Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №7 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц126
ID688233
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №7 .— 126 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688233 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№7_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№7_2020.pdf
ART 201049 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 07 (июль) преподавания русского языка как иностранного Минина Дарья Анатольевна1 иностранных военнослужащих в аспекте Сфера повседневного общения Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия minindar@gmail.com Аннотация. Цель статьи – познакомить преподавателей русского языка как иностранного со спецификой сферы повседневного общения иностранных военнослужащих – курсантов, обучающихся в российских вузах. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает изучение сфер общения и коммуникативных потребностей обучаемой группы. Вследствие этого описание сферы общения такого многочисленного сообщества, как военнослужащие, становится весьма актуальным, а создание учебных материалов с учетом специфики изученных сфер – насущной необходимостью. Независимо от профиля обучения и получаемой специальности военных инженеров и медиков объединяет образ жизни воинского сообщества. Курсанты, изучающие русский язык как иностранный, в отличие от гражданских студентов, параллельно с учебным процессом несут службу и выполняют повседневные воинские обязанности, что требует от них владения несколько иным языковым материалом. В ходе исследования по выявлению наиболее типичных ситуаций, регламентированных Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и определяющих специфику сферы повседневного воинского общения, были использованы следующие методы: контент-анализ текста Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; наблюдение за процессом повседневного общения в рамках военного учебного заведения; опросы курсантов и офицеров ряда высших военных учебных заведений. Материалом исследования послужили ситуации повседневного общения, имеющие место между иностранными курсантами, офицерами и служащими вуза, носителями русского языка. В результате исследования были выделены и систематизированы ситуации повседневного общения и установлены ситуации, вызывающие наибольшие трудности у иностранных военнослужащих. Выделенные ситуации могут быть объединены в тематические группы и использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в военных вузах. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей, работающих в военных вузах, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих. Знание специфики сферы общения обучающихся является одной из методических основ преподавания иностранных языков, а ее учет позволяет сделать обучение более мотивированным и эффективным. Ключевые слова: сфера общения, ситуации общения, учебные ситуации, сфера повседневного воинского общения, иностранные военнослужащие, курсанты, Устав Вооруженных Сил Российской Федерации, профессионально ориентированная коммуникативная компетенция, русский язык как иностранный. УДК 378.147 Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Минина Дарья Анатольевна, соискатель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Россия 20.05.20 25.06.20 Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 25.06.20 28.07.20
Стр.1
Д. А. Минина Введение Коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам вообще и русскому языку как иностранному в частности предполагает максимальный учет в учебной деятельности особенностей обучаемых. Основы подхода были заложены в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней и получили в дальнейшем широкое распространение [1–3]. Обычно под особенностями обучаемых понимается возраст, национальность, индивидуально-психологические черты, оказывающие в той или иной степени влияние на учебный процесс. Деятельностный характер обучения также предполагает подготовку обучаемых именно к той деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям. Именно этим объясняется необходимость создания как можно большего количества узконаправленных учебных материалов, предназначенных для определенного профессионального контингента: лингвистов, инженеров, медиков, экономистов, работников сервиса, туризма и т. п. Учет профессиональных интересов обучаемых является одним из факторов, повышающих их мотивацию, и, следовательно, актуальным направлением дальнейших методических и лингвистических исследований, на что указывают как зарубежные исследователи: Н. Ямнич (Украина), Ягуб Джавади, Фахерех Каземирад, так и отечественные [4– 6]. Во избежание противопоставления языка в специальных целях и языка общего владения, которое нередко встречается в работах методистов, например К. Гнуцмана, придерживаясь выбранного коммуникативно-деятельностного подхода, считаем нужным в первую очередь исследовать не язык специальности, а сферы общения обучаемых как более широкое понятие, включающее и профессиональное, и профессионально ориентированное, и бытовое общение конкретной группы обучаемых, а затем языковой материал, необходимый для осуществления деятельности в этих сферах [7]. Говоря об обучении иностранных военнослужащих, получающих специальность в военных вузах Российской Федерации, имеем в виду изучение сфер их русскоязычного общения и характерных для этих сфер коммуникативных ситуаций. В нашей работе вслед за Э. Г. Азимовым и А. Н. Щукиным под сферами общения мы понимаем исторически сложившиеся области коммуникации в виде взаимосвязанного комплекса ситуаций и тем общения, обусловленные потребностями учащихся [8]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Впервые термин сфера общения в отечественной методике преподавания иностранных языков появляется в работе В. Л. Скалкина как «некоторая совокупность однородных коммуникативных ситуаций, характеризующихся однотипностью речевого стимула индивида, отношений между коммуникантами и обстановки общения» [9]. В зависимости от социально-коммуникативной роли, которую играет человек при общении, В. Л. Скалкин выделил сервисную, семейную, социально-культурную, профессионально-трудовую, зрелищно-массовую, административно-правовую сферы, сферу общественной деятельности и сферу игр и увлечений. В «Общеевропейских компетенциях» – документе, который представил общественности новую образовательную концепцию, под сферой общения понимается «широкий спектр общественной жизни, в котором осуществляется социальное взаимодействие» [10]. Авторы «Общеевропейских компетенций» выделяют образовательную, профессиональную, общественную и личную сферы [11]. Образовательная сфера распространя2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» ется на ситуации, связанные с образовательным процессом, с ситуациями обучения, преимущественно в образовательных учреждениях. Профессиональная сфера включает разнообразные аспекты профессиональной деятельности. Под общественной сферой понимается повседневное социальное взаимодействие людей (контакты с органами власти, административными и коммерческими структурами, культурные мероприятия и тому подобное). Личная сфера включает в себя семейную жизнь человека, его личные интересы в свободное время. Очевидно, что не всегда возможно провести четкую границу между указанными сферами, так как они дополняют друг друга, переплетаясь и взаимодействуя, характеризуя живое общение людей. Т. А. Вишнякова, изучавшая русскоязычное общение иностранных студентовнефилологов, описала учебно-профессиональную, социально-бытовую, общественно-политическую, административно-правовую, социально-культурную сферы общения [12]. Ряд уточнений к этой концепции сделали Л. П. Клобукова и И. В. Михалкина. Л. П. Клобукова в целом выделила те же сферы, изменив название учебнопрофессиональная сфера на учебно-научная [13]. И. В. Михалкина сделала классификацию более детальной, разбив сферы на подсферы, однако во всех этих работах не затрагивается специфика общения иностранных военнослужащих (далее – ИВС) [14]. А. О. Звездина, Д. А. Минина и Л. В. Московкин выполнили исследование непосредственно сферы русскоязычного общения иностранных студентов-нефилологов, обучающихся в вузах России. Это исследование положило начало нашей работе, сузив направление до студентов-нефилологов – военнослужащих [15]. Проведя анализ различных классификаций сфер общения, можно сделать вывод, что до сих пор отсутствует единое представление о номенклатуре сфер общения – в работах разных авторов не совпадают не только их количество, но и их названия. И. В. Супрун выделила сферу военного профессионального общения, считая ее тематической разновидностью сферы профессионального общения. По ее мнению, эта сфера включает в себя подсферы трех уровней. Подсферы первого уровня подразделяются на военно-научную профессиональную, военно-учебную, подсферу военного производства, подсферу военно-правового регулирования и контроля, подсферу военной коммерции. В подсфере военно-правового регулирования и контроля выделяется подсфера управления подразделениями, частями и соединениями (подсфера второго уровня), которая, в свою очередь, делится на подсферу управления войсками в ходе выполнения боевых задач и подсферу управления повседневной деятельностью войск (подсферы третьего уровня). Также выделяется сегмент командно-делового общения [16]. Однако такой фрагмент действительности, как повседневное бытовое общение военнослужащих (а не управление), в концепции И. В. Супрун не отражен. В последнее время появился ряд исследований сферы общения ИВС, посвященных различным аспектам, представляющих интерес для формирования образа сферы в целом. В. М. Савченко рассматривает военную субкультуру как составной элемент педагогического процесса, оказывающий влияние на всю систему в целом: организацию, управление, стиль преподавания, которые, безусловно, отличаются от гражданских вузов [17]. С. Ю. Варяница подчеркивает роль учета сфер в профессионально ориентированном коммуникативном обучении, поскольку общение является необходимой составляющей успешного выполнения воинских задач, которые стоят перед курсантами, одновременно с учебными задачами [18]. Л. В. Замащикова ставит вопрос об адаптации к сфере профессионального военного общения с точки зрения речевой подготовки ИВС [19]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.