Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. Т. 20, № 3
Научный журнал
Редакционная коллегия
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
е. В. андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Б. о. Майер
н. Пелцова
Т. С. косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
к. к. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
а. д. герасёв
а. а. грякалов
а. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
а. а. корольков
C. Мендонса
В. и. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
и. а. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. а. Ромм
н. С. Рыбаков
н. а. Ряписов
и. Сабо
о. н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО «НГПУ»,
2020
Все права защищены
я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
е. В. Ушакова
а. Хогенова
В. В. целищев
а. н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.2
СодеРЖание
Раздел I
ФилоСоФия
оБРазоВания
2020. Т. 20, №3
МеТодологиЧеСкие оСноВЫ ФилоСоФии оБРазоВания
Черных C. и. (Новосибирск, Россия), Борисенко и. г. (Красноярск, Россия).
Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого
капитала ...........................................................................................................................5
крупина л. и., Баронская е. и. (Кемерово, Россия). Развитие целостной
природы человека посредством категориально-диалектической методологии
.................................................................................................................................................21
Раздел II
ценноСТи и цели РоССиЙСкого оБРазоВания
гилева к. В., айзман н. и., Чокотов е. н., айзман Р. и. (Новосибирск, Россия).
Динамическая модель формирования профессиональной успешности (на
примере военнослужащих) ..................................................................................................47
истомина о. В., Федосеева е. а. (Архангельск, Россия). Профессиональная
переподготовка педагогов с использованием дистанционных образовательных
технологий: опыт и проблемы организации .........................................68
Шимельфениг о. В. (Саратов, Россия). Проблема взаимонепонимания и самонепонимания
при формировании и трансляции мировоззренческих
структур ................................................................................................................................... 83
Беляева М. В. (Новосибирск, Россия). Методическая система формирования
гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной
школе ..................................................................................................................... 102
Раздел III
ФилоСоФия РазВиТия оБЩеСТВа и оБРазоВания
Персидская о. а. (Новосибирск, Россия). Межэтнические солидарность и интеграция:
теоретические модели и практические подходы в образовательном
процессе .............................................................................................................................. 128
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Специфика формирования регионального
научно-образовательного потенциала: вектор оттока ............................... 141
Раздел IV
иССледоВание СиСТеМ оБРазоВания ВоСТока
Соловьева г. г., Жанабаева д. М. (Алматы, Казахстан). Казахстан: новая
модель университета и политика формирования национальной
идентичности ......................................................................................................................153
Раздел V
конкРеТнЫе МеТодики и инноВации В ПРакТике оБРазоВания
лаврентьева з. и. (Новосибирск, Россия). Организация исследований по социальной
педагогике в академической магистратуре ...................................... 173
Жафяров а. Ж., яровая е. а. (Новосибирск, Россия). Требования госстандартов
и компетентностного подхода к математике основной школы .......... 185
гуляевская н. В., дахин а. н. (Новосибирск, Россия). Операциональное представление
результатов в когнитивной технологии обучения...................... 203
Величко а. н., Рыбакова Т. В. (Новосибирск, Россия). Условия формирования
функциональной грамотности и раскрытие творческого потенциала ученика
в процессе обучения физике ................................................................................. 220
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.09.2020
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 20.
Уч.-изд. л. 16,7.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 130.
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.3
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2020, vol. 20, no. 3
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
«Rospechat» - 82326
Subscribe Index
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2020
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.4
CONTENT
PART I. METHODOLOGICAL BASES OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Chernykh S. I. (Novosibirsk, Russia), Borisenko I. G. (Krasnoyarsk, Russia). Digital
technologies in education and their impact on the change in human capital .......5
Krupina L. I., Baronskaya E. I. (Kemerovo, Russia). Development of the integral
human nature through categorical-dialectical methodology ....................................21
PART II. VALUES AND GOALS OF RUSSIAN EDUCATION
Gileva K. V., Aizman N. I., Chokotov E. N., Aizman R. I. (Novosibirsk, Russia).
A dynamic model for the formation of professional success (on the example of
military personnel) ......................................................................................................................47
Istomina O. V., Fedoseeva E. A. (Arkhangelsk, Russia). Teachers professional
retraining with the help of distance education technologies: experience and
organizational difficulties..........................................................................................................68
Shimelfenig O. V. (Saratov, Russia). The problem of misunderstanding and selfmisunderstanding
when forming and broadcasting worldview structures ........83
Belyaeva M. V. (Novosibirsk, Russia). Methodical system for the formation of
civil identity in the process of teaching geography in a general educational
school .................................................................................................................................... 102
PART III. PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Persidskaya O. A. (Novosibirsk, Russia). Inter-ethnic solidarity and integration:
theoretical models and practical approaches in the educational process ........ 128
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). Specificity of formation of regional scientific and
educational potential: outflow vector ............................................................................... 141
PART IV. STUDY OF EDUCATIONAL SYSTEMS OF THE EAST
Solovievа G. G., Zhanabaevа D. M. (Almaty, Kazakhstan). Kazakhstan: a new
university model and national identity formation policy ......................................... 153
PART V. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN THE PRACTICE
OF EDUCATION
Lavrentyeva Z. I. (Novosibirsk, Russia). Organization of research on social pedagogy
in academic master degree program ................................................................................. 173
Zhafyarov A. Z., Yarovaya E. а. (Novosibirsk, Russia). Requirements of state
standards and competence approach to primary school mathematics ............. 185
Gulyaevskaya N. V., Dakhin A. N. (Novosibirsk, Russia). Operational representation
of results in the cognitive training technology .............................................................. 203
Velichko а. N., Rybakova T. V. (Novosibirsk, Russia). The conditions for the
formation of functional literacy and realization of the creative potential of the
pupil in the process of studying physics .......................................................................... 220
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.09.2020
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 20.
Publisher’s
sheets: 16,7.
Circulation
1000 issues.
Order № 130.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2020, vol. 20, no. 3
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Стр.5