Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторСалихова Э. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц478
ID712479
АннотацияМонография посвящена теоретическому и экспериментальному изучению процессов овладения и пользования психологической (ассоциативной) структурой значения слова у разновозрастных носителей одного, двух и более языков в условиях естественного полиязычного окружения. Рассматриваемые результаты экспериментов, предлагаемый модифицированный вариант психосемиотической пирамиды как модели семантического развития значения слова при би-/трилингвизме.
Кому рекомендованоПредставляют интерес для широкого круга специалистов в области социо- и психолингвистики, психологии обучения родному и иностранным языкам, лингводидактики, теории языка и межкультурной коммуникации. Автор выражает надежду, что книга будет востребована в академической и вузовской науке.
ISBN978-5-9765-2485-9
УДК81'2
ББК81.0
Салихова, Э.А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме : монография / Э.А. Салихова .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020 .— 478 с. — Библиогр.: с. 275-320 .— ISBN 978-5-9765-2485-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/712479 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Моделирование_процессов_овладения_и_пользования_психологической_структурой_значения_слова_при_билингвизме.pdf
Салихова Э.А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме Монография 3-е издание, стереотипное Издательство «ФЛИНТА» 2020 Москва
Стр.1
УДК 81´2 ББК 81.0 С16 Научный редактор профессор кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания Башкирского государственного университета Л.Л. Аюпова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Т.М. Гарипов, Заслуженный деятель науки РФ и РБ, член-корр. АН РБ, доктор филологических наук, Рецензенты Г.Н. Чиршева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой германской филологии и межкультурной коммуникации Череповецкого государственного университета Салихова Э.А. Моделирование С16 психологической структурой значения слова при билингвизме [Электронный ресурс]: монография / Э.А. Салихова. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2020. — 478 с. процессов экспериментальному изучению процессов овладения и пользования психологической (ассоциативной) структурой значения слова у разновозрастных носителей одного, двух и более языков в условиях естественного полиязычного окружения. Рассматриваемые результаты экспериментов, предлагаемый модифицированный вариант психосемиотической пирамиды как модели семантического развития значения слова при би-/трилингвизме представляют интерес для широкого круга ISBN 978-5-9765-2485-9 Монография посвящена теоретическому и специалистов в области социо- и овладения и пользования психолингвистики, психологии обучения родному и иностранным языкам, лингводидактики, теории языка и межкультурной коммуникации. Автор выражает надежду, что книга будет востребована в академической и вузовской науке. УДК 81´2 ББК 81.0 ISBN 978-5-9765-2485-9 © Салихова Э.А., 2015 © Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ Глава I. Взаимосвязь речевой деятельности и сознания § 1. Лингвокогнитивная и психолингвистическая характеристика становления и функционирования речевой деятельности § 2. Лингвосинергетическая и нейролингвистическая интерпретация речевой деятельности и роль знаний в её структуре § 3. Стратегический характер речепроизводства Глава II. Слово в мыслеречевой деятельности человека § 1. Лингвофилософское описание значения слова § 2. Психологический статус значения слова 5 11 11 11 § 4. Специфика отражения сознания в речи человека. Образы сознания и их психолингвистическое описание § 3. Лингвистический и психолингвистический подход к значению слова § 4. Этнопсихолингвистические основы трактовки значения слова § 5. Трудности структурирования слова и лексикона человека Выводы к Части I ЧАСТЬ II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ОВЛАДЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ АССОЦИАТИВНОЙ СТРУКТУРОЙ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ПРИ ДВУЯЗЫЧИИ Глава III. Опыт ассоциативного портретирования билингва § 1. Ассоциативное поле как инструмент анализа психологического значения слова 1.1. Двуязычие и интерференция: социопсихолингвистическое описание § 2. Аспекты организации и проведения эксперимента 2.1. Принципы выбора метода исследования 2.2. Свободный ассоциативный эксперимент с носителями русского языка 2.3. Эмпирическая база исследования § 3. Процедура анализа экспериментальных данных 3.1. Сопоставительный анализ результатов экспериментов (предварительные замечания) 3.2. Оценка результатов свободного ассоциативного эксперимента. Стратегии ассоциирования 3.2.1. Интенционально-целевая направленность некоторых стратегий реагирования испытуемых 3 19 28 36 44 44 52 63 71 77 91 98 98 98 101 109 109 112 116 119 126 129 134
Стр.3
3.2.2. Возрастная динамика изменения секторов ассоциативного поля некоторых слов 3.2.3. Содержание и типы ассоциативных связей в ассоциативном поле Глава IV. Результаты межъязыкового сопоставления ассоциативных полей ряда лексических единиц § 1. Количественные параметры соотношения типов реакций 136 144 § 2. Социопсихолингвистическая интерпретация ответов монолингвов и билингвов § 3. О национально-культурной специфике вербальных ассоциаций 3.1. Особенности организации и содержания ассоциативного поля стимула ЧЕЛОВЕК 3.2. Характеристика ассоциативных полей других стимулов Глава V. Модель психометрической пирамиды как структура психологического (ассоциативного) значения слова § 1. Анализ корпуса данных свободного ассоциативного эксперимента по методике Ф.Е.Василюка 1.1. Психосемиотический тетраэдр: возможности интерпретации 1.2. Характеристика ассоциативных реакций § 2. Ассоциативное значение слова-знака: описание структуры § 3.Семиодинамическое пространство ассоциативного поля ЗС 3.1. Критерии выявления семантической опустошенности на примере лексического наполнения АП МИР1 Выводы к Части II Заключение Библиография Научные публикации автора 160 160 168 178 178 184 197 197 197 201 217 238 246 252 262 Приложение 1. Сопоставления семантических структур русских слов и их коррелятов в башкирском и татарском языках (по данным толковых словарей) Приложение 3. Ассоциативный словник по данным САЭ 1992-1996 гг. с носителями а) русского языка б) башкирского языка в) татарского языка 2005-2006 гг. с носителями а) русского языка б) башкирского языка в) татарского языка 4 275 309 Приложение 2. Актуализация разных лексико-семантических вариантов слов-стимулов у испытуемых разных возрастных групп 321 324 328 336 347 357 368 395 457
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ