16+
итература
в школе
Literature at School
Учредитель и издатель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:
10.01.03 – Литература народов стран зарубежья
10.01.08 – Теория литературы. Текстология
10.01.09 – Фольклористика
Филологические науки
10.01.01 – Русская литература
10.01.02 – Литература народов
Российской Федерации
Педагогические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания (по областям
и уровням образования)
ISSN 0130-3414
2021
№ 5
Издается с 1914 г.
Выходит 6 раз в год
13.00.05 – Теория, методика и организация
социально-культурной
деятельности
информационныхЖурнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-77236 от 20 ноября 2019 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» – 73227
Адрес редакции: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, каб. 307
Сайт: www.litsh.ru
E-mail: mail@litsh.ru
Издание подготовили к печати:
редактор А. А. Алексеева
переводчик М. А. Соколова
макет, компьютерная верстка Н. А. Попова
Подписано в печать 15.10.2021 г.
Формат 70×100 1/16. Гарнитура «PT Serif».
Объем 8,0 п. л. Тираж 1000 экз.
© МПГУ, 2021
Стр.2
aiterature
L
f their research
ISSN 0130-3414
t School
Литература в школе
2021
№ 5
The journal has been published since 1914
The journal is published 6 times a year
The Founder and Publisher:
Moscow Pedagogical State University (MPGU)
It is included in the list of the leading peer-reviewed scholarly journals
the Higher Attestation Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian Federation recommends to PhD candidates
o and those working on their habilitation who wish to publish the results
Mass media registration certificate ПИ № ФС77-77236 as of 20.11.2019
Editorial office: Moscow, Russia, Malaya Pirogovskaya str., 1, room 307, 119435
E-mail: mail@litsh.ru
Information on journal can be accessed via: www.litsh.ru
© МPGU, 2021
Стр.3
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор
Виктор Фёдорович Чертов – доктор педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой
методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный
университет, г. Москва, Россия
Заместитель главного редактора
Виктор Петрович Журавлёв – кандидат филологических наук, доцент; профессор кафедры методики
преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный
университет, г. Москва, Россия
Ответственный секретарь
Наталья Александровна Миронова – кандидат педагогических наук; доцент кафедры методики
преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный
университет, г. Москва, Россия
Ирина Николаевна Арзамасцева – доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры
русской литературы XX–XXI веков Института филологии, Московский педагогический
государственный университет, г. Москва, Россия
Олег Михайлович Буранок – доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор;
заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания
литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара,
Россия
Елена Олеговна Галицких – доктор педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой
русской и зарубежной литературы и методики обучения, Вятский государственный университет,
г. Киров, Россия
Михаил Михайлович Голубков – доктор филологических наук, профессор; заведующий кафедрой
истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Валерий Анатольевич Доманский – доктор педагогических наук; профессор кафедры межкультурных
коммуникаций, Государственный университет морского и речного флота имени
адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург, Россия
Сергей Александрович Зинин – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры
методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный
университет, г. Москва, Россия
Светлана Вениаминовна Иванова – доктор философских наук, кандидат педагогических
наук, профессор; научный руководитель Института стратегии развития образования, Российская
академия образования, г. Москва, Россия
Александр Геннадьевич Кутузов – доктор педагогических наук, профессор; ведущий эксперт
Московского центра развития кадрового потенциала образования, г. Москва, Россия
Юрий Владимирович Манн – доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры
истории русской классической литературы, Российский государственный гуманитарный университет,
г. Москва, Россия
Резеда Фаилевна Мухаметшина – доктор педагогических наук, профессор; декан Высшей
школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации,
Казанский федеральный университет, г. Казань, Россия
Стр.4
Ленка Розбоудова – доктор философии; заведующий кафедрой русистики и лингводидактики
Педагогического института, Карлов университет, г. Прага, Чешская Республика
Николай Николаевич Скатов – доктор филологических наук, профессор; член-корреспондент
РАН, г. Санкт-Петербург, Россия
Ирина Витальевна Сосновская – доктор педагогических наук; профессор кафедры филологии
и методики Педагогического института, Иркутский государственный университет, г. Иркутск,
Россия
Людмила Александровна Трубина – доктор филологических наук, профессор; заведующий кафедрой
русской литературы XX–XXI веков Института филологии, Московский педагогический
государственный университет, г. Москва, Россия
Алексей Владимирович Фёдоров – доктор филологических наук; главный редактор издательства
«Русское слово»; учитель литературы средней школы № 1516, г. Москва, Россия
Оксана Леонидовна Филина – доктор педагогики, профессор, Балтийская международная академия,
г. Рига, Латвия
Борис Черни – профессор факультета иностранных языков, Университет Кан-Нормандия, член
Национального центра научных исследований Франции, г. Кан, Франция
Елена Николаевна Чернозёмова – доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры
всемирной литературы Института филологии, Московский педагогический государственный
университет, г. Москва, Россия
Елена Геннадьевна Чернышева – доктор филологических наук, профессор; директор Института
филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы Института филологии,
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Марина Ивановна Щербакова – доктор филологических наук, профессор; заведующий отделом
русской классической литературы, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской
Академии наук, г. Москва, Россия
Стр.5
EDITORIAL BOARD
Editor-in-Chief
Victor F. Chertov – ScD in Education, Full Professor; Head of the Methods of Teaching Literature
Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
Deputy Chief Editor
Victor Р. Zhuravlev – PhD in Philology; Associate Professor; Professor at the Methods of Teaching
Literature Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
Executive secretary
Natalya A. Mironova – PhD in Education; Assistant Professor at the Methods of Teaching Literature
Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
Irina N. Arzamastseva – ScD in Philology, Full Professor; Professor at the Russian Literature
of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia
Oleg M. Buranok – ScD in Philology, ScD in Education, Full Professor; Head of Russian and Foreign
Literature and Literature Teaching Methodology Department, Samara State University of Social
Sciences and Education, Samara, Russia
Elena O. Galitskikh – ScD in Education, Full Professor; Head of Russian and Foreign Literature and
Teaching Methodology Department, Vyatka State University, Kirov, Russia
Mikhail M. Golubkov – ScD in Philology, Full Professor; Head of the Newest Russian Literature
History and Modern Literary Process Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow,
Russia
Valery A. Domansky – ScD in Education, Professor at the Intercultural Communication Department,
Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Saint-Petersburg, Russia
Sergey A. Zinin – ScD in Education, Full Professor; Professor at the Methods of Teaching Literature
Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
Svetlana V. Ivanova – ScD in Philosophy, PhD in Pedagogy, Professor; Scientific Director of Institute
for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Alexander G. Kutuzov – ScD in Education, Full Professor; leading expert of Moscow Center for Development
of Educational Personnel Potential, Moscow, Russia
Yury V. Mann – ScD in Philology, Full Professor; Professor at the Russian Classical Literature History
Department, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
Rezeda F. Mukhametshina – ScD in Education, Full Professor; Head of Leo Tolstoy Higher School
of Russian and Foreign Philology, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan
Federal University, Kazan, Russia
Lenka Rozboudova – ScD in Philosophy; Head of the Russian Studies and Linguodidactics Department,
Charles University, Prague, Chech Republic
Nikolay N. Skatov – ScD in Philology, Full Professor; Corresponding Member of the Russian Academy
of Sciences, Saint-Petersburg, Russia
Irina V. Sosnovskaya – ScD in Education; Professor at the Philology and Methodology Department,
Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
Lyudmila A. Trubina – ScD in Philology, Full Professor; Head of the Russian Literature
of the XX–XXI centuries Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia
Стр.6
Alexey V. Fedorov – ScD in Philology; Chief Editor of Publishing House “Russkoye slovo», Teacher
of Literature at Secondary School № 1516, Moscow, Russia
Oksana L. Filina – ScD in Education, Full Professor; Baltic International Academy, Riga, Latvia
Boris Czerny – Professor at the Foreign Languages Faculty, University of Caen Normandy, Member
of the French National Center for Scientific Research, Caen, France
Elena N. Chernozemova – ScD in Philology, Full Professor; Professor at the World Literature Department;
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
Elena G. Chernysheva – ScD in Philology, Full Professor; Head of the Institute of Philology, Head
of the Russian Classical Literature Department, Moscow Pedagogical State University, Moscow,
Russia
Marina I. Shcherbakova – ScD in Philology, Full Professor; Head of the Russian Classical Literature
Department, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Стр.7
итература
в школе
Содержание
НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Ю.И. Сохряков
«Неистребимая любовь к родной земле»:
элементы структуры образа Сибири в повестях В.П. Астафьева
«Перевал» и «Стародуб» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
П.А. Гончаров, В.А. Щербакова
К 130-летию Р.И. Фраермана
О.Н. Александрова-Осокина, К.А. Верещагина
К 80-летию В.Н. Крупина
Е.О. Галицких
Семейные ценности и историческая память
как доминанты творчества Р.И. Фраермана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Как «запомнить красоту»: методические размышления
об изучении творчества В.Н. Крупина в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА МИРА
И.Б. Чернявский
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В.А. Мескин, Е.С. Зинурова
Образ Святого Себастьяна в лирике Г. Тракля:
интермедиальный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Значение Л.Н. Толстого
для развития американской романистики XX века . . . . . . . . . . . . . . . .9
Заметки о поэзии в эпоху глобализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ПОИСК. ТВОРЧЕСТВО. МАСТЕРСТВО
Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева
Изучение лирического цикла И.А. Бродского
«Новые стансы к Августе» в 11 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
С.М. Бичурина
СОБЫТИЯ. ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
А.В. Федоров
Книга В.А. Доманского о системе культурных кодов
русской классики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
М.И. Шутан
aiterature
L
t School
2021, № 5
ISSN 0130-3414
7
Речевые уроки в системе литературного образования
как фактор развития субъектности школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Под знаком Достоевского. О книге Ю.В. Лебедева
«Русская литература XIX века» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Стр.8
Соntents
итература
в школе
OUR SPIRITUAL VALUES
Yu.I. Sokhryakov
Significance of L.N. Tolstoy for the development
of the American romance of the XXth century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
“Indestructible love for the native land”:
Elements of the structure of the image of Siberia in V.P. Astafyev’s novels
“The Pass” and “Starodub” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
P.A. Goncharov, V.A. Shcherbakova
On the 130th anniversary of R.I. Frayerman
O.N. Alekxandrova-Osokina, K.A. Vereshchagina
On the 80th anniversary of V.N. Krupin
E.О. Galitskikh
LITERARY MAP OF WORLD
I.B. Chernyavskiy
POINT OF VIEW
V.A. Meskin, E.S. Zinurova
Family values and historical memory as dominants
of R.I. Frayerman’s creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
How to “remember the beauty”: Methodical reflections
on studying V.N. Krupin’s creativity at school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
The image of St. Sebastian in the lyrics of G. Trakl’s:
An intermedial aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Notes on poetry in the Era of Globalization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
SEARCH. CREATIVITY. SKILL
G.V. Prantsova, E.S. Romanichevа
Study I.А. Brodsky’s lyrical cycle “New stanzas for Augusta”
in the 11th grade. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
S.M. Bichurina
EVENTS. REVIEWS. CRITIQUES
A.V. Fedorov
The book about the system of cultural codes
of Russian classics by V.A. Domansky . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
M.I. Shutan
8
ISSN 0130-3414
2021, № 5
aiterature
L
t School
Speech lessons in the system of literary education
as a factor of developing a student’s subjectivity . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Under the sign of Dostoevsky. On the book by Yu.V. Lebedev
"Russian literature of the XIXth century" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Стр.9