Резюме ......................................................................................................... 415 Контрольные вопросы .......................................................................... 415 Рекомендуемая литература ................................................................ 416
Стр.548
Оглавление 549 Глава 17. Психологические аспекты индивидуальной карьеры ........................................................................................................417 17.1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера» ................................................................................. 419 17.2. Основные стадии, этапы и уровни индивидуальной карьеры ....................................................................................................... 426 17.3. Понятие «Якоря карьеры» ................................................................... 433 Резюме ......................................................................................................... 439 Контрольные вопросы .......................................................................... 439 Рекомендуемая литература ................................................................ 440 Глава 18. Отношения доверия в организации ................................................ 442 18.1. Понятие «доверие» ................................................................................. 443 18.2. Возникновение доверия ....................................................................... 446 18.3. Социально-психологические способы формирования доверия ........................................................................................................447 Референтность личности и группы ....................................................447 Роль социальной перцепции .............................................................. 448 Каузальная атрибуция и формирование доверия ..................... 448 18.4. Теория доверия П. Штомпки ............................................................... 450 18.5. Новая теория человеческих отношений ........................................ 454 Резюме ......................................................................................................... 461 Контрольные вопросы .......................................................................... 461 Рекомендуемая литература ................................................................ 462 Глава 19. Приверженность организации и лояльность персонала.................................................................................................... 464 19.1. Социально-психологическое содержание понятий «приверженность» и «лояльность» персонала .......................... 465 19.2. Методы изучения лояльности персонала .................................... 476 Резюме ......................................................................................................... 479 Контрольные вопросы .......................................................................... 479 Рекомендуемая литература ................................................................ 479 ПРИЛОЖЕНИЯ Часть IV. Приложение 1. Тест «Пульсар» ..................................................................... 483 Приложение 2. Изучение организационной культуры....................... 489 Приложение 3. Опросник К.Л. Вилсона по изучению менеджерских умений ..................................................... 501
Стр.549
550 Оглавление Приложение 4. Методика диагностики особенностей репутации «Компоненты репутации организации» ....................................................................... 520 Приложение 5. Методика диагностики проявлений моббинга в организации «Рабочие отношения в организации» .................................................................... 524 Приложение 6. Шкала «Отношение к моббингу» ................................. 534 Приложение 7. Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна ........................ 536
Стр.550

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.