1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2020. № 2
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
I N RUSSIA
2020. № 2
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Дашкевич Л. А.
Участие учителей в работе научно-краеведческих организаций
Пермской губернии.................................................................................................................8
Попов М. В., Клименко И. М.
В.К. Ансвенсул – «латышский стрелок» и первый декан
исторического факультета Свердловского пединститута.................................................14
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Грибан И. В., Зданович В. В., Савчук Т. П.
Историки в диалоге: опыт реализации проекта
«Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции,
практики мемориализации в Беларуси и России»............................................................21
Руженцева Н. Б.
Политический портрет в структуре медиатопика «Великая Отечественная война»
(дидактический аспект)........................................................................................................29
Черняева Н. В.
Проблема персонализации обучения за рубежом.............................................................36
Шахнович И. С., Попп И. А.
Продвижение русского языка за рубежом как средство сохранения
исторической памяти............................................................................................................41
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Байлук В. В.
О креативно-ориентированном профессиональном образовании…………………………….51
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Днепров С. А., Зареева Т. В.
Факторный анализ отношения обучающихся к формированию
личной конкурентоспособности на основе валюации......................................................66
Дусмухамедова Ш., Салиева Д., Максимова Л. А.
Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших
школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической
деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана)………………………77
Мельникова М. Л., Чебыкина И. В.
Копинг-стратегии и защитные механизмы личности
студентов-педагогов..............................................................................................................84
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Григоренко Н. Ю.
Возможность и необходимость общения матери со своим будущим ребенком
в пренатальный период в ходе нормальной и проблемной беременности....................99
Гут Ю. Н., Шкилев С. В., Доронина Н. Н., Зиборова Е. И.
Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов
у старших дошкольников....................................................................................................106
Плаксина Е. Б.
Амплификация образовательной среды ДОУ...................................................................114
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Воронина Л. В., Истомина Т. В.
Развитие когнитивных способностей младших школьников
при обучении математике...................................................................................................119
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 2
5
Томилова С. Д.
Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста..................................127
Шабалин К. В.
Формирование креативных способностей школьников
при выполнении проектов на базе платформы Arduino………………………………………….135
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Арбузов С. С., Епифанцев К. В.
Использование подкастов при обучении студентов технического вуза........................141
Бахтина И. Л., Пастухов Е. В.
Формирование готовности обучающихся к освоению содержания учебной практики
средствами физического воспитания................................................................................148
Зеленина Л. Е., Соснина Н. Г.
Визуальные новеллы как способ формирования
иноязычной проектной компетенции…………………………………………………………………….154
Ланских М. В., Гут Ю. Н., Сазонов Д. Н.
Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях
подготовки в системе ВПО……………………………………………………………………………………..159
Пашутина Е. Н., Кухтина Я. В.
Информационные технологии в повышении качества языкового образования
студентов технических вузов …………………………………………………………………………………166
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кашина Н. И., Пшеничникова А. А., Пичугина Л. Н.
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа
средствами отечественной вокальной музыки советского периода
второй половины ХХ века………………………………………………………………………………………173
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ахмадиев М. Н., Тычкина К. А.
Исследование технической подготовленности спортсменов-парашютистов
высокой квалификации при выполнении прыжков
на индивидуальную акробатику…………………………………………………………………………….180
Информация для авторов..............................................................................................................186
Стр.5
6
CONTENTS
HISTORY OF EDUCATION
Dashkevich L. A.
Participation of teachers in the work of scientific and local legal organizations
of the Perm province.................................................................................................................8
Popov M. V., Klimenko I. M.
V.K. Ansvensul – “Latvian Shooter” and the first dean of the historical faculty
of the Sverdlovsk pedagogical institute...................................................................................14
EDUCATION STRATEGIES
Griban I. V., Zdanovich V. V., Savchuk T. P.
Historians in dialogue: experience in implementing
the project “Memory of the Great Patriotic war: directions, trends,
practices of memorialization in Belarus and Russia”..............................................................21
Ruzhentseva N. B.
Political portrait in the structure of media Great Patriotic war
(didactic aspect).......................................................................................................................29
Chernyaeva N. V.
Personalised learning problem overseas.................................................................................36
Shacknovich I. S., Popp I. А.
Promotion of the Russian language abroad as a means
of storing historical memory...................................................................................................41
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Bayluk V. V.
About Creative-oriented vocational education………………………………………………………………35
PEDAGOGICAL STATISTICS
Dneprov S. A., Zareeva T. V.
Factor analysis of the students’ attitude to forming personal competitiveness
based on valuation...................................................................................................................66
Dosmuhamedova S., Saliyeva D., Maksimova L. A.
Correlation of the level of development of academic autonomy of younger students
with indicators of educational motivation and style of pedagogical activity
(on the example of primary school students in Uzbekistan)..................................................77
Melnikova M. L., Chebykina I. V.
Coping strategies and protective mechanisms
of personality of students-teachers.........................................................................................84
PRESCHOOL EDUCATION
Grigorenko N. Yu.
Possibility and necessity of communication of the mother with his future child
in the prenatal period during normal and problem pregnancy..............................................99
Gut Yu. N., Shkilev S. V., Doronina N. N., Ziborova E. I.
The relationship of parental education and the severity of fears
in pre-school age....................................................................................................................106
Plaksina E. B.
Amplification of educational environment of preschool educational organization..............114
SCHOOL EDUCATION
Voronina L. V., Istomina T. V.
Development of cognitive abilities of younger schoolchildren in training mathematics.....119
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2020. № 2
7
Tomilova S. D.
Reading priorities of primary school children.......................................................................127
Shabalin K. V.
Formation Of creative abilities of schoolchildren in performing projects
based on the Arduino platform …………………………………………………………………………………135
PROFESSIONAL EDUCATION
Arbuzov S. S., Epifancev K. V.
Using Podcasts when teaching students at a technical university........................................141
Bakhtina I. L., Pastukhov E. V.
Formation of readiness of training students to develop the content of educational practice
by means of physical education.............................................................................................148
Zelenina L. E., Sosnina N. G.
Visual novels as a method of foreign language project competence development……………154
Lanskih M. V., Gut Yu. N., Sazonov D. N.
Self-actualization of students personality in various areas of training
in the HPE system……………………………………………………………………………………………………159
Pashutina E. N., Kukhtina I. V.
Information technologies in improving the quality of language education
for students of technical universities………………………………………………………………………….166
PEDAGOGICAL EDUCATION
Kashina N. I., Pshenichnikova A. A., Pichugina L. N.
Spiritual and moral education of students of pedagogical college by means
of domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the XX century………….173
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Akhmadiev M. N., Tychkina K. A.
Research of highly qualified skydivers technical readiness in jumps
on individual acrobatics……………………………………………………………………………………………180
Information for authors……..............................................................................................................186
Стр.7