Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 519728)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы научной речи (90,00 руб.)

0   0
АвторыПляскова Елена Аркадьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц33
ID684873
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано иностранным студентам 1-го курса филологических факультетов государственных университетов.
Основы научной речи [Электронный ресурс] / Е.А. Пляскова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 33 с. — 33 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684873

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_научной_речи.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Основы_научной_речи.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.А. Пляскова ОСНОВЫ НАУЧНОЙ РЕЧИ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2017 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Научный стиль в системе стилей русского языка ......................................... 4 Лексические особенности научного стиля ..................................................... 5 Принципы сокращения слов ............................................................................ 6 Морфологические особенности научного стиля ........................................... 8 Составляем план текста .................................................................................... 10 Причастия и причастные обороты в научном стиле ..................................... 13 Синтаксические особенности научного стиля ............................................... 17 Обобщённо-личные предложения ........................................................... 17 Пассивные конструкции в научном стиле .............................................. 18 Безличные предложения ........................................................................... 25 Конструкции, употребляющиеся в лингвистических текстах ...................... 25 Конструкции для передачи определения различных терминов ........... 25 Конструкции для классификации языковых явлений ........................... 27 Конструкции соотношения «часть – целое» .......................................... 29 Повторение ........................................................................................................ 30 3
Стр.3
Задание 2. Проанализируйте лексические особенности текста е) из предыдущего задания. Задание 3. а) Прочитайте данный текст. Соответствует ли он научному стилю? Ты знаешь, что научный стиль используется прежде всего в трудах учёных для описания результатов исследования? Представляешь, основная цель научного стиля – сообщение о разнообразных явлениях окружающего мира. Я думаю, что научные работы представляют собой описание какихлибо фактов, в них устанавливаются закономерные связи между фактами и явлениями, доказываются определённые предположения (гипотезы). Так как целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания, то он обладает следующими удивительными свойствами: точность, логичность, доказательность, отвлечённость, объективность. Точность – это, как бы сказать, однозначность понимания текста. Поэтому слова в научном стиле обычно используются в прямом значении. Ну а логичность проявляется в том, что части научного текста, наверное, связаны между собой по смыслу. Такими связями являются, например, причина и следствие, описание фактов и выводы, сравнение предметов и явлений и т. д. Доказательность означает, если угодно, что все выдвигаемые гипотезы необходимо доказывать. Мне кажется, это скучно. Отвлечённость (абстрактность), то есть в тексте говорится не об одном конкретном предмете или явлении, а о группе каких-либо предметов, приводятся обобщённые данные. Объективность – это просто-напросто отсутствие личностного начала. Автор старается объективно описать факты и сделать соответствующие выводы, а не выражать своё личное отношение к изучаемому вопросу. б) Запишите текст в научном стиле, удалив не соответствующие этому стилю элементы. ПРИНЦИПЫ СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ В научном тексте часто используются общепринятые сокращения: город Воронеж – г. Воронеж, 2010 год – 2010 г., ХХ век – ХХ в. и другие. Устойчивые сочетания сокращаются следующим образом: то есть –т.е., так как – т.к., и так далее – и т.д., и тому подобное – и т.п., и другие – и др., может быть – м.б., смотрите – см., сравните – ср. При сокращении порядковых числительных пишется соответствующая цифра и окончание: двадцать четвёртый – 24-й, в пятой части – в 5-ой части и т.д. 6
Стр.6
Составные термины обычно сокращаются по первым буквам: лексико-семантическая группа – ЛСГ, фразеологическая единица – ФЕ и т.д. При первом использовании сокращения в тексте в скобках обычно даётся его расшифровка. При записи лекций часто используют сокращения слов. Для этого можно: 1) оставить только начальные буквы (русский язык – рус. яз.); 2) пропустить несколько букв в середине слова и вместо них поставить дефис (языкознание – яз-ие). Внимание: первая часть сокращенного слова должна оканчиваться на согласную букву. Задание 4. Восстановите сокращения, написав рядом их полные эквиваленты. гл. зв. ________________________ согл. зв. ______________________ рус. яз. _______________________ англ. яз. ______________________ яз-ие _________________________ т.е. __________________________ т.к. __________________________ м.б. _________________________ напр._________________________ к-ый _________________________ к-ые _________________________ наст. вр. ______________________ кол-во ________________________ Задание 5. Спишите фрагмент лекции, сокращая слова. Прочитайте текст по тетради. Лексика русского языка (как и любого другого) – это не просто множество слов, а система взаимосвязанных единиц. Ни одно слово в языке не существует отдельно. В лексике различают два типа связей: парадигматические и синтагматические. Парадигматические отношения в лексике – это отношения слов, основанные на сходстве или противоположности их значения, независимо от употребления в речи. Выделяют различные парадигматические группировки. По категориальному грамматическому значению слова объединяются в грамматические классы (части речи): имя существительное, глагол, прилагательное и т.д. По лексико-семантическим признакам слова объединяются в лексикосемантические группы. Это группы слов одной части речи, объединённых одним общим словом, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы и которое может заменять остальные слова в некоторых контекстах. Например, слова стул, шкаф, кровать, диван, кресло и т.п. составляют лексико-семантическую группу «Мебель». Более крупным объединением слов являются тематические группы. Это совокупность слов разных частей речи, устойчивых сочетаний, относящихся к одной сфере деятельности, например, тематические группы «Обра7
Стр.7
зование», «Спорт», «Искусство». Тематические группы могут включать в себя разные лексико-семантические группы. Синтагматические отношения в лексике проявляются в правилах сочетаемости слов, т.е. это связь слов в речи, допускаемая нормами языка. Особенности сочетаемости отдельных слов зависят от контекста, поэтому синтагматические отношения быстрее изменяются, чем парадигматические. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Морфологические особенности 1. Именной характер изложения, т.е. преобладание имен существительных и прилагательных над глаголами. 2. Использование единственного числа существительных в обобщённом значении (Слово – минимальная единица речи). 3. Широкое использование причастий (рассматриваемый, исследуемый и др.). 4. Бессубъектность повествования: • отсутствие форм 1-го и 2-го лица единственного числа глаголов и личных местоимений (использование авторского мы): В статье мы рассмотрели функционирование имен собственных в прозе И. Бунина; Мы можем сделать вывод; Мы пришли к заключению; • распространение неличных форм глаголов (инфинитивов, кратких страдательных причастий, деепричастий): Среди данных форм следует отметить следующие…; В результате проведённого нами анализа можно выявить следующую закономерность; Нами было выявлено следующее…; • использование возвратно-безличных форм (думается, представляется и др.): Нам представляется необходимым провести анализ… . 5. Отвлечённое значение временных форм: • использование форм настоящего времени глаголов во вневременном значении, т.е. они имеют характеризующее значение (Языкознание включает несколько разделов); • будущее время обозначает предположение (Если мы изменим порядок слов в данном предложении, смысл его не изменится). 6. Конструкции с существительными в форме родительного падежа, выстроенными в цепочку (Невозможность определения точного количества слов в языке обуславливается объективными причинами). 7. Использование глагольно-именных словосочетаний (оказывать влияние, производить анализ, найти выражение). 8
Стр.8
Задание 6. Посчитайте количество глаголов и существительных в текстах собственно научного и разговорного стилей из задания 1. Сделайте вывод. Задание 7. Прочитайте текст. Проанализируйте лексические и морфологические особенности данного текста. Имена людей – история народа. В любой культуре имя человека выступает как социально-культурный знак. Имена выполняют важную юридическую функцию, способствуя идентификации личности в обществе. Система личных имён любого языка, уходящая корнями в глубокую историю, несёт на себе отпечаток национального самосознания народа и создаёт особую национальную картину мира. Личные имена обладают яркой национально-культурной спецификой и являются чрезвычайно важным источником не только лингвистических, но и историко-культурных знаний. Особый интерес представляют так называемые ключевые имена, под которыми мы понимаем уникальные для национальной культуры имена, играющие ведущую роль в формировании национального и, следовательно, национально-языкового сознания. Это имена выдающихся людей (известных писателей, поэтов, философов, политических деятелей), героев литературных произведений. Нам представляется необходимым провести анализ некоторых русский ключевых имён. Возьмём, к примеру, имя Иван. Иван – имя древнееврейского происхождения (Иоханан), однако оно воспринимается как самое типичное русское, с ним в большинстве случаев связывают русский характер. От имени Иван в русском языке можно образовать большое количество производных форм (имен и фамилий), например: Ваня, Ванька, Ванюша, Ванюшка, Ванечка; Иванов, Иванкин, Иванаев, Иваников, Иванищев, Иванушкин, Иванчиков, Ивановский, Иваницкий и др. Нами были выявлены некоторые нарицательные существительные, образованные от имени Иван, среди которых следует отметить такие, как иван-чай (крупное травянистое растение), иван-трава, иван-да-марья (однолетние полевые цветы) и др. Следует также сказать, что Иван – герой многих русских сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и др. Имя Иван, в отличие от других имён, имеет коннотации «простота», «бесхитростность» и некоторые другие. Иванушка-дурачок в сказках постоянно совершает нелогичные поступки, например, отдаёт последний кусок хлеба зайчихе в лесу, не думая о том, что самому нечего есть, но именно он в конце сказки получает и царевну в жены, и полцарства в придачу. 9
Стр.9
В результате проведённого небольшого анализа можно отметить, что ключевые имена играют важную роль в ознакомлении иностранных студентов с русской культурой. Задание 8. Измените данные предложения, чтобы они соответствовали нормам научного стиля. 1. Я хочу привести следующие факты. 2. Слова – это минимальные единицы речи. 3. В будущем я попытаюсь доказать свою теорию. 4. В результате проведенного анализа я выявил следующую закономерность. 5. Считаю необходимым познакомить вас с результатами моего исследования. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН ТЕКСТА стиля. Задание 9. а) Прочитайте текст. Докажите, что текст научного Вся жизнь человека связана с языком. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он создаётся обществом и служит обществу. Язык тесно связан с культурой, так как в нём отражается не только реальный мир, окружающий человека, но и общественное самосознание народа, его образ жизни, система ценностей, видение мира. Язык хранит культурные ценности в лексике, грамматике, фразеологии, пословицах, поговорках. Язык формирует личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи народа. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Выступая орудием общения, язык выполняет коммуникативную функцию. Язык также служит для формирования мысли, индивидуального и общественного сознания. В этом проявляется его когнитивная функция. Язык сохраняет и передаёт следующим поколениям достижения и опыт человеческого общества. Функцию языка отражать и сохранять знания называют аккумулятивной (от латинского accumulatio «накопление»). Кроме этих функций, учёные выделяют эмоциональную функцию (которая наиболее полно проявляется в художественной литературе), номинативную (способность слова называть предметы), функцию обобщения и эстетическую функцию (предназначенность языка и его знаков для выражения образного, поэтического восприятия действительности). В мире существует более 5 тысяч языков. Языки, близкие по ряду признаков, объединяются в языковые семьи. Группы языков внутри семьи называются ветвями. Языки одной ветви ближе друг к другу, чем языки двух ветвей. Русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Русский язык входит в группу славян10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически