1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2020. № 6
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2020. № 6
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИГЛАШЕННЫЙ АВТОР
Пурышева Н. С., Исаев Д. А.
Актуальные проблемы школьного физического образования
в Российской Федерации …………………………………………………………………………....................8
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Пачикова Л. П., Филипповская Т. В.
Педагогическая деятельность и наука:
сопряженность, созависимость, совместимость………………………………………………………..16
Шкиндер Н. Л., Глухих С. И.
Высшее образование: законодательные нововведения
и новые горизонты возможностей……………………………………………………………………………22
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
Диалектическая методология
как средство развития креативности педагогов и студентов............................................31
Верхотурова Ю. А., Донгаузер Е. В., Ясинских Л. В.
Понятие «любовь к детям» в философско-педагогическом дискурсе............................45
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Горб В. Г.
Профессиональная эффективность и качество деятельности
преподавателя высшей школы............................................................................................53
Королева С. В.
Критерии и показатели оценки управленческой компетенции
руководителя дошкольной образовательной организации.............................................69
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тычкина К. А.
Игровой метод в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста...............75
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дащенко Ю. С., Новоселов С. А.
Воспитание культуры информационной безопасности
как необходимый компонент формирования информационной культуры
детей младшего школьного возраста..................................................................................80
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бодряков В. Ю., Епанчинцев М. Ю., Кузнецова А. С.
Обучение решению модельных профессионально-ориентированных задач
как способ формирования функциональной математической грамотности
студентов колледжей медицинского профиля..................................................................87
Гузикова В. В., Зеленина Л. Е., Походзей Г. В.
Модель формирования деловой иноязычной компетенции
студентов неязыковых вузов..............................................................................................103
Королева О. С.
Инновационные образовательные ресурсы
как эффективное средство преодоления затруднений
в иноязычном говорении студентов неязыковых специальностей...............................109
Куприна Н. Г., Ван Шухань
Подготовка китайских студентов к созданию художественно-эстетической среды
в дошкольных образовательных учреждениях.................................................................115
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 6
5
Ланкина М. П., Левенко О. Е.
Формирование у студентов умения понимать условия физических задач
в процессе их решения........................................................................................................122
Матвеева Л. В., Ян Бо, Беляева Л. А.
Освоение методических дисциплин обучающимися профиля
«Музыкальное образование» из Китайской Народной Республики.............................130
Скрипченкова С. Ю., Сатарова Л. А.
Патриотическое воспитание будущих архитекторов на примере сохранения
историко-культурного наследия Нижневолжского региона России………………………..140
Ташкинов Ю. А.
Синергетическая модель прогнозирования образовательных результатов
будущих инженеров-строителей........................................................................................146
Хэ Ли
Метафорическая компетенция в аспекте изучения иностранного языка....................156
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Антонова Д. А., Оспенникова Е. В.
Методологические основы продуктивного обучения......................................................163
Крежевских О. В.
Проектирование системы трансдисциплинарного образования
будущих педагогов в вузе....................................................................................................174
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белеева И. Д., Заглодина Т. А., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б.
Сравнительный анализ склонности подростков, проживающих в районах
с разным уровнем урбанизации, к буллингу....................................................................188
Белогай К. Н., Морозова И. С., Борисенко Ю. В., Бугрова Н. А.
Семейные факторы самореференции образа тела
у девочек и мальчиков подросткового возраста..............................................................194
Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А.
Представленность семейной и профессиональной карьер
в жизненных планах девушек в период вхождения во взрослость………………………….203
Иванов Н. А.
Модель электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов:
опыт Сибирского федерального университета ……………………………………………………….210
Лысенко О. Ф., Сафонова М. В.
Психолого-педагогическое сопровождение
процесса формирования психологической готовности к материнству……………………218
Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И.
Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг……..224
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П.
Методологические основания реализации
сопровождаемого проживания людей с инвалидностью………………………………………..230
Костюк А. В., Малышева О. С., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р.
Создание и использование информационных веб-ресурсов
в работе с родителями дошкольников с нарушениями речи…………………………………..236
Информация для авторов..............................................................................................................242
Стр.5
6
CONTENTS
GUEST AUTHOR
Purysheva N. S., Isaev D. A.
Current Problems of Physics School Education in the Russian Federation............................8
EDUCATION STRATEGIES
Pachikova L. P., Filippovskaya T. V.
Educational Activities and Science: Conjugacy, Co-Dependency, Compatibility...................16
Shkinder N. L., Glukhih S. I.
Higher Education: Legistative Innovations and New Horizons of Opportunities.................22
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Bayluk V. V.
Dialectic Methodology as a Means
of Developing the Creativity of Teachers and Students..........................................................31
Verkhoturova, Yu. A., Dongauser, E. V., Yasinskikh, L. V.
The Concept “Love for Children” in the Philosophical and Pedagogical Discourse...............45
MANAGEMENT AND ECONOMICS OF EDUCATION
Gorb V. G.
Professional Efficiency and Quality of University Lecturers’ Activity....................................53
Koroleva S. V.
Criteria and Indicators of the Management Competence t
he Head of Pre-School Educational Organization..................................................................69
PRESCHOOL EDUCATION
Tychkina K. A.
Game Method in the Process of Teaching Swimming to Preschool Children........................75
SCHOOL EDUCATION
Dashenko, Yu. S., Novoselov, S. A.
Education of Information Security as a Component
of the Formation of Primary School Children’s Culture.........................................................80
PROFESSIONAL EDUCATION
Bodryakov V. Yu., Epanchintsev M. Yu., Kuznetsova A. S.
Training in Solution of Model Professionally-Oriented Problems as a Method
for Forming Mathematical Literacy of Students in Medical Colleges....................................87
Guzikova V. V., Zelenina L. E., Pokhodzey G. V.
The Model of Developing Business Foreign Competence
of Students Non-Linguistic
Universities............................................................................................................................103
Koroleva O. S.
Innovative Educational Resources as Effective Means of Overcoming Difficulties
in Foreign Speaking Students of Non-Language Specialties................................................109
Kuprina N. G., Wang Shuhan
Theoretical and Methodological Aspects of Chinese Students Training
for the Creation of the Artistic and Aesthetic Environment
in Preschool Educational Institutions....................................................................................115
Lankina M. P., Levenko O. E.
Formation of Students Ability to Understand the Conditions of Physical Problems
in the Process of them Solution.............................................................................................122
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 6
7
Matveeva L. V., Yang Bo, Belyaeva L. A.
Assimilation of Methodic Disciplines by Students
of the Profile “Musical Education” from China …………………………………………………………..130
Skripchenkova S. Yu., Satarova L. A.
Patriotic Education of Future Architects on the Example of Preserving
the Historical and Cultural Heritage of Lower Volga Region ofRussia................................140
Tashkinov Yu, A.
Future Civil Engineers Educational Outcomes Predicting Synergetic Model......................146
He Li
Metaphorical Competence in the Aspect of Learning a Foreign Language..........................156
PEDAGOGICAL EDUCATION
Аntonova D. A., Ospennikova E. V.
Methodological Bases of Productive Learning......................................................................163
Krezhevskikh O. V.
Designing a Transciplinary Education System
for Future Teachers at the University…………………………………………………………………………174
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Beleeva I. D., Zaglodina Т. A., Pankratova L. E., Titova N. B.
Comparative Analysis of Adolescences,
Living in Areas with Different Levels of Urbanization, to Bulling........................................188
Belogai K. N., Morozova I. S., Borisenko Yu. V., Bugrova N. A.
Family Factors of Self-Reference of Body Image in Adolescent Boys and Girls………………194
Zakharova E. I., Karabanova O. A., Starostina Yu. A.
Representation of Family and Professional Careers
in the Life Plans of Young Women During Adult………………………………………………………..203
Ivanov N. A.
Model of Electronic Support for Master’s Training of Mediators:
Experience of the Siberian Federal University ……………………………………………………………210
Lysenko O. F., Safonova M. V.
Psychological and Pedagogical Support
for Formation of Psychological Preparedness for Motherhood……………………………………..218
Mazurchuk E. O., Mazurchuk N. I.
Deviant Behavior of Young People in the Virtual Space: Cyberbullying…………………………224
INCLUSIVE EDUCATION
Dorokhova T. S., Galaguzova Yu. N., Holm P.
Methodological Bases for the Implementation
of Assisted Living of Persons with Disabilities……………………………………………………………230
Kostyuk A. V., Malysheva O. S., Bryzgalova S. O., Tenkacheva T. R.
Creation and Use of Information Web-Resources
in Work with Parents of Preschoolers with Speech Impairments…………………………………236
Information for authors…….............................................................................................................242
Стр.7