МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Ж. В. Грачева
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
1
Стр.1
Содержание
Пояснительная записка ......................................................................................... 5
§1. Предложение как синтаксическая единица.
Общая характеристика .......................................................................................... 6
§2. Сложное предложение и его признаки ......................................................... 7
2.1. Простое и сложное предложение: общее и различия.
Понятие «сложное предложение» ....................................................................... 7
2.2. Основные подходы к изучению сложных предложений.
Историческая справка ........................................................................................... 7
2.3. Классификация сложных предложений
в современной русистике ..................................................................................... 8
2.4. Союзные сложные предложения. К вопросу о разграничении
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ............................... 9
2.5. Переходные случаи между сочинением и подчинением ................... 10
2.6. Средства выражения синтаксических отношений
между частями СП .............................................................................................. 11
2.6.1. Различение союзов и союзных слов .......................................... 11
2.6.2. Материалы для анализа союзов и союзных слов ..................... 12
§3. Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение.
Смысловые отношения, выражаемые с помощью
сочинительных союзов ....................................................................................... 13
3.1. Понятие сложносочиненного предложения ....................................... 13
3.2. Группы сочинительных союзов ........................................................... 13
3.3. Современная научная квалификация союзов
и типичные отношения, ими выражаемые ....................................................... 14
3.4. Семантическое осложнение отношений, выражаемых
с помощью традиционных союзов .................................................................... 16
3.5. Сложносочиненные предложения как открытые
и закрытые структуры ........................................................................................ 17
3.6. Сложносочиненные предложения как гибкие
и негибкие структуры ......................................................................................... 18
3.7. Последовательность синтаксического разбора
сложносочиненного предложения ..................................................................... 18
§4. Сложноподчиненное предложение. Классификация СПП
по типам придаточного ....................................................................................... 20
4.1. Понятие сложноподчиненного предложения ..................................... 20
4.2. Придаточные определительные предложения ................................... 20
4.3. Придаточные изъяснительные предложения ...................................... 21
4.4. Придаточные обстоятельственные предложения .............................. 21
4.5. Придаточные присоединительные предложения ............................... 22
3
Стр.3
§1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Предложение – основная единица синтаксиса, утверждающая или отрицающая
константную идею бытия и представляющая собой главное средство
выражения мысли.
Классификация высказывания:
1) по целевому назначению: повествов а тельн ы е : Человек
есть тайна (Ф. Достоевский); вопросительные : Человек есть тайна?;
побудительные : Дерзай;
2) по эмоциональной окраске: восклицательные / невос -
клицательные : Как радостно на душе!;
3) по полноте / неполноте вербального выражения смысла: пол -
ное / неполное : Татьяна в лес; медведь за нею (А. Пушкин). Ср.:
Татьяна (побежала) в лес, медведь (устремился) за нею;
4) по актуальному членению: Кто пишет письмо? Коля пишет письмо
(тема – данное, известное; рема – новое).
Классификация предложения:
1) по способу фиксации действительности с точки зрения бытия / небытия:
утвердительны е и отрицательные : Я дома. Дома никого
нет;
2) с точки зрения членимости / нечленимости: члени м ые / не -
члени м ые :
– Ты пойдешь в школу?
– Еще бы!
3) по количеству предикативных основ: простые : Осень наступила
(одна основа); и слож ные : Осень наступила, птицы улетели (две
предикативные основы);
4) по характеру и количеству главных членов в простом: односо -
ставные : Вечереет; двусостав н ые : Белеет парус одинокий (М. Лермонтов);
5)
по наличию / отсутствию второстепенных членов: распро -
страненные : Снег идет, густой, густой (Б. Пастернак) / нераспро -
страненные : Снег идет;
6) по наличию / отсутствию осложняющих элементов: неосло ж -
ненные : Утро теплое; осложненные : Не шуми ты, рожь, спелым
колосом (А. Кольцов);
7) по характеру структурной схемы (структурная схема – формальный
образец, по которому строится предложение); например: Начались занятия.
Пошел дождь – предложения построены по глагольно-именному образцу;
Ночь. Зима – по собственно-именному образцу.
6
Стр.6
§2. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ
2.1. Простое и сложное предложение: общее и различия.
Понятие «сложное предложение»
Основная единица синтаксиса – предложение, которое может быть
простым и сложным. Простые предложения способны объединяться в объемные
многоуровневые структурные образования – сложные предложения.
Сложное предложение (СП) – предложение, состоящее из двух и более
предикативных частей (предикативность – это, согласно В. В. Виноградову,
отнесенность содержания предложения к действительности): Гений – это
негр, который во сне видит снег (В. Набоков) (два предикативных центра);
Если любишь, так женись, а не любишь – отвяжись (посл.) (четыре предикативных
центра); Всякая любовь требует уединенья, прикрытия, приюта, а у
них приюта не было (В. Набоков) (два предикативных центра); Любовь не милостыня:
её каждому не подашь (посл.) (два предикативных центра).
Грамматическая природа сложного предложения определяется двумя
основными признаками:
1) сложные предложения состоят из частей, которые построены по
схемам простых предложений, имеющих свой грамматический центр;
2) сложные предложения состоят из простых, но при этом не являются
единицами, сводимыми к простому предложению, так как их части сочетаются
не механически, а образуют некоторое структурно-семантическое
единство, отличающееся по своим признакам от простого предложения. Ср.:
Девушка прочитала письмо. Оно было написано по-французски. – Девушка
прочитала письмо, хотя оно было написано по-французски.
2.2. Основные подходы
к изучению сложных предложений.
Историческая справка
Двойственность сложного предложения породила разные подходы
к нему:
1) согласно первому – акцент ставился на соотнесенности частей сложных
предложений с простыми (такой подход восходил к учению А. М. Пешковского
и А. А. Шахматова. А. М. Пешковский в связи с этим предлагал заменить
термин «сложное предложение» на дефиницию «сложное целое»);
2) вторая традиция ставила акцент на отличительных чертах простого
и сложного предложений: указывалось, что сложное предложение обладает
структурной целостностью и качественным своеобразием (эта традиция
восходила к трудам В. А. Богородицкого и Н. С. Поспелова).
Эти подходы сыграли свою роль в развитии учения о сложном предложении.
Современная лингвистика исходит из того, что сложное предло7
Стр.7
жение возникло из простых, но в одних случаях оно сохраняет свои части в
относительно неизменном виде, соединяя их лишь композиционно; в других
видоизменяет их, оформляя как единое целое, отличное от механической
суммы простых. Таким образом, современная лингвистика в равной
степени учитывает и целостность предложения, и его составной характер.
2.3. Классификация сложных предложений
в современной русистике
Сложные предложения принято делить на две большие группы:
– союз ные : Кто не ревнует, тот не любит (посл.); Красота приглядится,
а ум всегда пригодится (посл.); Сам он чувствовал, как с каждым
днем все скудеет жизнь (В. Набоков);
– бессо юзные : Любовь что стекло: разобьётся – не срастётся
(посл.); Очи на очи глядят, очи речи говорят (посл.).
Союзные сложные предложения, в свою очередь, подразделяют на
подгруппы:
– сложносочиненные : Глубок океан, но сердце человека
глубже (посл.); Теперь цвели каштаны, а тогда стояла осень (В. Набоков);
Весной ей как будто сделалось хуже, и после консилиума ее перевезли в госпиталь
(В. Набоков);
– сложноподчиненные : Для тех, кто любит, и в декабре
весна (посл.); Если ты хочешь выйти замуж за умного, красивого и богатого,
придется выходить замуж три раза (посл.); Когда я думаю о моей
любви к кому-либо, у меня привычка проводить радиусы от этой любви, от
нежного ядра личного чувства к чудовищно ускользающим точкам вселенной
(В. Набоков).
Заметим также, что существуют предложения с разными ви -
дами связи , состоящие не менее чем из трё х простых пред -
л ожений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной
связью: В той особенной России, которая невидимо нас окружает,
живит и держит нас, пропитывает душу, окрашивает сны, – нет ни одного
закона, кроме закона любви к ней, и нет власти, кроме нашей собственной
совести (В. Набоков); Невероятными, ничтожными казались эти ночные
невзгоды в те восхитительные утра, когда не только ночь, но и зима проваливалась
в мокрую синь Невы, и веяло в лицо лирической шероховатой весной
северной палеарктики, и можно было с полушубка на бобровом меху перейти
на синее пальто с якорьками на медных пуговицах (В. Набоков).
В зависимости от количества частей сложные предложения делятся на
подгруппы:
– двучастные : Да, он умрет молодым, его смерть будет неизбежна
и очень трогательна (В. Набоков); Евангелие она любила какой-то
вдохновенной любовью, но в опоре догмы никак не нуждалась; страшная
8
Стр.8
беззащитность души в вечности и отсутствие там своего угла просто не
интересовали ее (В. Набоков); Смерть отца явилась ему как вешка, по которой
он мог определить пройденный путь (В. Набоков); Простое человеческое
горе так наполнило мою жизнь, что для других чувств места больше
не было (В. Набоков);
– многокомпонентные : У ног наших валялся ржавый ключ, и
на стене полуразрушенного дома, к которой площадка примыкала, остались
висеть концы какой-то проволоки… я подумал о том, что некогда
тут была жизнь, семья вкушала по вечерам прохладу, неумелые дети при
свете лампы раскрашивали картинки (В. Набоков); Между тем у него оставалось
как раз достаточно средств, чтобы выехать, а продлись эта
канитель еще неделю, деньги уйдут на жизнь, и тогда до Парижа не доберешься
(В. Набоков).
2.4. Союзные сложные предложения.
К вопросу о разграничении сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений
Союзные сложные предложения – это предложения, части которых
соединены союзами и / или союзными словами. Они могут быть слож -
носочиненными и сложноподчиненными.
Важная задача синтаксической науки – выявление признаков, отличающих
сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. К таким
признакам традиционно относят следующие:
1) при подчинении союз находится в зависимой части сложного
предложения и составляет его органическую формальную принадлежность,
а при сочинении союзы стоят между частями, не сливаясь ни с одной
из них (и, а, но), либо при каждой из соотносящихся частей (то...
то...; не то… не то…);
2) зависимая часть сложноподчиненного предложения, в которой находится
подчинительный союз, может стоять перед главной частью, после
главной части или быть включенной в середину главной; части сложносочиненного
предложения никогда не могут быть «вдвинуты» одна в другую,
так как показатель отношений не сливается ни с одной из них.
При этом сочинительные отношения в сложном предложении выделялись
по аналогии с простым предложением. Однако эта аналогия оказывается
неполной. В простом предложении элементы, соединенные сочинительной
связью, соотносятся с каким-либо третьим членом. В сложном
предложении такой третий член отсутствует: Он играл тихо и медленно
(оба однородных члена зависят от третьего); Он играл, и музыка лилась лунным
светом (части ССП не соотносятся с третьим компонентом).
Кроме того, простые предложения, соединенные сочинительной связью
(в отличие от членов простого предложения), не всегда находятся в от9
Стр.9
ношениях равноправия. Например: Он опоздал, и поэтому мы тоже опоздали
в театр (на соединительные отношения накладываются отношения
следствия). Более того, «затемненность» отношений в сложном предложении
может выражаться с помощью наложения подчинительных и сочинительных
союзов: Хотя погода была хорошая, но мы не поехали в лес.
Помимо этого, следует помнить, что в ХIХ в. бессоюзные сложные
предложения не выделялись в самостоятельный класс. Они рассматривались
в рамках сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, и
считалось, что бессоюзные предложения выражают и сочинительные, и
подчинительные отношения. Приведем соответствующие примеры: Печален
я: со мною друга нет (А. Пушкин) (такого рода предложение могло
быть уподоблено сложноподчиненному); Лошади тронулись, колокольчик
зазвенел, кибитка полетела (А. Пушкин) (подобные предложения соотносились
со сложносочиненными).
В современной русистике все больше сторонников обретает идея различения
сочинения и подчинения в зависимости от способов организации
передаваемой информации.
Подчинение предполагает включение информации, передаваемой
придаточным, в главное предложение: Мы знали, что дождь скоро закончится;
или, наоборот, информации главного – в придаточное: Дождь перестал,
что всех нас обрадовало. Такой способ организации информации делает
сложноподчиненное предложение «неразъемным» (кроме случаев автономного
употребления придаточных: Если бы я знал!).
Сочинение предполагает простое соположение двух и более информационных
блоков, которые представляются одноранговыми. Поэтому части
их могут употребляться автономно: Осень наступила, и птицы улетели.
Исключение – сложносочиненные предложения с повторяющимися союзами:
Или он меня сломает, или я его одолею.
2.5. Переходные случаи
между сочинением и подчинением
Некоторые случаи могут быть квалифицированы как переходные между
сочинением и подчинением. К ним относятся:
1) предложения с фразеологическими элементами (не успел… как;
достаточно… как; только… как): Стоило ей появиться, как (=и) все замолкали;
2)
предложения с двойными союзами типа пускай… но; как ни… но
(однако) и другие, в которых первая часть включает подчинительный союз,
вторая – сочинительный: Как он ни старался, но она его не слышала;
3) предложения с союзами то есть, а именно: Раз она попросила меня
этого не делать – то есть с вызовом остановила меня взглядом.
10
Стр.10