Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДьяков Сергей Иванович
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц528
ID713458
АннотацияУчебное пособие предназначено для спецкурса «Психосемантики субъекта» и курса «Педагогической психологии». В ракурсе психосемантического подхода представлены модели и технология исследования субъектности педагога. В работе рассмотрены теоретические, практические и методологические вопросы технологии планирования и проведения психологического исследования субъектности педагога, а также структуризации материала данных с помощью психосемантических средств. Раскрыты техники модификации и адаптации стандартизированных психологических методик и построения оригинальных методик. Разработана техника применения пакета психодиагностических методик в изучении субъектности педагога, который является прикладным инструментарием для работы психолога. В пособии представлена техника моделирования психологических структур и разработаны психосемантические модели анализа и оценки субъектности педагога по характеристикам его социально-ролевой идентификации и мотивационно-ценностных ориентаций. Раскрыты семантические свойства структурно-функциональной организации субъекта, типы и уровни субъектности педагога, которые определяют характеристики его самостоятельности и активности в профессиональной деятельности.
Кому рекомендованоДля студентов педагогических и психологических специальностей, а также психологов-исследователей, педагогов, практических психологов и социальных работников.
ISBN978-5-9765-2261-9
УДК159.9.018+159.9.07(075.8)
ББК88.5я73
Дьяков, С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования : учеб. пособие / С.И. Дьяков .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 528 с. — ISBN 978-5-9765-2261-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/713458 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Субъектность_педагога._Психосемантические_модели_и_технология_исследования.pdf
С.И. Дьяков СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021 1
Стр.1
УДК 159.9.07/018(075.8) ББК 88.5я73 Д93 зам. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. кафедрой психологии СФ МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. психол. наук, член-корр. АПН Украины, д-р психол. наук, проф., зав. лабораторией психологии личности им. П.Р. Чамати М.Й. Боришевский (Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины); Рецензенты: д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики и методики технологической подготовки Донбасского государственного педагогического университета В.В. Борисов; д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой психологии Донбасского государственного педагогического университета О.Г. Солодухова доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова О.А. Тихомандрицкая; Д93 Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования : учебное пособие / С.И. Дьяков. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2021. — 528 с. — ISBN 978-5-9765-2261-9. — Текст : электронный. Учебное пособие предназначено для спецкурса «Психосемантики субъекта» и курса «Педагогической психологии». В ракурсе психосемантического подхода представлены модели и технология исследования субъектности педагога. В работе рассмотрены теоретические, практические и методологические вопросы технологии планирования и проведения психологического исследования субъектности педагога, а также структуризации материала данных с помощью психосемантических средств. Раскрыты техники модификации и адаптации стандартизированных психологических методик и построения оригинальных методик. Разработана техника применения пакета психодиагностических методик в изучении субъектности педагога, который является прикладным инструментарием для работы психолога. В пособии представлена техника моделирования психологических структур и разработаны психосемантические модели анализа и оценки субъектности педагога по характеристикам его социальноролевой идентификации и мотивационно-ценностных ориентаций. Раскрыты семантические свойства структурно-функциональной организации субъекта, типы и уровни субъектности педагога, которые определяют характеристики его самостоятельности и активности в профессиональной деятельности. Для студентов педагогических и психологических специальностей, а также психологов-исследователей, педагогов, практических психологов и социальных работников. УДК 159.9.07/018(075.8) ББК 88.5я73 ISBN 978-5-9765-2261-9 2 © Дьяков С.И., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ....................................................................................................6 Вступление ......................................................................................................8 Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки изучения семантического поля сознания педагога как субъекта профессиональной деятельности 1.1. Проблема субъекта в системном отражении философских, социологических, педагогических и психологических теорий .........17 Контрольные вопросы и задания .................................................................51 1.2. Субъектные свойства педагога как предмет научного исследования и их место в системе педагогической деятельности ...........................................................................................51 Контрольные вопросы и задания .................................................................69 1.3. Теоретико-методологический анализ психологического аспекта семантической репрезентации индивидуального опыта в детерминации субъектности личности ..............................................70 Контрольные вопросы и задания .................................................................96 Выводы к главе 1 ...........................................................................................98 Глава 2. Изучение структурно-функциональных характеристик семантической репрезентации опыта педагога в контексте его субъектности 2.1. Критерии и принципы системогенеза в моделировании субъектности педагога ......................................................................... 112 Контрольные вопросы и задания ...............................................................153 2.2. Теоретическая разработка гипотетических моделей анализа и оценки субъектности педагога в семантическом измерении ........155 Контрольные вопросы и задания ...............................................................200 2.3. Средства системного анализа в моделировании субъектности педагога .................................................................................................203 Контрольные вопросы и задания ...............................................................244 3
Стр.3
2.4. Аксиологические аспекты в субъектной мотивации профессиональной самореализации личности педагога. Педагог как субъект в семантической концептуализации жизни .......245 Контрольные вопросы и задания ...............................................................268 Выводы к главе 2 .........................................................................................269 Глава 3. Принципы и методы исследования сущностных особенностей семантики педагога как факторов субъектности в профессиональной самореализации 3.1. Разработка средств семантического анализа и оценки субъектности педагога .........................................................................274 Контрольные вопросы и задания ...............................................................285 3.1.1. Разработка и применение методов эмпирического исследования семантики субъектности педагога ..........................286 Контрольные вопросы и задания ............................................................... 311 3.1.2. Характеристика методов эмпирического исследования субъектности педагога .....................................................................312 Контрольные вопросы и задания ...............................................................321 3.2. «Репертуарные решетки ролевых конструктов» в исследовании субъектных характеристик педагога ...................................................322 Контрольные вопросы и задания ...............................................................330 3.3. Методика «Семантический дифференциал субъектности» .............331 Контрольные вопросы и задания ...............................................................340 3.4. Цветовая проекция в психосемантической диагностике субъектности .........................................................................................340 Контрольные вопросы и задания ...............................................................351 Выводы к главе 3 .........................................................................................352 Глава 4. Психосемантические характеристики субъектности педагога 4.1. Первичные показатели семантических универсалий субъектности педагога .........................................................................357 Контрольные вопросы и задания ...............................................................367 4.2. Факторы семантической репрезентации ролевой идентификации в структуре субъектности педагога ....................................................368 Контрольные вопросы и задания ...............................................................375 4
Стр.4
4.3. Структура смысловых инвариантов мотивационно-ценностной сферы педагога как субъекта ...............................................................376 Контрольные вопросы и задания ...............................................................389 Выводы к главе 4 .........................................................................................391 Глава 5. Психометрические процедуры в разработке психодиагностических средств психосемантического исследования субъектности педагога 5.1. Статистический анализ в обработке и верификации эмпирических результатов исследования ....................................................................395 Контрольные вопросы и задания ............................................................... 411 5.2. Стандартизация психосемантической модели и техники анализа и оценки субъектности педагога .........................................................413 Контрольные вопросы и задания ...............................................................418 5.3. Психометрика оригинальной методики «Семантический дифференциал субъектности» («СДС») .............................................419 Контрольные вопросы и задания ...............................................................425 Выводы к главе 5 .........................................................................................425 Заключение ..................................................................................................430 Литература ...................................................................................................444 Предметный указатель ................................................................................466 Приложения .................................................................................................473 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.