ISSN 2500-297X
УДК 37:159.9
4.2020
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
Выходит 4 раза в год
Свидетельство
о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18, каб. 223
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
Психологические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
16+
Сайт журнала: pp-obr.ru
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2020
Стр.2
ISSN 2500-297X
4.2020
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2020
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
М.А. Чошанов – д-р пед. наук; профессор отделения STEM-образования,
Техасский университет в Эль-Пасо, США.
Колледж образования,
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (executive secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathematical
Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate University
of PJSC Tatneft.
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Scientific Foundations of Extreme
Psychology of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology & Education.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia State
University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Mourat A. Tchoshanov – Dr. Had. in Education; Professor of Mathematics Education, Division of STEM Education,
College of Education, The University of Texas at El Paso, USA.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4
IN MEMORIAM
Памяти Андрея Александровича Вербицкого . . . . . . . . . . . . . . .9
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Н.П. Болотова
сНепрерывная система комплексного сопровождения детей
нарушениями опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . 11
Ю.Н. Боровик
с Веб-доступность в электронном обучении лиц
О.А. Родина
Е.А. Косова
ограниченными возможностями здоровья:
современное состояние проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Особенности формирования навыка голосообразования
у старших дошкольников с позиции теории построения
двигательных навыков Н.А. Бернштейна . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базовые направления деятельности российских вузов
по вхождению в европейское пространство
высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
А.В. Армашова
Педагогические условия эффективности
смешанного обучения в преподавании иностранного языка
в неязыковом вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
О.В. Борщева
К вопросу об интеграции дисциплин
«Информатика» и «Английский язык»
на основе анализа требований
Д.К. Воронина
в Федеральных государственных образовательных стандартов
условиях компетентностного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Анализ особенностей коррекционно-развивающей работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
на основе информационно-коммункационных технологий . . . . . . 24
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2020. № 4
Методика подготовки бакалавров-психологов
к ведению тренинговой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
В.Н. Кругликов, Н.А. Матвеева
Российский и зарубежный опыт внедрения
профессионального стандарта педагога . . . . . . . . . . . . . . . . 109
С.О. Петрова
О.С. Соболева, Т.П. Савицкая
Методические аспекты подготовки
публичного выступления
на английском языке в неязыковом вузе . . . . . . . . . . . . . . . . 124
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
С.П. Будникова
Учебно-профессиональная общность
как пространство развития
профессиональной субъектности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
С.В. Пазухина, Е.В. Декина
Психологические индикаторы оценки
эффективности модели подготовки
с будущих специалистов к работе
молодой семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
А.Н. Пронина, С.В. Маркова,
Л.Н. Мартынова
Жизненные ценности и направленность
в личности приемных родителей, проживающих
мегаполисе и в сельской местности . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Е.А. Сорокоумова, А.В. Лобанова
Исследование структуры интеллекта
взрослых обучающихся в условиях
информационного пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4
IN MEMORIAM
In memory of Andrey Alexandrovich Verbitsky . . . . . . . . . . . . . . .9
THEORY AND METHODS
OF TRAINING AND UPBRINGING
Continuous system of integrated support
for children with musculoskeletal disorders . . . . . . . . . . . . . . . . 11
N.P. Bolotova
Analysis of the features
of correctional and developmental work
with children with disabilities based on ICT . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Yu.N. Borovik
Web accessibility in e-learning persons
with disabilities: Current state of the problem . . . . . . . . . . . . . . . 35
Ye.A. Kosova
Particular aspects of developing sound creation skills
with older preschool children . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
О.A. Rodina
THEORY AND METHODS
OF PROFESSIONAL EDUCATION
A.V. Armashova
Basic directions of activities of Russian universities
to enter the European higher education space . . . . . . . . . . . . . . . 61
Pedagogical conditions of blended learning effectiveness
in teaching a foreign language in a non-language university . . . . . . . . 72
О.V. Borshcheva
To the issue of the interdisciplinary integration
of academic disciplines “Informatics”
and “English language” on the basis
of Russian Federal Educational Standards requirements analysis . . . . . 81
D.K. Voronina
Practice of training bachelors to conduct group work . . . . . . . . . . . 91
V.N. Kruglikov, N.A. Matveeva
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 4
Russian and foreign experience in implementation
of the teacher professional standard . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
S.O. Petrova
Methodological aspects preparations for public speech
in English in a non-language university . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
O.S. Soboleva, T.P. Savitskaya
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
S.P. Budnikova
Educational and professional community as a space
for the development of professional subjectivity . . . . . . . . . . . . . 137
S.V. Pazukhina, E.V. Dekina
Psychological indicators of evaluating the effectiveness
of the model for training future specialists
to work with a young family . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
A.N. Pronina, S.V. Markova, L.N. Martynova
Life values and focus of adoptive parents’ individuality living
in the metropolis and the countryside . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
E.A. Sorokoumova, A.V. Lobanova
Research structure of intelligence
of adult learners in the conditions
of information space . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
8
Contents
Стр.9