Зарегистрирован Министерством Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой
информации
Практический журнал
для социальных работников
и педагогов
ПИ № 7711337 от 05.12.01
Главный редактор:
Алексей Кушнир,
кандидат психологических
наук
ПЕДАГОГИКАСоциальная
1/2020
Зам. главного редактора:
Алексей Кушнир
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Анна Ладанюк
Вёрстка: Марина Столбова
Технолог: Артём Цыганков
Корректор: Людмила Асанова
В состав редакционной коллегии
журнала входят:
С.В. Дармодехин, академик РАО,
доктор социологических наук
Адрес: 109341, г. Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Телефон: (495) 3455900
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@ narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук
И.Ф. Дементьева, доктор социологических наук
Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
А.А. Остапенко, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
Институт рецензирования журнала
представлен группой экспертов:
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук
Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
Ф.А. Мустаева, доктор социологических наук
© «Социальная педагогика», 2020
Стр.2
Cодержание:
ИСТОРИЯ
И ТЕОРИЯ
Волкова М.А.
Активизация ценностно-смыслового самоопределения
будущих социальных педагогов
Особенности ценностносмыслового самоопределения будущих
социальных педагогов, условия для его активизации в вузе: особая
организация введения в специальность; ранняя и распределённая
педагогическая практика; требование постоянной рефлексивной
педагогической отчётности; модульнопроектное обучение.
Жизнеспособность предлагаемых условий активизации
ценностносмыслового самоопределения будущих социальных
педагогов в вузе.
ТЕХНОЛОГИЯ
И ПРАКТИКА
Клепиков В.Н.
Способы предотвращения агрессивного поведения
подростков в современной школе
Предотвращение агрессивного поведения подростков
возможно средствами индивидуального осознания и понимания
проблемных ситуаций с помощью опосредованных
диалогических и рефлексивных методик, стимулирующих поиск
собственных продуктивных решений и активизирующих
жизнеутверждающие ресурсы самой личности (идеалы,
ценности, смыслы).
Береговая Н.Ю., Лукина А.К.
Городской проект «Я нужен миру Мир нужен мне»
как средство профилактики социального сиротства
15
5
23
Опыт реализации городского проекта развития наставничества
и организации творческой продуктивной деятельности подростков
как средство профилактики безнадзорности и социального
сиротства. Коворкингцентры как «узлы» сети совместной
деятельности наставников, подростков и членов их семей.
Верин-Галицкий Д.В.
Почему мальчики становятся трудными учениками
и что нужно делать, чтобы они ими не становились
32
Прежде чем понять, как сделать так, чтобы мальчики стали
более успешными учениками, чтобы поменьше создавали проблем
и вообще чтобы с ними работать стало легче, стоит осмыслить
некоторые важные положения, без которых разобраться
в обсуждаемой теме невозможно... Из опыта школьного учителя,
автора и руководителя проекта «Стать человеком!»
Финогенова О.Н., Шаламаев В.Н.
Профессиональные пробы как форма педагогической
поддержки социализации подростков из семей
в социально опасном положении
Организация профессиональных проб как средства
профессионального самоопределения подростков, находящихся
в социально опасном положении (СОП). Особенности
профессионального самоопределения подростков СОП.
Взаимодействие с успешными профессионалами, наглядный
результат труда, ориентация на профессии, не требующие
приложения усилий и т.д.
46
2
«Социальная педагогика» 1/2020
Стр.3
Лукина А.К., Хренкова (Исакова) О.Е.
История одного ребёнка
58
Опыт реализации программы по развитию коммуникативной
компетентности воспитанников детского дома. Соблюдение
требований психологического комфорта и безопасности
при работе с детьмисиротами.
Ермольчик В.Е.
Как наладить диалог с родителями
из неблагополучных семей
Формы и методы взаимодействия с родителями,
направленные на стабилизацию, нормализацию
обстановки в семье для воспитания детей честными,
порядочными, гуманными. Семинарпрактикум
для родителей.
Прасолова Т.С., Финогенова О.Н.
Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома
Психологопедагогическое сопровождение профессионального
самоопределения подростков, живущих в детском доме.
Диагностика аспектов профессионального самоопределения
сирот: исследование характеристик жизненной перспективы,
смысложизненных ориентаций. Разработка модели
сопровождения самоопределения сирот, основанная
на четырёхкомпонентной структуре самоопределения:
когнитивного, мотивационноценностного, эмоционально
волевого и практическидейственного.
Лукина А.К., Галушка А.В.
Формирование жизненных навыков детей-сирот
в туристско-краеведческой деятельности
Возможности формирования жизненных навыков
детейсирот в туристскокраеведческой деятельности.
Особенности жизненных навыков детейсирот, их
неготовность к решению простейших бытовых проблем.
Условия организации жизнедеятельности детей
в туристском походе, способствующие формированию
жизненных навыков.
Строганова Л.В.
Формирование устойчивой внутренней позиции
неприятия воровства в детской и подростковой среде
Воровство как одна из детских и подростковых проблем,
требующая особого внимания. Обострение процесса,
участившиеся случаи краж в детских оздоровительных
лагерях и в школьной среде, среди младших школьников.
Недостатки курса коррекционной педагогики для будущих
учителей и психологов. Рассмотрение проблемы.
89
81
66
70
«Социальная педагогика» 1/2020
3
Стр.4
Содержание
Лукина А.К., Верещагина О.В.
Детская газета как средство развития коммуникативных
компетенций младших школьников
Возможности развития коммуникативных компетенций
младших школьников через включение детей в подготовку
и выпуск школьной газеты. Педагогические условия
успешности этой деятельности.
ЭКСПЕРИМЕНТ
И ИССЛЕДОВАНИЯ
Лукина А.К., Куропаткина Н.Г.
Театральная деятельность как средство
развития компетентности подростков с умственной
отсталостью
96
105
Опыт развития социальной компетентности детей с умственной
отсталостью, проживающих в условиях психоневрологического
интерната. Программа театральной деятельности «Юный артист».
Результаты формирующего эксперимента.
4
«Социальная педагогика» 1/2020
Стр.5