Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №1 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц135
ID688227
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №1 .— 135 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688227 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№1_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№1_2020.pdf
ART 201001 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 01 (январь) УДК 37.026:372.851 Принцип природосообразности и его применение в методике обучения математике Тестов Владимир Афанасьевич1 Вологодский государственный университет, Вологда, Россия vladafan@inbox.ru Аннотация. В настоящее время в преподавании математики имеется много проблем, связанных со снижением мотивации учащихся, отсутствием у многих из них понимания изучаемого материала. Одной из основных причин такого положения является опора в обучении не на природные особенности восприятия математических знаний детьми разного возраста, а чаще всего на принцип научности обучения и на чисто логическую последовательность изложения материала. В советских методиках обучения из идеологических соображений была ограничена ориентация на природные особенности учащихся. Это привело к тому, что высокий теоретический уровень преподавания математики в школе сочетался с усложнением учебных программ, абсолютизацией теоретического мышления по сравнению с образным мышлением, ущемлением наглядности обучения. Цель статьи – разработка новых подходов в методике обучения математике, основанных на принципе природосообразности – одном из наиболее известных педагогических принципов. Этот принцип рассматривает отношение к человеку при обучении как к части природы, предусматривает опору на его собственные силы и задатки, данные ему от рождения. Для такого предмета, как математика, который изучается с 1-го по 11-й класс, а затем еще и в вузе, принцип природосообразности реализуется прежде всего через поэтапность, многоступенчатость получения учащимися новых математических знаний. Показывается необходимость наличия предварительных этапов, ступеней в изучении основных математических понятий. Поэтапность получения знаний рассматривается на примере формирования важнейшего алгебраического понятия группы и такой порядковой структуры, как скалярная величина. Эти два понятия пронизывают весь курс школьной математики и некоторые вузовские курсы. Рассмотрен также новый подход к изучению принципа и метода математической индукции на основе более ясного для понимания школьниками условия минимальности. Приводятся примеры применения данной формы индукции к решению задач. Ключевые слова: принцип научности, принцип поэтапности обучения, группа, скалярная величина, математическая индукция, условие минимальности. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 10.12.19 24.12.19 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Тестов Владимир Афанасьевич, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры математики ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», Вологда, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 24.12.19 31.01.20
Стр.1
В. А. Тестов Введение В настоящее время в математическом образовании обостряется проблема мотивации учащихся, одним из узких мест в обучении математике также становятся трудности, заключающиеся в том, что школьниками не достигается понимание основных понятий и методов математики. Такое положение во многом объясняется тем, что в изложении учебного материала опора делается не на природные особенности детей, а на чисто логическую последовательность изложения предмета. Считается, что учащийся, после того как он приложит определенные усилия, сможет постигнуть логику научного изложения. Однако практика показывает, что такой подход приводит к тому, что достаточно большое количество учащихся так и не понимают логику математики, а лишь запоминают какие-то факты. Это вызвано разными причинами, в том числе и тем, что в преподавании математики традиционно на первое место чаще всего ставят принцип научности, строгую логическую последовательность изучаемого материала, а о принципе природосообразности обучения либо вообще забывают, либо его отодвигают на второй план. Особенно такой перекос был заметен в 70– 80-е годы при проведении реформы школы, главной целью которой провозглашалось повышение идейно-теоретического уровня преподавания математики в средней школе. Эти преобразования происходили при отсутствии опоры на психологические и возрастные закономерности формирования математических знаний. Между тем такая опора сделала бы обучение математике более доступным для учащихся. Исследуя положение в советском математическом образовании, польский математик Антони Пардала отмечал в 90-е годы, что необходимо произвести переоценку и корректировку устоявшихся взглядов на систему математического образования в направлении развития образного мышления учащихся. В последние десятилетия школа уделяла мало внимания возможностям правого полушария, отвечающего за распознавание образов, по сравнению с тем, что уделялось левому полушарию, отвечающему за речь, логическое мышление и манипулирование формализованными объектами. Надо также учитывать, что с правым полушарием связаны не только непосредственное восприятие и ориентация в пространстве, но и процесс творчества [1]. Как недостаток сыграло свою роль и увлечение в определенный период некоторыми модными психологическими теориями, связанными с абсолютизацией теоретического мышления в процессе обучения. Как отметили наши крупные психологи А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов и A. M. Матюшкин, «отрицание возрастных особенностей привело к чрезмерному усложнению учебных программ, к абсолютизации теоретического мышления по сравнению с мышлением, включенным в реальную практическую (и трудовую) деятельность» [2]. Следует отметить, что наблюдавшееся в ходе реформы чрезмерное увлечение внедрением в начальное обучение теоретических знаний, дедуктивным методом изложения, переоценкой умственных возможностей младших школьников нельзя связывать только с теорией В. В. Давыдова. Еще раньше эти идеи выдвигал английский математик-педагог Гаттеньо. Так, в статье 1956 года он писал: «Весь секрет в том, чтобы отправляться от общего для достижения частного, тогда как наши предшественники считали, что математическая поступь – это обобщение. В действительности все обстоит несколько иначе: многозначное предшествует однозначному...» – и в другом месте: «Все мои эксперименты убеждали меня в истинности следующего открытия: наши учащиеся значительно ранее, чем мы думаем, могут изучать вопросы, которые мы начинаем в университете и часто еще позже» (цит. по [3]). 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Обзор отечественной и зарубежной литературы Идея природосообразности обучения после некоторого периода забвения была возрождена и научно обоснована Я. А. Коменским. Этим великим педагогом со всей полнотой были раскрыты сущность и значение принципа природосообразности для обучения и воспитания. Он отмечал, что «искусство воспитания сильно не чем иным, как подражанием природе». У Я. А. Коменского было много последователей. Среди них наиболее значимую роль сыграли Дж. Локк, И. Песталоцци, Ф. Дистервег, а также основоположник российской научной педагогики К. Д. Ушинский. Наряду с Яном Амосом Коменским этих ученых с полным основанием можно назвать классиками природосообразной педагогики. Принцип природосообразности ориентирует педагога искать опору для построения теории и практики обучения в самом ребенке, в его природных индивидуальных особенностях. В соответствии с этим принципом главным показателем эффективности обучения является свободное развитие ученика в гармонии с окружающей средой, умеющего осуществлять свою учебную деятельность, опираясь на «собственные корни». Несмотря на давнюю и богатую историю принципа природосообразности, применение его в российских методиках обучения было и остается ограниченным. Дело в том, что методологической основой советской педагогики было совсем другое положение о врожденном равенстве людей, их равных возможностях в обучении и воспитании. Один из идеологов революции, Л. Д. Троцкий, писал: «Человек хочет – и будет командовать природой во всем ее объеме, с тетеревами и осетрами, через машину. Он укажет, где быть горам, а где расступиться. Изменит направление рек и создаст правила для океанов…» И далее: «Выпустить новое, “улучшенное издание” человека – это и есть дальнейшая задача коммунизма» [цит. по 4]. В соответствии с этими идеями в это время, особенно в период до середины 50-х годов, строились «великие» планы преобразования природы и делались попытки их осуществить, в том числе и преобразования человека. Как отмечает А. Кулик, некоторые советские ученые высказывали абсурдные с современной точки зрения мысли. Так, селекционер Т. Д. Лысенко говорил: «В Советском Союзе люди не рождаются. Рождаются организмы. А люди у нас делаются – трактористы, мотористы, академики, учёные и так далее». Известный психолог Л. С. Выготский писал: «Новое общество создаст нового человека. Когда говорят о переплавке человека как о несомненной черте нового человечества и об искусственном создании нового биологического типа, то это будет единственный и первый вид в биологии, который создаст сам себя». В 1920-е годы государством была оказана финансовая поддержка проведению ученым-биологом И. И. Ивановым эксперимента путем межвидового скрещивания человека с приматами по выведению новой (гибридной) породы человека, предназначенной для тяжелой физической работы в экстремальных условиях [4]. В такой обстановке педагогический принцип природосообразности был объявлен идеалистическим и заменен на гораздо более узкий принцип учета возрастных особенностей школьников. А. М. Кушнир отмечает: «”Партийность” педагогики в сочетании с изгнанием из научного обихода классического принципа педагогики – принципа природосообразности – ввергла науку в глубочайшую депрессию. Обратите внимание, как медленно и неуверенно возвращается принцип природосообразности в научно-педагогический тезаурус. В “Педагогической энциклопедии” (изд. 1996 года) написано следующее: “После того, как К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно доказали изменяемость человеческой природы в результате воспитания и воздействия окружающей среды, которая в свою очередь изменяется в результате человече3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.