УДК 159.923.2:37(571.122)
ББК К88.69-6
М 14
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
В.В. Гагай, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
Сургутского государственного педагогического университета
Б.П. Яковлев, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕ
Майстренко, В. И.
М 14
Эмоциональное выгорание и психофизиологические показатели педагогов Югорского
Севера : монография / В. И. Майстренко, Е. В. Майстренко ; Бюджет. учреждение высш.
образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ
«Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 94 [1] с.
ISBN 978-5-93190-361-3
В монографии изложены теоретические и практические аспекты формирования синдрома
эмоционального выгорания у работников и у педагогов в частности. Рассмотрены
особенности воздействия на человека комплекса природно-климатических факторов Югорского
Севера, которые оказывают дополнительное влияние на его физическое и психическое
состояние. Раскрыты особенности взаимосвязи эмоционального выгорания учителей с функциональной
асимметрией полушарий мозга и показателями вариабельности сердечного
ритма.
Результаты, представленные в монографии, могут быть использованы при чтении курсов
«Психофизиологические основы безопасности труда», «Акмеология профессиональной
деятельности», «Психорегуляция», «Кризисное консультирование» в высших учебных заведениях,
осуществляющих образовательную деятельность по направлениям психологического,
педагогического, социального профиля, а также в вопросах безопасности труда и инженерной
психологии.
Монография рассчитана на широкий круг специалистов, руководителей, психологов,
преподавателей, магистрантов, студентов, интересующихся вопросами профессиональной
деформации личности.
УДК 159.923.2:37(571.122)
ББК К88.69-6
ISBN 978-5-93190-361-3
© Майстренко В.И., Майстренко Е.В., 2018
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2018
– 2 –
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение экономической и социальной значимости территорий Крайнего Севера приобретает
всё большее значение, несмотря на то, что целый комплекс природно-климатических факторов
оказывает выраженное негативное действие на физическое и психическое состояние человека, проживающего
в этих условиях. На организм человека неблагоприятно влияют: низкие температуры
в сочетании с сильными ветрами, резкие перепады атмосферного давления, наличие своеобразных
периодов полярной ночи и полярного дня, недостаток солнечного излучения, геомагнитная активность,
короткое холодное лето, особенности питания, длительное нахождение в замкнутых помещениях
и т.д. [Жиделева В.В., 2006; Каптейн Ю.Н., 2006; Кочан Т.И., 2008; Логинов С.И., 2014;
Максимов А.Л., 2006; Петрова О.Н., 2007; Шадрина В.Д., 2008].
Рассматривая деятельность педагогов школ, осуществляющих работу в условиях Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, следует отметить высокую интенсивность их профессиональной
нагрузки. Кроме факторов, сопровождающих профессиональную деятельность учителей
и вызывающих напряжение интеллектуальной, эмоциональной, сенсорной сферы, на педагогов
оказывают влияние специфические климатические условия, вызывающие дополнительное напряжение
адаптационных систем организма, изменение психофизиологических характеристик, что
в совокупности находит отражение в развитии эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (ЭВ) и его последствия являются серьёзной психологической,
медицинской, социальной и экономической проблемой. С конца 90-х годов синдром эмоционального
выгорания стал предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии
[Бойко В.В., 2004; Водопьянова Н.Е., 2005; Старченкова Е.С., 2005; Гришина Н.В., 1998; Орёл В.Е.,
2008; Рукавишников А.А., 2001]. Эмоциональному выгоранию могут подвергаться представители
всех профессиональных групп. Особое место занимают педагоги образовательных организаций.
Исследование психофизиологических характеристик учителей с проявлениями эмоционального
выгорания, работающих в условиях Крайнего Севера, является актуальным и перспективным
в силу высокой социальной значимости этой профессии, особенно в интенсивно развивающихся
регионах РФ, к которым относится Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению эмоционального выгорания
педагогов, показал, что исследования в большей своей части направлены на установление
выраженности различных симптомов выгорания, их зависимость от стажа работы, вида учебного заведения,
статуса работника [Курапова И.А., 2009; Ненарт Е.О., 2008; Орёл В.Е., 2008; Милевич К.С.,
2008]. Изучаются факторы, влияющие на формирование эмоционального выгорания и группы риска,
а также разрабатываются мероприятия по профилактике и восстановлению педагогов [Гнездилова
О.Н., 2005; Пряжников Н.С., 2008]. Мало изученным остается вопрос о психофизиологических
изменениях, которые обеспечиваются нейро-вегетативной регуляцией при развитии эмоционального
выгорания. Система кровообращения является весьма чувствительной к действию неблагоприятных
факторов и отражает общее психофизиологическое состояние организма [Хаснулин В.И., 2011;
Филатов М.А., 2014]. Изменение показателей сердечно-сосудистой системы в совокупности с результатами
психологических тестов позволяют оценивать степень деструктивных изменений личности
или состояние, предшествующее болезни. В ряде работ прослеживается связь межполушарной функциональной
асимметрии с различными психоэмоциональными состояниями [Чернышова М.П., 2004;
Фокин В.Ф., 2007; Реброва Н.П., 2010; Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. и др., 2011]. Однако практически
не исследована взаимосвязь профиля латеральной организации (как совокупности сенсорной,
моторной асимметрии и асимметрии по психическим функциям) и эмоционального выгорания.
В связи с вышеизложенным весьма существенным является изучение психофизиологических
характеристик учителей с проявлениями эмоционального выгорания, работающих в условиях северных
территорий России, своевременное выявление «группы риска», разработка и внедрение
профилактических мероприятий по предупреждению развития синдрома эмоционального выгорания
в педагогических коллективах и в других профессиональных группах, своевременное оказание
квалифицированной помощи.
– 4 –
Стр.4