ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1480)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Вероника Маанди (выпускающий редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Елена Шишмакова (редактор), Алексей Шуриков (консультант)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайтах www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3’2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин.
Самостоянье человека:
ещ¸ раз о воспитании
и законодательстве
7
Актуализация дискуссии о целях и содержании воспитания. Недостатки
законопроекта, где ориентируются скорее на воспитание послушных
исполнителей, чем на развитие «самостоянья человека» — активных
граждан с собственной жизненной позицией. Законопроект предполагает
скорее воспитание народа государством, тогда как государство само
нуждается в воспитании.
Д.М. Логинов,
И.А. Яковлев
Кадры, нагрузка, качество,
взаимодействие
Общее образование
в оценках учителей
Д.А. Богданова
О персональных данных, или
Почему автором было
решено отказаться от участия
в обсуждении государственных
образовательных стандартов
О.А. Милькевич
Пандемия, самоизоляция
и изменения в системе
подготовки педагогических
кадров
М.Д. Нансо
Коммодификация
как современный
тип рациональности
15
Некоторые результаты, полученные в ходе анализа данных восьмой
волны Мониторинга эффективности школьного образования (2020 год).
Мнения и оценки учителей об аспектах школьного образования:
кадровая ситуация в школе, административная и внеклассная нагрузка,
оценка качества школьного образования, взаимодействие учителей
и учеников.
24
Сбор персональных данных в Интернете. Бесплатные образовательные
ресурсы, найденные учителями в Интернете, используемые в учебном
процессе. Требования различных организаций согласия на сбор
и обработку персональных данных. Нарушения Федерального закона
152-ФЗ.
29
Результаты осмысления происходящих изменений в системе образования
в ходе пандемии и самоизоляции, перехода на активное применение
технологий дистанционного обучения. Изменения в системе образования
и перспективы подготовки педагогических кадров.
35
Коммодификация как новая форма рациональности. Проявление феномена
коммодификации в сфере образования. Понятия «коммодификации»
и «коммерциализации». Анализ их взаимообусловленности и востребованности
обществом потребления и современными рыночными отношениями.
Позитивные и негативные аспекты процесса коммодификации.
2
Народное образование 3’2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
А. Кристи
История экзаменов —
история взросления:
от SAT до ЕГЭ
41
История и эволюция школьного экзамена SAT в США. Структура
экзамена. Отличия SAT от российского и украинского аналогов. Мнения
учащихся об экзаменах в США, России и Украине. Роль тестирования
в будущем образования.
О. Ивченко
Цифровизация, или как
в России плиты на дополненную
реальность меняли
Педагогический фельетон
54
Процесс внедрения цифровых технологий. Живая картинка — реальный
случай, перешедший в фельетон.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Деркач
Развитие акмеологии:
достижения, проблемы,
перспективы
57
Памяти учёного.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Театр управленческого
абсурда
С.В. Пазухина,
Е.В. Декина
Профессиональное общение
классного руководителя: модель
развития личности и е¸ апробация
Д.А. Богданова
Работа с жалобами родителей
в социальных сетях:
подход Великобритании
65
Образование управленческих кадров — реальные потребности
и возможности учреждений повышения квалификации. Реалии управления
образованием. Внешняя среда, законодательство и практика директоров
школ.
74
Профессиональное общение — важная составляющая в работе классного
руководителя. Организационные, содержательные и технологические
условия реализации модели развития классного руководителя.
80
Подход к работе школ с жалобами родителей (или других законных
представителей), размещаемыми в социальных сетях, принятый
в Великобритании. Варианты разрешения сложных ситуаций. Пример
письма-согласия со школьной политикой, подписываемого родителем.
3
Народное образование 3’2020
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Е. Грунина
Здоровое питание —
мусорная еда:
мифы и реальность
И.В. Куц
Выставка как форма
распространения опыта
89
Правильное питание и его роль в жизни человека. Научные
представления о правильном питании. Полезные и вредные продукты
питания. Правила «рационального» питания. Дидактические аспекты
формирования представлений детей и подростков о правильном питании.
95
Ресурс выставки в распространении опыта. Классификация выставок.
Этапы подготовки и проведения. Методические рекомендации
по эффективной организации и работе выставки.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
А.Н. Камнев,
А.С. Пушкина,
В.В. Фадеев
Девиантное поведение:
как организовать профилактику
в лагерях и центрах?
З.К. Селиванова
Подростковое волонт¸рство
в России: ценностно-целевые
аспекты
107
Организация профилактики девиантного поведения в оздоровительных
лагерях, федеральных детских центрах и на других образовательных
площадках дополнительного образования. Новые факторы, влияющие
на появление девиантного поведения у подрастающего поколения. Новые
виды девиантного поведения. Общая схема профилактики девиантного
поведения.
114
Волонтёрство — социокультурный феномен и важный компонент
развития личности и общества, способствующий формированию социально-значимых
ценностных ориентаций и целей, духовно-нравственных
качеств. Анализ взаимовлияния российского добровольческого/волонтёрского
движения и ценностных ориентаций и жизненных
целей личности.
А.С. Данилова
Современные теории,
положенные в основу
воспитательных практик
в частных школах
в Великобритании
А.А. Киреева
В фокусе лета —
безопасность детей
и подростков
А.В. Базук
Горными маршрутами:
как подготовить взрослых
к походу
4
121
Современные теории, положенные в основу воспитательных практик
в частных школах Великобритании. Опыт государства по созданию
и поддержанию системы воспитания в частном образовании. Пять
зарубежных концепций и теорий — неопозитивизм, прагматизм,
гуманистическая педагогика, экзистенциализм, бихевиоризм в практике
воспитания.
128
Обеспечение безопасной жизнедеятельности подростков в оздоровительном
детском лагере. Факторный анализ детского травматизма
в оздоровительных лагерях. Механизм обеспечения безопасности, мера
ответственности сотрудников отделов и служб детского лагеря.
140
Содержание подготовки вожатых к туризму. Сценарий обучения.
Организация похода. Поведение на природе. Технические навыки
и умения вожатого в походе. Содержание практической работы при
подготовке. Памятка для однодневного похода.
Народное образование 3’2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Н.А. Григорьева
Орл¸нок — песни у костра
148
Педагогика песни и её смысловые характеристики. Организация музыкально-игрового
часа в детском лагере. Песни о дружбе. Результаты
и способы их оценки. Примерный сценарий музыкально-игрового часа.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Сафонова
Обучение в социальных
сетях: как стать
онлайн-учителем?
А.А. Мурашов
«Необычные дети»:
слово в мире и мир в слове
153
Организация онлайн-обучения со старшеклассниками в социальных
сетях: кейс-стади, круглого стола, диспута, конференции и брейн-ринга.
Активные методы обучения и активное участие учащихся в познавательном
процессе, взаимодействие с учителем и друг с другом.
158
Проблема своеобразных детей, наделённых особым чувством слова
или гармонии. Одарённые, талантливые, «солнечные»; дети-индиго —
не только радость и надежда взрослых, но и их огорчения, настойчивый
вопрос, разводящий «отцов» и «детей» в разные стороны. Истоки
и проявления «необычности» и одарённости.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
На таких людях
Россия и держится
В.А. Снатенков
Учителя нашей школы
165
Миссия сельской школы. Развитие школы на селе. Партнёрство
с бизнесом. Личность директора.
173
Очерк о педагогах и развитии школы в переходный период экономики
России. Обычная петербургская школа глазами её учителя. Взгляд педагога
на проблемы обучения и воспитания. Судьба страны и судьба учителя.
Стр.6