1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2020. № 4
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
кандидат психологических наук, доцент
С. А. ВОДЯХА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
I N RUSSIA
2020. № 4
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Candidate of Psychology,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
S. A. VODYAKHA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Коротаева Е. В., Кусова М. Л., Андрюнина А. С.
Генезис становления и развития дошкольного образования России в ХХ–ХХI вв. ......8
Стариченко Б. Е.
Цифровизация образования: реалии и проблемы............................................................16
Утемисова Г. У., Васягина Н. Н.
Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы...27
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Рябова Ю. А.
Жизнестойкость креативных студентов..............................................................................35
Горбунова И. В.
Разработка и психометрический анализ опросника
«Структура деятельности директора школы» (ОСДДШ)..................................................41
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дронова Н. А.
Виртуальный музей как метод обучения школьников
и средство патриотического воспитания............................................................................53
Курлапов М. Н.
Методика формирования навыков художественного общения младших школьников
в ансамбле скрипачей...........................................................................................................59
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Блинова Т. Л., Наймушина К. Ю.
Информационно-образовательная среда учителя............................................................65
Ван-Чан-Жоу А. А., Руженцева Н. Б.
Психолингвистический подход в методике преподавания РКИ
для носителей китайского языка.........................................................................................75
Деревянкина О. М.
Применение модели совместного использования
методов «перевернутого обучения» и кейс-стади…………………………………………………….83
Дзюба Е. В., Чубко Е. В.
Ценностные доминанты в языковом сознании обучающихся
военно-инженерного вуза: по данным вербально-ассоциативного эксперимента.......92
Дмитриенко Н. А., Коваленко Н. С., Васильева С. Л., Абрамова А. А.
Социокультурная адаптация иностранных студентов
в образовательной среде университетов Томска.............................................................100
Ермолаева М. В., Сергеева Н. Н.
Комплекс упражнений, направленный на обучение студентов неязыкового вуза
стратегиям работы с лексикой англоязычного дискурса
сферы гражданской защиты...............................................................................................106
Жданова Д. Е.
Преподаватель как ключевой субъект учебного процесса
при применении технологии реверсивного обучения.....................................................114
Моисеева Л. В., Белоконова Н. А., Ермишина Е. Ю., Бадьина Т. А., Даулетова С.
Эффективность дистанционной образовательной технологии изучения дисциплины
«Экологическая химия» студентами медицинского вуза...............................................121
Серова Т. С., Коваленко М. П., Клепикова Ю. Б.
Речемыслительная деятельность думания при референтном
и информативном чтении исходных текстов перевода и создании программы
их смыслового содержания…………………………………………………………………………………….129
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 4
5
Шан Цзиньюй, Давлетбаева Р. Г.
Развитие лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов
в процессе обучения русскому языку……………………………………………………………………..140
Якушева Е. Г.
Обучение немецкому языку студентов неязыковых специальностей
с нулевым стартовым уровнем………………………………………………………………………………..147
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Буковей Т. Д.
Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей
в жизнедеятельности людей в возрасте поздней зрелости.............................................152
Усольцева В. В.
Особенности построения карьерного маршрута старшеклассниками
с разным уровнем самооценки...........................................................................................162
Чумаков М. В., Чумакова Д. М.
Религиозность личности и суицидальные намерения
студентов университета………………………………………………………………………………………….169
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Глухих С. И., Уваров В. И.
Региональные особенности инклюзивного образования в России
на примере Свердловской области………………………………………………………………………….176
Григоренко Н. Ю.
Оценка уровня коммуникативных возможностей детей раннего
и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра……….184
Информация для авторов..............................................................................................................192
Стр.5
6
CONTENTS
EDUCATION STRATEGIES
Korotaeva E. V., Kusova M. L., Andryunina A. S.
Genesis of formation and development of preschool education in Russia in XX–XXI...........8
Starichenko B. E.
Digitalization of education: realities and problems................................................................16
Utemisova G. U., Vasyagina N. N.
Bullying research relevance: the current state of the problem...............................................27
PEDAGOGICAL STATISTICS
Vodyakha S. A., Vodyakha Yu. E., Ryabova Yu. A.
Hardiness of creative students................................................................................................35
Gorbunova I. V.
Psychometric analysis and maintenance of the questionnaire
“Structure of activity of the principal”.....................................................................................41
SCHOOL EDUCATION
Dronova N. A.
Virtual museum as a method of teaching schoolchildren and a means
of patriotic education...............................................................................................................53
Kurlapov M. N.
Method of formation of younger schoolboys’ skills art dialogue in the violin ensemble.......59
PROFESSIONAL EDUCATION
Blinova T. L., Naymushina K. Yu.
Teacher’s information and educational environment.............................................................65
Van-Chan-Zhou A. A., Ruzentseva N. B.
Psycholinguistic approach in the methods of teaching Russian as a foreign
for Chinese speakers………………………………………………………………………………………………….75
Derevyankina O. M.
Application of the model of joint use
of “flipped class” methods and case study..............................................................................83
Dziuba E. V., Chubko E. V.
Value dominants in linguistic world view of the military engineering university students:
based on the verbal-associative experiment...........................................................................92
Dmitrienko N. A., Kovalenko N. S., Vasilyeva S. L., Abramova A. A.
Sociocultural adaptation among international students in Tomsk universities..................100
Ermolaeva M. V., Sergeeva N. N.
Exercises aimed at teaching strategies for working with the vocabulary
of English civil protection discourse to non-linguistic students...........................................106
Zhdanova D. E.
Teacher as a key subject of the educational process by the use
of flipped learning technology……………………………………………………………………………………114
Moiseeva L. V., Belokonova N. A., Ermishina E. Yu., Badyina T. A., Dauletova S.
Efficiency of distance educational technology of studying the discipline
“Ecological chemistry” by students of medical university……………………………………………..121
Serova T. S., Kovalenko M. P., Klepikova Yu. B.
Verbal and thinking activity in the process of referential and informational reading
of source texts and developing the program of their semantic content…………………………..129
Shang Jinyu, Davletbaeva R. G.
Development of the linguacultural competence of Chinese students of Russian
in the process of teaching Russian……………………………………………………………………………..140
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 4
7
Yakusheva E. G.
German language teaching students of non-language specialties
with beginner starting level……………………………………………………………………………………….147
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Zeer E. F., Symaniuk E. E., Bukovey T. D.
Strategies and technologies for overcoming conflicting realities
in the life of people in late adulthood....................................................................................152
Usoltseva V. V.
Features of construction career course senior pupils with different self-esteem……………..162
Chumakov M. V., Chumakova D. M.
Religiosity of personality and suicidal intentions of university students………………………..169
INCLUSIVE EDUCATION
Glukhikh S. I., Uvarov V. I.
Regional features of inclusive education in Russia on the example of Sverdlovsk region…176
Grigorenko, N. Yu.
Evaluation of the level of communicative capabilities
of early and younger preschool age children with disorders of the autistic spectrum………184
Information for authors……..............................................................................................................192
Стр.7