Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Эмоциональное выгорание и психофизиологические показатели педагогов Югорского Севера (220,00 руб.)

0   0
АвторыМайстренко Валентин Иванович, Майстренко Елена Викторовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц95
ID695606
АннотацияВ монографии изложены теоретические и практические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у работников и у педагогов в частности. Рассмотрены особенности воздействия на человека комплекса природно-климатических факторов Югорского Севера, которые оказывают дополнительное влияние на его физическое и психическое состояние. Раскрыты особенности взаимосвязи эмоционального выгорания учителей с функциональной асимметрией полушарий мозга и показателями вариабельности сердечного ритма. Результаты, представленные в монографии, могут быть использованы при чтении курсов "Психофизиологические основы безопасности труда", "Акмеология профессиональной деятельности", "Психорегуляция", "Кризисное консультирование" в вузах, осуществляющих образовательную деятельность по направлениям психологического, педагогического, социального профиля, а также в вопросах безопасности труда и инженерной психологии. Монография рассчитана на широкий круг специалистов, руководителей, психологов, преподавателей, магистрантов, студентов, интересующихся вопросами профессиональной деформации личности.
ISBN978-5-93190-361-3
Эмоциональное выгорание и психофизиологические показатели педагогов Югорского Севера : монография / В. И. Майстренко, Е. В. Майстренко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 95 с. — ISBN 978-5-93190-361-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/695606 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эмоциональное_выгорание_и_психофизиологические_показатели_педагогов_Югорского_Севера.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Майстренко Валентин Иванович Майстренко Елена Викторовна ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГОВ ЮГОРСКОГО СЕВЕРА МОНОГРАФИЯ Сургут, 2018
Стр.1
УДК 159.923.2:37(571.122) ББК К88.69-6 М 14 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: В.В. Гагай, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Сургутского государственного педагогического университета Б.П. Яковлев, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕ Майстренко, В. И. М 14 Эмоциональное выгорание и психофизиологические показатели педагогов Югорского Севера : монография / В. И. Майстренко, Е. В. Майстренко ; Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 94 [1] с. ISBN 978-5-93190-361-3 В монографии изложены теоретические и практические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у работников и у педагогов в частности. Рассмотрены особенности воздействия на человека комплекса природно-климатических факторов Югорского Севера, которые оказывают дополнительное влияние на его физическое и психическое состояние. Раскрыты особенности взаимосвязи эмоционального выгорания учителей с функциональной асимметрией полушарий мозга и показателями вариабельности сердечного ритма. Результаты, представленные в монографии, могут быть использованы при чтении курсов «Психофизиологические основы безопасности труда», «Акмеология профессиональной деятельности», «Психорегуляция», «Кризисное консультирование» в высших учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность по направлениям психологического, педагогического, социального профиля, а также в вопросах безопасности труда и инженерной психологии. Монография рассчитана на широкий круг специалистов, руководителей, психологов, преподавателей, магистрантов, студентов, интересующихся вопросами профессиональной деформации личности. УДК 159.923.2:37(571.122) ББК К88.69-6 ISBN 978-5-93190-361-3 © Майстренко В.И., Майстренко Е.В., 2018 © Сургутский государственный педагогический университет, 2018 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................................................ 4 Глава первая ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ТЕРРИТОРИЙ 1.1. Особенности экологических условий Крайнего Севера и приравненных к ним территорий на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ......................... 5 1.2. Феномен эмоционального выгорания и его проявление у педагогов ................................... 9 1.3. Современные представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга .............................................................................................................. 20 Выводы по Главе I ............................................................................................................................. 27 Глава вторая ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Методики для оценки психоэмоционального состояния педагогов ..................................... 29 2.2. Методы определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга ............. 31 2.3. Метод исследования вариабельности сердечного ритма на базе комплекса «Элокс-01С2» ...................................................................................................... 33 Выводы по Главе II ............................................................................................................................ 35 Глава третья РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Особенности взаимосвязи эмоционального выгорания с функциональной асимметрией полушарий мозга и показателями вариабельности сердечного ритма учителей Югры ............................................... 36 3.2. Анализ взаимосвязи симптомов синдрома выгорания и психофизиологических показателей учителей в зависимости от стажа работы .......................... 36 Выводы по Главе III ........................................................................................................................... 59 Заключение ....................................................................................................................................... 60 Литература ....................................................................................................................................... 62 Приложения ...................................................................................................................................... 73 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Увеличение экономической и социальной значимости территорий Крайнего Севера приобретает всё большее значение, несмотря на то, что целый комплекс природно-климатических факторов оказывает выраженное негативное действие на физическое и психическое состояние человека, проживающего в этих условиях. На организм человека неблагоприятно влияют: низкие температуры в сочетании с сильными ветрами, резкие перепады атмосферного давления, наличие своеобразных периодов полярной ночи и полярного дня, недостаток солнечного излучения, геомагнитная активность, короткое холодное лето, особенности питания, длительное нахождение в замкнутых помещениях и т.д. [Жиделева В.В., 2006; Каптейн Ю.Н., 2006; Кочан Т.И., 2008; Логинов С.И., 2014; Максимов А.Л., 2006; Петрова О.Н., 2007; Шадрина В.Д., 2008]. Рассматривая деятельность педагогов школ, осуществляющих работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует отметить высокую интенсивность их профессиональной нагрузки. Кроме факторов, сопровождающих профессиональную деятельность учителей и вызывающих напряжение интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной сферы, на педагогов оказывают влияние специфические климатические условия, вызывающие дополнительное напряжение адаптационных систем организма, изменение психофизиологических характеристик, что в совокупности находит отражение в развитии эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания (ЭВ) и его последствия являются серьёзной психологической, медицинской, социальной и экономической проблемой. С конца 90-х годов синдром эмоционального выгорания стал предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии [Бойко В.В., 2004; Водопьянова Н.Е., 2005; Старченкова Е.С., 2005; Гришина Н.В., 1998; Орёл В.Е., 2008; Рукавишников А.А., 2001]. Эмоциональному выгоранию могут подвергаться представители всех профессиональных групп. Особое место занимают педагоги образовательных организаций. Исследование психофизиологических характеристик учителей с проявлениями эмоционального выгорания, работающих в условиях Крайнего Севера, является актуальным и перспективным в силу высокой социальной значимости этой профессии, особенно в интенсивно развивающихся регионах РФ, к которым относится Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению эмоционального выгорания педагогов, показал, что исследования в большей своей части направлены на установление выраженности различных симптомов выгорания, их зависимость от стажа работы, вида учебного заведения, статуса работника [Курапова И.А., 2009; Ненарт Е.О., 2008; Орёл В.Е., 2008; Милевич К.С., 2008]. Изучаются факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания и группы риска, а также разрабатываются мероприятия по профилактике и восстановлению педагогов [Гнездилова О.Н., 2005; Пряжников Н.С., 2008]. Мало изученным остается вопрос о психофизиологических изменениях, которые обеспечиваются нейро-вегетативной регуляцией при развитии эмоционального выгорания. Система кровообращения является весьма чувствительной к действию неблагоприятных факторов и отражает общее психофизиологическое состояние организма [Хаснулин В.И., 2011; Филатов М.А., 2014]. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы в совокупности с результатами психологических тестов позволяют оценивать степень деструктивных изменений личности или состояние, предшествующее болезни. В ряде работ прослеживается связь межполушарной функциональной асимметрии с различными психоэмоциональными состояниями [Чернышова М.П., 2004; Фокин В.Ф., 2007; Реброва Н.П., 2010; Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. и др., 2011]. Однако практически не исследована взаимосвязь профиля латеральной организации (как совокупности сенсорной, моторной асимметрии и асимметрии по психическим функциям) и эмоционального выгорания. В связи с вышеизложенным весьма существенным является изучение психофизиологических характеристик учителей с проявлениями эмоционального выгорания, работающих в условиях северных территорий России, своевременное выявление «группы риска», разработка и внедрение профилактических мероприятий по предупреждению развития синдрома эмоционального выгорания в педагогических коллективах и в других профессиональных группах, своевременное оказание квалифицированной помощи. – 4 –
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.