Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Поликультурное образование (110,00 руб.)

0   0
АвторыПопов Борис Анатольевич
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц33
ID702468
АннотацияДля методического обеспечения учебного процесса по дисциплине «Поликультурное образование» разработано настоящее учебно-методическое пособие с учетом профессиональной направленности студентов.
Кому рекомендованоРекомендовано бакалаврам 4- го курса факультета философии и психологии по профилю подготовки «Специальная психология и педагогика»
Поликультурное образование / Б.А. Попов .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018 .— 33 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/702468 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поликультурное_образование.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Поликультурное_образование.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Б. А. Попов ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2018
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ................................................................................. 4 Раздел 1. Предмет дисциплины «поликультурное образование» ......... 5 Раздел 2. Культура и воспитание в наследии классиков педагогики .. 8 Раздел 3. Поликультурная образовательная среда и духовный прогресс народа ............................................................................................... 11 Раздел 4. Монокультурный и поликультурный идеал человека .......... 15 Раздел 5. Средства педагогики и культура народа ................................. 18 Раздел 6. Факторы поликультурного воспитания ................................... 24 Раздел 7. Современное состояние народной педагогики в России и интеграции культур .................................................................................... 29 Библиографический список .......................................................................... 31 Вопросы к итоговому контролю .................................................................. 32 3
Стр.3
По мнению русских ученых, без их развития невозможно было бы решение таких важных социальных, культурных задач, как сохранение и развитие национального самосознания, формирование национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, населяющих Россию. При этом задачи практического применения этнопедагогических знаний на пользу развития отечественного образования страны, народа преобладали над стремлением их научного исследования. Появление поликультурного образования как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания – закономерный процесс, вызванный существованием такого феномена, как народная педагогика. Наличие огромного объема теоретического и практического материала в области традиционного народного воспитания требовало его изучения, обобщения и применения прогрессивного воспитательного. Поликультурная педагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Предмет поликультурного образования – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, педагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований. Поликультурная педагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Поликультурная педагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. 6
Стр.6
Таким образом, поликультурный подход обращен лицом к практике, он служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Предмет поликультурного образования включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передача нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др. Итак, поликультурная педагогика в образовательной практике изучает: 1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); 2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); 3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование моральноволевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); 4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, событиясимволы, идеи-символы); 5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); 6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.); 7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники). Контрольные вопросы и задания 1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей. 2. Запишите народную пословицу, первой пришедшую вам на ум. 3. Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший личностный смысл. 4. Как вы понимаете поликультурный подход к явлениям народной жизни? 7
Стр.7
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела – Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского. Я. А. КОМЕНСКИЙ Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я. А. Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Вся самоотверженная деятельность Я. А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составлял карту Родины, собирал чешские пословицы: «Мудрость предков – зеркало для потомков». Вне поля зрения Я. А. Коменского не остался ни один аспект национального развития: к своей «Великой дидактике» он идет через «Чешскую дидактику», создает труд «О чешской поэзии», в котором воспевает богатство чешского языка и освещает важные вопросы поэтического творчества. Многие десятилетия он отдал сбору материалов для основного своего труда «Сокровищница чешского языка». Ему были очень дороги народные традиции и обычаи, он заботился о том, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, «связанных со своими подданными узами крови». В эпоху формирования наций его внимание привлекала национальные особенности, становление культурной общности, общность исторических судеб людей, живущих на данной национальной территории. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Народный педагог, по мнению Я. А. Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры. О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я. А. Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, учителям следует проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. К. Д. УШИНСКИЙ Великий русский педагог К. Д. Ушинский перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала 8
Стр.8
XX века. Опыт Я. А. Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды К. Д. Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира. Особенно велики заслуги К. Д. Ушинского в духовном объединении и идейном сплочении прогрессивных педагогических сил в самой России. Все лучшие отечественные педагоги, так или иначе, были последователями К. Д. Ушинского. «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления». Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого К. Д. Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов». Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, К. Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий педагог, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур. Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов – один из основополагающих принципов педагогической системы К. Д. Ушинского, свободной от национальной ограниченности. К. Д. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности. А. С. МАКАРЕНКО Новаторство А. С. Макаренко – в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами, особенно же – русскими и украинцами. Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в творчестве А. С. Макаренко представлена чрезвычайно широко. Одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для А. С. Макаренко родной язык – проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая. Для А. С. Макаренко родной язык – естественная потребность любого человека. 9
Стр.9
А. С. Макаренко – чрезвычайно своеобразный писатель и в плане этнопедагогическом. Для него в образах важнее всего – педагогический смысл. Образ им раскрывается через педагогическое действие или педагогическую идею. Его герой воспитывает, его самого воспитывают, ему говорят о воспитании, он и сам говорит о воспитании. Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации – посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуаций и конфликтов, имен и прозвищ, бесконечного количества поэтических миниатюр и остроумных шуток, намеков и упреков, призывов и клятв – в определенной мере заимствовано педагогом-новатором из народной педагогики. Если бы он был теоретиком в обычном смысле слова, его педагогическая теория едва ли стала бы «педагогикой для всех». А. С. Макаренко утверждал величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывал внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа, т.е. для него закономерно и современное функционирование народной педагогики. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованных педагогов своего времени. Он являлся горячим приверженцем идей К. Д. Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. В. А. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания. Духовное богатство личности, как полагал В. А. Сухомлинский, – это, прежде всего, часть духовного богатства нации. В. А. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. В последних книгах В. А. Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Из всех средств воспитания наиболее значимым В. А. Сухомлинский считает родное слово. В трудах В. А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и, прежде всего – любовь к родному языку». Принцип народности в воспитании у В. А. Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.