ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАС С
PHILOLOGICAL CLASS
Том 26 • 2021 • № 2
Vol. 26 • 2021 • No. 2
filclass.ru
Журнал основан в 1996 г. Выходит четыре раза в год
(март, июнь, октябрь, декабрь)
The journal comes out 4 times per year
(March, June, October, December)
Свидетельство о регистрации ПИ ФС 77-76 120
от 24.06.2019
Учредитель – ФГБОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет» (УРГПУ)
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
«Филологический класс» – рецензируемый научно-методический
журнал, сферой интересов которого являются
исследования в области литературоведения, лингвистиики
и методики преподавания данных дисциплин в вузе
школе. Задача журнала – сблизить академическую наRegistration
certificate ПИ № ФС77-76120
of 24.06.2019
Founder – FSBEO HE “Ural State Pedagogical
University” (USPU)
620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave
уку с практической деятельностью педагога и обозначить
представление о российском филологическом и педагогическом
дискурсах в пространстве мировой науки.
Приоритетными являются публикации, в которых исследуются
новые литературные и корпусные источники,
рассматривается внедрение новых образовательных технологий,
выполняется требование академизма, научной
объективности и полемической направленности. К публикации
принимаются статьи на русском, английском,
немецком и французском языках. Полнотекстовая версия
журнала находится в свободном доступе на сайте издания
и размещается на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ), Российской универсальной
научной электронной библиотеки. Полная информация
о журнале и правила оформления статей размещены
на сайте: filclass.ru
Журнал индексируется в Web of Science, ERIH PLUS
Входит в Перечень ВАК Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации
«ПресПодписка на журнал осуществляется по каталогу
Уральский государственный педагогический университет. Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,
оф. 279
Адрес редакции:
E-mail: edit@filclass.ru
oPhilological Class is a peer reviewed scholarly and methodological
journal publishing research findings in the field
t f literary studies, linguistics and methods of teaching
ohese disciplines at higher and secondary school. The task
pf the journal is to bring academic research closer to the
oractical activity of a pedagogue and to outline the image
t f the Russian philological and pedagogical discourses in
whe global academic space. Priority is given to publications
i hich focus on new literary and corpus sources, study the
assues of implementation of new educational technologies,
t nd comply with the requirements of academic objectivimy
and polemic nature. Articles in Russian, English, GerA
an and French are accepted for publication in the journal.
pRSCI) at the scientific electronic library platform. Comlete
information about the journal and author guidelines
can be found on the web site filclass.ru
full-text version of the journal is available open access on
( the journal site and in the Russian Science Citation Index
The journal indexing: Web of Science (ESCI), ERIH PLUS
The journal is included in the list of the lof the Higher
Attestation Commission of the Ministry of Science
and Higher Education of the Russian Federation
са России». Подписной индекс издания 84587
The journal is included in the united catalog “Russian Press”,
Index 84587
Russia, 620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave,
Office 279
Editorial Board postal address:
E-mail: edit@filclass.ru
Стр.2
PHILOLOGICAL CLASS
Vol. 26 • 2021 • No. 2
EDITORIAL BOARD
Editor-in-Chief: Professor N. P. Khriashcheva (Russia, Ekaterinburg, USPU)
DEPUTY EDITORS-IN-CHIEF
In the history of ancient Russian literature and the 18th
(Russia, Ekaterinburg, UFU); in the history of the 19th
ussia, Ekaterinburg, USPU); in the history of the 20th
century literature: Professor Zyryanov Oleg Vasil’evich
century Russian literature: Professor Ermolenko Svetlana
centuries literature: Professor Snigireva Tat’yana
(R Ivanovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in the theory of literature: Professor Barkovskaya Nina Vladimirovna
iuba Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of language and speech communication: Professor Dz–early
21st
philology: Elena Vyacheslavovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in applied linguistics and interdisciplinary methods in
Professor Mukhin Mikhail Yur’evich (Russia, Ekaterinburg, UFU); in the theory of foreign literature and
B English literary classics: Professor Dotsenko Elena Georgievna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in contemporary
ritish novel and translation issues: Professor Sidorova Ol’ga Grigor’evna (Russia, Ekaterinburg, UFU); in Gercman-language
literature of Modernism (Germany, Austria, Switzerland), theory and practice of translation, and
rivate education institution “Sirius”); in German-language literature, Russian-German literary ties, imageology
c and literary translation: Doctor of Philology, Leading Researcher Kudryavtseva Tamara Viktorovna (Russia, MosE
ussia, Tyumen, TyumGU); in Romance linguistics and comparative pragmatics: Associate Professor Erofeeva
lena Vladimirovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in literary education technologies and teaching classical literaPomparative-historical
and typological linguistics: Professor Pestova Natal’ya Vasil’evna (Russia, Ekaterinburg,
(Row, IMLI); in the history of French, typology and comparative linguistics: Professor Lykova Nadezhda Nikolaevna
ture at higher and secondary school: Associate Professor Alekseeva Mariya Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg,
f UFU); in methodology and methods of teaching modern literature at higher and secondary school: Associate Proessor
Gutrina Liliya Dmitrievna (Russia, Ekaterinburg, USPU); in modern education technologies and innovative
processes in education: Professor Mosina Margarita Aleksandrovna (Russia, Perm, PSPU); in the theory and
E practice of teaching Russian in a polycultural environment of higher and secondary school: Associate Professor
insk, Belarusian State University), Mukhin Mikhail Yurievich (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University);
academic secretary: Associate Professor Skripova Ol’ga Aleksandrovna
EDITORIAL COUNCIL
SProf. V. V. Abashev (Russia, Perm, Perm State National Research University); Prof. O. Y. Antsyferova (Russia,
aint Petersburg, Saint Petersburg State University); Prof. L. O. Butakova (Russia, Omsk, Omsk State University
named after F. M. Dostoevsky); Prof. M. Weiskopf (Israel, Jerusalem, Hebrew University of Jerusalem);
Prof. T. Victoroff (France, Strasbourg, University of Strasbourg); Ph. D. J. Gallo (Slovakia, Nitra, Constantine the
P Philosopher University in Nitra); Ph. D. A. Grominova (Slovakia, Trnava, University of St. Cyril and Methodius);
Urof. Emer. H. Guenther (Germany, Bielefeld, Bielefeld University); Prof. E. Dobrenko (Great Britain, Sheffield,
Vniversity of Sheffield); Prof. B. W. Dhooge (Belgium, Ghent, Ghent University); Prof. A. A. Zhitenev (Russia,
oforonezh, Voronezh State University); Prof. G. M. Ibatullina (Russia, Sterlitamak, Sterlitamak Branch
O Bashkir State University); Cand. Sc. A. A. Medvedev (Russia, Tyumen, Tyumen State University); Prof.
burg,. N. Kondrat’eva (Russia, Kemerovo, Kemerovo State University); Cand. Sc. Kukulin I. V. (Russia, Sankt-PetersHigher
School of Economics); Prof. E. Y. Kulikova (Russia, Novosibirsk, Institute of Philology of RAS, Sector
of Literary Studies); Prof. G. V. Kuchumova (Russia, Samara, Samara National Research University named
after Academician S. P. Korolev); Prof. N. L. Mark (USA, New York, Columbia University); Prof. M. A. Litovskaya
N (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia Boris Yeltzin); Prof.
(Lithuania,. M. Malygina (Russia, Moscow, A. M. Gorky Institute of World Literature of the RAS); Prof. G. Mikhaylova
Vilnius, Vilnius University); Prof. A. Pavlova (Germany, Mainz, Johannes Gutenberg University);
Prof. G. Petkova (Bulgaria, Sofia, Sofia University “St. Kliment Ohridski”); Prof. I. Pospisil (The Czech Republic,
Brno, Masaryk University); Prof. B. M. Proskurnin (Russia, Perm, Perm State National Research University);
Prof. M. E. Rut (Russia, Ekaterinburg, Ural Federal University); Dr. hab. T. Szabó (Hungary, Pécs, University
of Pécs); Dr. hab. A. Skotnicka (Poland, Krakow, Jagiellonian University); Prof. V. I. Tyupa (Russia, Moscov, Scienctific-Educational
Center for Cognitive Programs and Technologies of RGGU); Prof. T. V. Ustinova (Russia, MosProow,
Moscow State Pedagogical University); Prof. P. Fast (Poland, Katowice, University of Silesia in Katowice);
Ol’gremina Svetlana Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); executive editor: Associate Professor Skripova
M a Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg, USPU); Guest editors: Professor Norman Boris Justinovich (Belarus,
f. A. de La Fortelle (Switzerland, Lausanne, University of Lausanne); Prof. H. Jens (Switzerland, Fribourg,
University of Fribourg); Prof. H. Robert (Germany, Hamburg, University of Hamburg)
Стр.3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАС С Том 26 • 2021 • № 2
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор: проф. Н. П. Хрящева (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕДАКТОРЫ
по истории древнерусской литературы, литературы XVIII в.: проф. Зырянов Олег Васильевич
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); по истории литературы XIX вв.: проф. Ермоленко Светлана
Ивановна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по теории литературы: проф. Барковская Нина Владимировна
(Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по истории литературы XX – начала XXI вв.: проф.
Снигирева Татьяна Александровна (Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теории языка и речевой
коммуникации: проф. Дзюба Елена Вячеславовна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по прикладной
лингвистике и междисциплинарным методам в филологии: проф. Мухин Михаил Юрьевич
(Россия, Екатеринбург, УрФУ); по теории зарубежной литературы, английской литературной
классике: проф. Доценко Елена Георгиевна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по проблемам
перевода, современному британскому роману: проф. Сидорова Ольга Григорьевна (Россия,
Екатеринбург, УрФУ); по немецкоязычной литературе модернизма (Германия, Австрия, Швейцария),
теории и практике перевода, сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному
языкознанию: проф. Пестова Наталья Васильевна (Россия, Екатеринбург, ЧОУ
ДПО «СИРИУС»); по немецкоязычной литературе, русско-немецким литературным связям,
имагологии, художественному переводу: д-р филол. наук, вед. науч. сотрудник Кудрявцева
Тамара Викторовна (Россия, Москва, ИМЛИ); по истории французского языка, типологии
и сопоставительному языкознанию: проф. Лыкова Надежда Николаевна (Россия, Тюмень, ТюмГУ);
по вопросам романского языкознания и сопоставительной прагматике: доц. Ерофеева
Елена Владимировна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); по вопросам технологий литературного
образования и преподавания классической литературы в вузе и школе: доц. Алексеева Мария
Александровна (Россия, Екатеринбург, СУНЦ УрФУ); по методологии и методике преподавания
современной литературы в вузе и школе: доц. Гутрина Лилия Дмитриевна (Россия, Екатеринбург,
УрГПУ); по вопросам современных образовательных технологий, инновационным
процессам в образовании: проф. Мосина Маргарита Александровна (Россия, Пермь, ПГПУ);
по теории и практике преподавания русского языка в поликультурной среде вуза и школы:
доц. Еремина Светлана Александровна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); выпускающий редактор:
доц. Скрипова Ольга Александровна (Россия, Екатеринбург, УрГПУ); приглашённые редакторы:
проф. Норман Борис Юстинович (Беларусь, Минск, Белорусский государственный
университет), проф. Мухин Михаил Юрьевич (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный
университет); ответственный секретарь: доц. Скрипова Ольга Александровна
Стр.4
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАС С Том 26 • 2021 • № 2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Проф. В. В. Абашев (Россия, Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский
университет); проф. О. Ю. Анцыферова (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский
государственный университет); проф. Л. О. Бутакова (Россия, Омск, Омский государственный
университет им. Ф. М. Достоевского); проф. М. Я. Вайскопф (Израиль, Иерусалим, Еврейский
университет в Иерусалиме); д-р филол. наук Т. Викторофф (Франция, Страсбург, Страсбургский
университет); канд. филол. наук Я. Галло (Словакия, Нитра, Университета им. Константина Философа
в Нитре); канд филол. наук А. Громинова (Словакия, Трнава, Университет им. Св. Кирилла
и Мефодия); профессор-эметериус Х. Гюнтер (Германия, Билефельд, Билефельдский
университет); проф. Е. Добренко (Великобритания, Шеффилд, Университет Шеффилда); проф.
Б. Дооге (Бельгия, Гент, Гентский университет); д-р филол. наук А. А. Житенев (Россия, Воронеж,
Воронежский государственный университет); проф. Г. М. Ибатуллина (Россия, Стерлитамак,
Башкирский государственный университет); проф. О. Н. Кондратьева (Россия, Кемерово, Кемеровский
государственный университет); канд. филол. наук И. В. Кукулин (Россия, Санкт-Петербург,
НИУ ВШЭ); проф. Е. Ю. Куликова (Россия, Новосибирск, Институт филологии СО РАН);
д-р филол. наук Г. В. Кучумова (Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский
университет имени академика С. П. Королёва); проф. М. Н. Липовецкий (США, Нью-Йорк, Колумбийский
университет); проф. М. А. Литовская (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный
университет им. Б. Н. Ельцина); проф. Н. М. Малыгина (Россия, Москва, Институт мировой
литературы им. А. М. Горького РАН); канд. филол. наук А. А. Медведев (Россия, Тюмень, Тюменский
государственный университет); проф. Г. П. Михайлова (Литва, Вильнюс, Вильнюсский университет);
проф. А. Павлова (Германия, Майнц, Майнцский университет им. Иоганна Гутенберга);
д-р филол. наук Г. Петкова (Болгария, София, Софийского университета Св. Климента Охридского);
проф. И. Поспишил (Чешская Республика, Брно, Университета им. Масарика); проф.
Б. М. Проскурнин (Россия, Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский
университет); проф. М. Э. Рут (Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный университет);
хабил. д-р Т. Сабо (Венгрия, Печ, Печский Университет); хабил. д-р А. Скотницка (Польша,
Краков, Ягеллонский университет); проф. В. И. Тюпа (Россия, Москва, Научно-образовательный
центр когнитивных программ и технологий РГГУ); д-р филол. наук Т. В. Устинова (Россия, Москва,
Московский педагогический государственный университет); проф. П. Фаст (Польша, Катовице,
Силезский университет); проф. Фортель, де ля А. (Швейцария, Лозанна, Лозаннский
университет); проф. Й. Херльт (Швейцария, Фрибур, Фрибурский университет); проф. Р. Ходел
(Германия, Гамбург, Гамбургский университет)
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
9
24 Штейнбук Ф. М. Образ Николая Кирсанова
Т в системе действующих лиц романа Ивана
ургенева «Отцы и дети»
СИНТЕЗ КОНЦЕПЦИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ:
ДИСКУРСИВНЫЕ И КОРПУСНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
36 Норман Б. Ю., Мухин М. Ю. Междисциплинарные
тренды современной лингвистики
40 Норман Б. Ю. Синтаксис как объект пародии
52 Протасова Е. Ю. Интеркультурность в современном
российском лингвистическом ландшафте
68
Басовская Е. Н., Воронцова Т. А. Фатическая
(на материале кинорецензий) составляющая современного медиатекста
78 Колмогорова А. В. Детектирование эмоций и
рованной выборк семантика эмотивов: грусть и гнев в аннотие
текстов
90 Копотев М. В. О некоторых следствиях корпусной
лингвистики для общей теории языка
103 Мухин М. Ю., Мухин Н. Ю. Авторская
лексическая синтагматика в системном
представлении
«СОХРАНИ МОЮ РЕЧЬ...»: К 130-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА
111 Митракова Н. М., Алейников О. Ю. «Путеводные
знаки». Из бесед и записей о «Воронежских
тетрадях» О. Мандельштама
123 Глазырин В. А., Казарин Ю. В. Интерпретационная
сфера авторского словаря (на материале
книги стихотворений О. Э. Мандельштама
«Камень»)
134 Гутрина Л. Д. Что и как «звучит в коре» двух
стихотворений О. Э. Мандельштама (на матекриале
стихотворений «Сосновой рощицы заТРАЕКТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
XIX–XXI ВВ.
144 Андреева В. Г. Усадьбы в романе Л. Н. Толстого
«Воскресение»: от обличения роскоши
к жизни на земле
155 Нагорная Я. В. А. М. Ремизов и фольклор:
к вопросу о методологии исследования
он…» и «Пластинкой тоненькой жиллета…»)?
CONCEPTIONS. PROGRAMS. HYPOTHESES
Двойники и матрицы: о новом методе к Головачева И. В., Демони П. В., Журавлев М. Е.омпаративистского
анализа
9 Golovacheva I., Polina de Mauny P., Zhuravlev M.
Doppelgangers and Matrixes: A New Method
of Comparative Analysis
24 Shteinbuk M. Nikolay Kirsanov in the System
b of Characters in the Novel “Fathers and Sons”
y Ivan Turgenev
SYNTHESIS OF CONCEPTIONS
IN LINGUISTICS: DISCOURSE
AND CORPUS STUDIES
33 Norman B., Mukhin M. Interdisciplinary Trends
of Modern Linguistics
40 Norman B. Syntax as an Object of Parody
52 Protassova E. Interculturality in the Modern
Russian Linguistic Landscape
68 Basovskaya E., Vorontsova T. The Phatic
(on the M Constituent of a Modern Media Text
aterial of Film Records)
78 Kolmogorova A. Emotion Detection and Semantics
T of Emotives: Distress and Anger in Annotated
ext Dataset
90 Kopotev M. Some Thoughts on Corpus
and General Linguistics
103 Mukhin M. Yu., Mukhin N. Yu. Authored Lexical
Syntagmatics in a Systematic Interpretation
“SAVE MY WORD FOREVER”:
TO 130TH
OF O. E. MANDELSTAM
ANNIVERSARY OF THE BIRTH
111 Mitrakova N. М., Aleinikov O. Yu. “Milestones”.
M From Conversations and Notes About Osip
andelstam’s “Voronezh Notebooks”
123 Glazyrin V. A., Kazarin Yu. V. Interpretation
Sphere of the Author’s Vocabulary (on the Material
of the Book “Stone” by O. E. Mandelstam)
134 Gutrina L. D. What Themes “Vibrate in the Core”
H of Two Poems of Osip Mandelstam and How it
rove…” and “The Bristles of Sleepiness…”)?
CENTURIES
F THE 19TH – 21ST
Gappens (Based on the Poems “The Law of Pine
OTRAJECTORIES OF THE LITERARY PROCESS
144 Andreeva V. G. Estates in Leo Tolstoy’s Novel
“Resurrection”: from Denouncing Luxury
to Life on Land
155 Nagornaya Y. V. А.М. Remizov and Folklore:
on the Issue of Research Methodology
Стр.6
167 Булгакова А. А. Топос «Дом» как гетеротопия
в романе М. Петросян «Дом, в котором…»
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
182 Атлас А. З. Демифологизация культурных
А конструктов волшебных сказок в рассказах
нжелы Картер
191 Маршания К. М. «Популярная наука о кошках,
написанная Старым Опоссумом» Т. С. Элиота
в контексте традиции «nursery rhymes»
200 Лушникова Г. И., Осадчая Т. Ю. Контаминация
тенденций постмодернизма и пост-постмодернизма
в творчестве Дж. Франзена
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
212 Кучина Т. Г. Современная русская поэзия
в олимпиадных заданиях по литературе
221 Дулебова И., Московкин Л. В. Социокультурное
язык содержание современных учебников русского
а для школ и вузов Словакии
234 Комовская Е. В. Способы представления грамматики
при преподавании русского языка как
иностранного
245 Спишьякова А., Ермачкова О., Гаярски Л.
р Использование медийных текстов в обучении
усскому языку
167 Bulgakova A. A. The Topos Home as Heterotopy
in the Novel by M. Petrosyan “The House
in Which…”
ISSUES OF GLOBAL LITERATURE
POETICS
182 Atlas A. Z. Demythologising Social Fictions
in Angela Carter’s Reinterpretations
of Fairy Tales
191 Marshaniya K. M. T. S. Eliot’s “Old Possum’s
R Book of Practical Cats” in the Context of “Nursery
hymes” Tradition
200 Lushnikova G. I., Osadchaia T. Yu. Contamination
T of Postmodernist and Post-Postmodernist
endencies in the Works by J. Franzen
THEORY AND METHODS OF TEACHING
A PHILOLOGICAL DISCIPLINES
T HIGHER AND SECONDARY SCHOOL
212 Kuchina T. G. Modern Russian Poetry in Olympiad
Assignments in Literature
221 Dulebova I., Moskovkin L. V. Socio-cultural Content
of Modern Russian Language Textbooks for Secondary
Schools and Universities in Slovakia
234 Komovskaya E. V. Methods of Grammar Material
Language Presentation in Teaching Russian as a Foreign
245 Spisiakova A., Iermachkova O., Gajarsky L. The Use
of Media Texts in Russian Language Teaching
Стр.7