Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №11 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID688237
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №11 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688237 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№11_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№11_2020.pdf
ART 201077 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 11 (ноябрь) УДК 378.147 формирования профессиональной направленности при подготовке бакалавров Содержательно-инструментальные основы экономических специальностей в вузе Новикова Марина Геннадьевна1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия magik68@list.ru Аннотация. В настоящее время на рынке труда наблюдается огромная конкуренция при соотношении спроса и предложения и, как никогда остро, стоит проблема активизации человеческого потенциала. Работодатели стремятся отобрать сотрудников, способных много и продуктивно трудиться, а работники, чтобы быть востребованными и успешными, стремятся максимально раскрыть свой потенциал и творческие способности для достижения наивысших результатов. Однако высшие учебные заведения мало и формально взаимодействуют с работодателями. Важно наладить в процессе обучения в вузе партнерство с работодателями на условиях взаимовыгодного сотрудничества, включая в процесс обучения регулярное взаимодействие с образовательными заказчиками, и сформировать профессиональную направленность у студентов, погружая их в профессиональную деятельность уже с первого курса. Целью исследования является определение и теоретическое обоснование комплекса условий, технологий, механизмов, обеспечивающих формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в образовательном процессе университета. В предложенной технологии применен метод модульного обучения, который позволил разделить образовательный процесс на отдельные самостоятельные единицы. Представлена авторская целевая программа, разработанная с применением механизма социального партнерства и взаимодействия. В статье уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыты основания проектирования и содержания авторской целевой программы формирования профессиональной направленности у бакалавров в университете, охарактеризованы этапы и даны научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию программного сопровождения и диагностической поддержке педагогического процесса. Итогом применения программы стали высокие показатели сформированности профессиональной направленности у бакалавров, состоящие из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирования убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирования мышления, развития творческих способностей и развития позитивного отношения к будущей профессии. Ключевые слова: профессиональная направленность, бакалавры, работодатель, целевая программа, образовательная среда, педагогическая технология, социальное партнерство, взаимодействие. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Новикова Марина Геннадьевна, соискатель ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула; директор филиала (института) АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», Ступино, Россия. 18.09.20 28.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 28.10.20 30.11.20
Стр.1
М. Г. Новикова Введение Важнейшей задачей современного образования является его интеграция с профессиональной деятельностью. Профессиональное образование реформируется и совершенствуется, становится одной из основных потребностей человеческой деятельности на протяжении всей жизни. От способности этой системы удовлетворять потребности общества и личности принципиально зависят перспективы развития страны. Однако сложившаяся система обучения в России не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. В условиях рыночных отношений профессиональное образование не может гарантировать выпускнику рабочее место. Рыночная экономика ставит перед системой высшего образования новые вызовы и требует глубоких преобразований. Следствием этого стала его структурная перестройка и реформа в России. Перед высшим образованием сегодня поставлена задача обеспечения качества подготовки специалистов, ориентированных на инновационную профессиональную деятельность. Проведение ежегодного мониторинга эффективности обязывает вузы отслеживать и изучать результаты трудоустройства их выпускников, что существенно влияет на поиски новых путей совершенствования процесса подготовки бакалавров. Подготовку экономистов и менеджеров для производственной и социальной сферы осуществляют профильные университеты, имеющие государственную аккредитацию. В течение последнего десятилетия почти в каждом вузе готовили экономистов и менеджеров, что перенасытило рынок труда посредственными специалистами, оторванными от современных экономических потребностей и технологий. По результатам Мониторинга эффективности многие вузы лишились аккредитации по экономическим направлениям подготовки, в связи с чем встал вопрос о реформировании образовательных программ и пересмотре взаимодействия с потенциальными заказчиками образования. С введением образовательных стандартов ФГОС ВО и профессиональных стандартов существенно расширились возможности вузов самостоятельно, совместно со всеми участниками образовательного процесса, наполнять образовательные программы, совершенствовать педагогический процесс и формировать профессиональную направленность будущих бакалавров с учетом потребностей работодателей и региона. Выделение государством значительных ресурсов на строительство и функционирование коворкинг-центров, технопарков, кванториумов, проведение чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и других способствует процессу реформирования образования и вовлечению студентов вузов в современный экономический и технический уклад. Все это определяет как научную, так и социальную актуальность нашего исследования. Подготовка экономиста как востребованного специалиста высокого класса будет эффективной, если у бакалавра за время обучения в университете сформирована профессиональная направленность. В дальнейшем она поможет выпускнику найти свое место в жизни, реализовать себя в профессии, быстро адаптироваться к новым условиям, получить достойную работу, создать свою семью и работать над улучшением ее благосостояния. Профессиональная направленность личности студентов вуза – это важнейшее, значимое качество личности, которое напрямую связано с учебной активностью, профессиональным ростом, успешной адаптацией в профессиональной деятельности, а также во всех других сферах его деятельности. Констатирующий этап эксперимента показал, что на оптимальном уровне находятся лишь 23,8% студентов университета. Для формиро2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» вания успешного гражданина российского общества, социально активного профессионала необходимо изменить акцент в мировоззрении современной молодежи, направив стремления на повышение уровня мотивации и освоение профессии. В работе доказано, что во время обучения в вузе возможно сформировать профессиональную направленность у студентов, основанную на единстве и взаимосвязи принципов интеграции, непрерывности обучения. Определено, что в современном обществе профессиональный выбор является предметом социального диалога, основными участниками которого выступают вузы (студенты, преподаватели, родители), с одной стороны, с другой – субъекты экономической сферы (предприятия, организации, различные объединения работодателей). Образовательные организации выступают организаторами и провайдерами в этом диалоге, цель которого – создание условий для социального партнерства и взаимодействия между субъектами и участниками образовательного процесса. В работе представлена концепция формирования профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в условиях двухуровневой деятельности: микроуровня (персонального уровня), где взаимодействие происходит между студентом, педагогом и представителями компаний, и макроуровня (институционального уровня), на котором социальные заказчики взаимодействуют друг с другом и участвуют в образовательном процессе университета в целом. В концепции определены объекты, субъекты, условия, цели и принципы формирования профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей. Обзор отечественной и зарубежной литературы Исследователи имеют различные концептуальные подходы к определению понятия профессиональной направленности. Так, Г. А. Журавлева рассматривает профессиональную направленность как «комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности» [1]. Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: «это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения» [2]. А. Г. Колденков считает, что профессиональная направленность – «это динамическое свойство личности, которое характеризует доминирующее, осознаваемое отношение данного человека к избранной профессии» [3]. Профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, совокупность определенных действий и необходимых знаний и навыков» определяет В. Г. Немировский [4]. Проблема профессиональной направленности проанализирована в монографии А. С. Сейтешева, где прослеживается механизм развития личности, дана педагогическая характеристика профессиональной направленности личности, определены психологические предпосылки и педагогические условия формирования такого качества личности. Выявлены пути и средства, которые способствуют ее успешному развитию. Автор выделяет установку на интересы, потребности, идеалы, убеждения, способности и склонности к определенному типу деятельности [5]. Интересна точка зрения Э. Ф. Зеера, который считает профессиональную направленность «интегральным (системным) качеством личности, определяющим отношение 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.