ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЧАСТЬ 2
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной работы студентов
Направление подготовки 030300.62 Психология
Сургут – 2015
Стр.1
УДК 159.93/.94р30
ББК 88.251(07)
О–64
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры психологии
16 сентября 2014 года, протокол № 1
Рецензент:
Бортникова Л.Г., кандидат психологических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
О–64 Общая психология. Часть 2. Когнитивная психология : метод.
рекомендации по организации самостоят. работы студентов :
направление подгот. 030300.62 Психология / Департамент
образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа –
Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Сургут. гос. пед. ун-т» / авт.-сост. В. В. Гагай. – Сургут : РИО
СурГПУ, 2015. – 96, [1] с.
Методические рекомендации представляют собой комплект
учебно-методических материалов по курсу «Общая психология» (Часть 2.
Когнитивная психология): учебно-тематический план курса, методическое
сопровождение, содержание, формы и виды контроля самостоятельной
работы студентов. Предназначено для организации самостоятельной
работы студентов, обучающихся по направлению подготовки
030300.62 Психология.
УДК 159.93/.94р30
ББК 88.251(07)
© Сургутский государственный педагогический университет, 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание учебной дисциплины «Общая психология» осуществляется
в соответствии с компетентностной моделью подготовки
бакалавра по направлению подготовки Психология (030300.62).
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Общая психология» относится к базовой части
профессионального цикла дисциплин (Б.3.2). Раздел «Когнитивная психология»
изучается во 2 семестре. При освоении дисциплины «Общая
психология» студенты опираются на знания учебных дисциплин: «Философия»,
«Современные концепции естествознания», «Анатомия центральной
нервной системы». Курс общей психологии занимает основное
место в системе подготовки бакалавра по направлению «Психология»,
поскольку приобретенные в ходе изучения этого курса знания являются
теоретической и методической основой для изучения других психологических
дисциплин: «История психологии», «Зоопсихология и сравнительная
психология», «Психология личности», «Социальная психология»,
«Психология стресса» и др.
Цель дисциплины (Часть 2 «Когнитивная психология»): освоить
ориентировочную основу анализа психических познавательных
процессов.
Задачи дисциплины:
1. Знать основные формы отражения действительности и понимать
их роль в формировании субъективной картины мира человека.
2. Знать основные категории и понятия когнитивной психологии
и уметь применять их для анализа познавательной сферы человека.
3. Уметь выявлять специфику психического функционирования
человека как субъекта познавательной деятельности.
4. Уметь прогнозировать основные направления и динамику
уровня развития познавательной сферы человека.
5. Владеть основными способами психологического воздействия
с целью оптимизации познавательной деятельности человека.
6. Уметь применять знания о закономерностях и механизмах
функционирования познавательных процессов для анализа конкретных
практических ситуаций.
3
Стр.3
Требования к результатам освоения дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины «Общая психология» направлено
на формирование у студентов следующих компетенций.
Способность и готовность к:
пониманию современных концепций картины мира на основе
сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных
и общественных наук, культурологи (ОК-2);
использованию системы категорий и методов, необходимых
для решения типовых задач в различных областях профессиональной
практики (ОК-4);
выявлению специфики психического функционирования
человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития
и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической,
профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития
и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы,
самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента,
функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме
и при психических отклонениях (ПК-7);
ассистированию деятельности магистра или специалистапсихолога
при осуществлении психологического вмешательства и воздействия
с целью оптимизации психического функционирования индивида,
группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности
(ПК-8);
применению знаний по психологии как науки о психологических
феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей
функционирования и развития психики (ПК-9).
4
Стр.4
В результате изучения «Когнитивной психологии» студент должен:
Компоненты компетенций
Когнитивный
Знать основные формы
отражения человеком
действительности
(ОК-2)
Знать основные понятия
и категории когнитивной
психологии (ОК-4)
Знать методы изучения и
описания закономерностей
функционирования и
развития познавательных
процессов (ПК-5)
Знать основные направления
развития познавательной
сферы человека
в норме (ПК-7)
Ориентировочный
Понимать роль чувственного
и рационального познания
в формировании
у человека субъективной
картины мира (ОК-2)
Понимать специфику каждого
познавательного
процесса как формы отражения
действительности
Уметь подбирать методы
изучения закономерностей
функционирования познавательных
процессов
(ПК-5)
Владеть схемой прогнозирования
развития познавательной
сферы человека
в норме (ПК-7);
Понимать возможные нарушения
в функционировании
познавательных
психических процессов
(ПК-7)
Уметь идентифицировать
познавательные психические
процессы (ОК-4)
Уметь выявлять индивидуальные
особенности
психических познавательных
процессов у индивида
(ПК-5)
Уметь прогнозировать
направления развития
познавательной сферы
человека в норме (ПК-7);
Уметь прогнозировать
возможные ошибки в
функционировании познавательных
психических
процессов (ПК-7)
Иметь опыт идентификации
познавательных психических
процессов
(ОК-4)
Иметь опыт определения
индивидуальных особенностей
познавательных
психических процессов
человека (ПК-5)
Иметь опыт прогнозирования
развития познавательной
сферы человека
(ПК-7)
Операциональный
Опыт
5
Стр.5
Продолжение
Компоненты компетенций
Когнитивный
Знать теоретические и
практические подходы к
воздействию на познавательные
процессы (ПК-8)
Знать закономерности и
механизмы функционирования
познавательных
процессов (ПК-9)
Ориентировочный
Понимать условия развития
познавательных психических
процессов (ПК-8)
Владеть способами интерпретации
закономерностей
и механизмов функционирования
познавательных
процессов (ПК-9)
Знать основные классификации
и типологии познавательных
процессов
(ПК-9)
Владеть способом определения
вида познавательного
процесса (ПК-9)
Операциональный
Владеть основными способами
развития познавательных
психических
процессов (ПК-8)
Уметь применять знания
о закономерностях и механизмах
функционирования
познавательных процессов
для анализа
конкретных практических
ситуаций (ПК-9)
Уметь определять виды
познавательных процессов
(ПК-9)
Опыт
Иметь опыт управления
познавательными психическими
процессами
(ПК-8)
Иметь опыт анализа конкретных
практических
ситуаций с использованием
знаний о закономерностях
и механизмах функционирования
познавательных
процессов
(ПК-9)
Иметь опыт определения
видов познавательных
процессов (ПК-9)
6
Стр.6