УДК 811.581(075.32)
ББК 74.268.13Кит-21
М31
Рецензенты:
И. В. Кочергин, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры
дальневосточных языков, ФГКУ «Военный университет»;
Н. С. Стародубцева, канд. пед. наук, доцент кафедры китаеведения,
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»;
Т. Е. Шишмарева, канд. филол. наук,
доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР,
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
М31
Масловец, Ольга Александровна.
Основы обучения китайскому языку в вузе и в школе: теория и практика :
учебное пособие / О. А. Масловец ; ФГАОУ ВО «Московский государственный
институт международных отношений (университет) Министерства иностранных
дел Российской Федерации». — 4-е изд., эл. — 1 файл pdf : 266 с. — Москва :
Издательский дом ВКН, 2020. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо
Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-7873-1673-5
В учебном пособии рассматриваются основные вопросы преподавания китайского
языка в условиях общего и высшего образования. В работе раскрыты особенности преподавания
китайского языка в рамках коммуникативного подхода, требования к программно-методическому
обеспечению образовательного процесса.
Автор подробно описал технологию обучения различным аспектам языка (произношение,
лексика, иероглифика, грамматика), а также продуктивным видам речевой деятельности
(говорение, письмо). Теоретические пояснения снабжены многочисленными
примерами на китайском языке, наглядно представляющими технологии работы над теми
или иными аспектами и видами речевой деятельности на разных этапах как общего, так
и высшего образования.
В приложении учебного пособия представлена программа по китайскому языку для
ность поиска и копирования текста, в том числе на китайском языке.
Пособие «Основы обучения китайскому языку в вузе и в школе: теория и практика»
УДК 811.581(075.32)
ББК 74.268.13Кит-21
Электронное издание на основе печатного издания: Основы обучения китайскому языку
в вузе и в школе: теория и практика : учебное пособие / О. А. Масловец; ФГАОУ ВО
«Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства
иностранных дел Российской Федерации». — 3-е изд. — Москва : Издательский
дом ВКН, 2019. — 264 с. — ISBN 978-5-7873-1482-3. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7873-1673-5
© О. А. Масловец, 2019
© Оформление. ООО «ИД ВКН», 2019
всех ступеней в рамках общего образования, соответствующая требованиям федеральных
образовательных стандартов нового поколения.
Отличительной особенностью настоящего электронного издания является возможпредназначено
для учителей и преподавателей китайского языка, студентов вузов, обучающихся
в рамках направлений «Педагогическое образование»; «Лингвистика. Переводоведение»;
«Востоковедение».
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Основы обучения китайскому языку
ввузе ившколе
Введение ...................................................................................................... 3
Глава 1・Общеметодологатескле основы обучения китайскому
языку ........................................................................................................... 5
1.1. Коммуникативный подход в обучении китайскому языку... 5
1.2. Требования к содержанию программ по китайскому
языку для общеобразовательных школ ..................................14
1.3. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
по китайскому языку ................................................................ 24
1.4. Система упражнений в обучении китайскому языку в
средней школе ...........................................................................36
Глава 2. Аспекты обучения китайскому языку ...............................52
2.1. Обучение произносительной стороне речи ............................52
2.2. Обучение лексической стороне речи на китайском языке ... 68
2.3. Обучение грамматической стороне речи на китайском языке
.......................................................................................................82
Глава 3・Обучение продуктивным видам речевой деятельности
на китайском языке.................................................................................91
3.1. Обучение говорению ................................................................. 91
3.2. Организация проблемно-диалогового общения
на уроках китайского языка всредней школе ......................116
3.3. Обучение иероглифическому письму ................................... 122
3.4. Обучение письменной речи на китайском языке................ 139
3.5. Опоры в обучении китайскому языку ................................... 153
Примерные вопросы по курсу «Методика обучения
китайскому языку в средней школе» ...................................................167
Библиографический список ............................................................... 171
Стр.262
262
Содержание
Программа по китайскому языку
как первому иностранному
Пояснительная записка .......................................................................185
Структура программы.......................................................................... 187
Общая характеристика учебного предмета.................................... 188
Цели и задачи курса.............................................................................. 189
Место учебного предмета в учебном плане................................... 190
Основное содержание и ценностные ориентиры
содержания учебного предмета в начальной школе .................... 191
Требования к результатам обучения...........................................194
Личностные результаты............................................................. 194
Метапредметные результаты..................................................... 195
Предметные результаты............................................................. 198
Основное содержание курса .........................................................203
Предметное содержание речи ...................................................203
Основное содержание и ценностные ориентиры
содержания учебного предмета в 5-7-м классах........................... 204
Требования к результатам обучения.......................................... 204
Личностные результаты............................................................. 205
Метапредметные результаты.....................................................205
Предметные результаты............................................................. 207
Основное содержание курса .........................................................213
Предметное содержание речи ...................................................213
Основное содержание и ценностные ориентиры
содержания учебного предмета в 8-9-м классах........................... 220
Требования к результатам обучения.......................................... 220
Личностные результаты............................................................. 221
Метапредметные результаты .....................................................221
Предметные результаты............................................................. 223
Основное содержание курса .........................................................228
Предметное содержание речи...................................................228
Основное содержание и ценностные ориентиры содержания
учебного предмета в 10-11-м классах (базовый уровень) .......... 232
Предметные результаты............................................................. 233
Стр.263
Содержание
263
Основное содержание курса .......................................................239
Предметное содержание речи ................................................ 239
Основное содержание и ценностные ориентиры
содержания учебного предмета в 10-11-м классах (углубленный
уровень) .....................................................................................................241
Требования к результатам обучения ......................................... 242
Личностные результаты ............................................................ 242
Метапредметные результаты.....................................................243
Предметные результаты ............................................................ 244
Основное содержание курса .........................................................256
Предметное содержание речи ..................................................256
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса .........................................257
Список литературы ...............................................................................259
Стр.264