Российская академия наук
Институт философии
УДК 37.01
ББК 74.00
Д 793
Рекомендовано к изданию
Ученым советом Института философии РАН 12.11.2003 г.
Рецензенты:
доктор философских наук Н.К. Поздняков; доктор социологических
наук В.П. Потапов; доктор философских наук В.М. Розин
Научный редактор – доктор философских наук,
профессор Б.Н. Бессонов
Дубицкий В.В.
В.В. Дубицкий
Философско-социологические основания
теории воспитания
Д 793
Философско-социологические основания теории воспитания.
М.: Изд-во филос. и психол. лит-ры, 2003. – 212 с.
ISBN 5-201-02062-3
Книга представляет собой исследование современного феномена
воспитания. Философско-социологический подход как условие
реальной оценки личности, прогнозирования и управления ее
формированием в демократическом обществе дает возможность автору
анализировать процессы в сфере воспитательной деятельности.
Книга включает критическое рассмотрение ряда важнейших
теорий воспитания К. Манхейма, К. Ясперса, К. Поппера, Н. Лумана,
Т. Попкевица, дана оценка отечественной практики воспитания
во взаимодействии государства и гражданской общности
людей. Соответственно в поле зрения автора оказываются многочисленные
аспекты воспитания, связанные с новой социальноэкономической
реальностью российского общества. Конкретные
социологические данные позволяют автору интерпретировать образ
жизни современной студенческой молодежи, качественные
особенности воспитательной работы в системе университетского
образования.
Издание адресовано социальным философам, социологам, специалистам
научно-педагогического профиля.
УДК 37.01
ББК 74.00
Москва
2003
1
ISBN 5-201-02062-3
2
© Институт философии РАН, 2003
© Дубицкий В.В., 2003
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Социально-философские и социологические подходы
к анализу воспитательной деятельности .........................................8
1.2. Воспитание в условиях демократического развития
общества ...........................................................................................39
1.3. Развитие воспитательного процесса во взаимодействии
государства и гражданского общества ..........................................66
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Социальное воспитание и его основные факторы.............83
2.2. Основные направления формирования единства
поколений ..........................................................................................98
2.3. Система нормативной регуляции поведения
и приспособительные особенности личности..............................117
ГЛАВА 3. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖЬЮ
3.1. Положение молодежи в современном обществе ............136
3.2. Университетское образование и специфика
воспитательной работы .................................................................161
3.3. Роль социологического знания в воспитании
студентов ........................................................................................190
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................... 208
ВВЕДЕНИЕ
Развитие воспитания относится к универсальным проблемам
человеческой истории. Каждому историческому периоду соответствует
своя система ценностного программирования поведения
людей и уровней знания личности. Сегодня перспективы
российского общества определяются многосторонней зависимостью
от постановки воспитания, степени реализации принципов
общения на основе саморазвития и взаимопонимания.
Социальные философы, социологи, организаторы образовательно-воспитательной
деятельности объединяют свои поиски в
понимании того, что улучшение социальной системы – во многом
изменение поведенческих установок личности, выработка необходимых
правовых, этических, экономических – вплоть до технологических
стандартов форм и средств межчеловеческих отношений.
Хотя
совершенствование воспитательной деятельности является
существенным вкладом в преобразование общества и укрепление
основ его жизнедеятельности, периоды социально-политической
реконструкции последних двух десятилетий в нашей
стране были отмечены явным невниманием к проблемам воспитания.
О его целостном характере вспоминают спорадически, когда
понимание воспитательной работы либо предельно либерализуется
(воспитывать некого и незачем, поскольку речь идет о
«свободной и независимой» личности), либо вновь принимает характер
тотальной завершенности (вновь предлагается определить
цели воспитания в качестве первостепенной важности). Можно
выделить значительные трудности в анализе проблем современного
воспитания.
Во-первых, необходимо пересмотреть подходы к анализу
этого феномена. Превращенная в эвфемизм формула «образование
включает обучение и воспитание» не соответствует многогранному
характеру воспитательной работы. Сегодня процессы
образования и воспитания взаиморастворены, и о них следует го3
4
Стр.2
ворить как о «равных величинах». Это – единый процесс формирования
личности, тем не менее, и две суверенные системы, когда
«раздвоение» является результатом постоянного воспроизводства
общественных отношений. По этой причине следует выделить
воспитательную деятельность в самостоятельную предметную область,
иначе мы будем вынуждены анализировать ее по «остаточному
принципу»: развивается институт образования, совершенствуется
его информационно-технологическая обеспеченность и
вузовские управленческие структуры, затем – в завершение –
вспоминают о необходимости воспитания.
Во-вторых, современное переустройство общества видоизменяет
систему воспитания и, в первую очередь, применительно к
условиям открытого общества, когда снижаются традиционные
формы контроля и регуляции человеческого поведения. Вместе с
тем высокая степень демократизации государственной власти не
означает отказа от проведения воспитательной политики. Безусловно,
прав К. Ясперс, говоря о том, что государство «является
формой длительного воспитания всех…»1. Сегодня его структуры,
оставаясь крайне влиятельными, развиваются в процессе становления
гражданского общества. Взаимодействие между ними
как субстанционными основами общественной жизни обусловливает
согласование общих принципов образовательной и воспитательной
деятельности с целью освоения гражданами новых поведенческих
стандартов и нормального функционирования социальной
системы.
В этом отношении проблемой теоретико-методологического
характера является уяснение содержательного смысла новых понятий
теории воспитания, которые оформляются в условиях трансформации
воспитательной работы. Ее преодоление возможно на
основе обращения к важнейшим социально-философским и философско-социологическим
теориям воспитания XX столетия
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 355.
5
(К. Манхейма, К. Ясперса, К. Поппера, Т. Попкевица)1. Их отличительной
чертой является рассмотрение воспитательной системы
в условиях демократического общества, с критических позиций
по отношению к тоталитарным тенденциям формирования
личности.
Значительный опыт анализа воспитательных возможностей
общества содержит отечественная социальная наука. Но сегодня
ее достижения представляются как бы разъятыми: первоначальный
этап исследований относится к воспитанию социалистической
сознательности (хотя появлялись оригинальные работы по
вопросам личностного развития человека, в значительной мере
анализ воспитательной деятельности проводился в границах марксистского
понимания сущностных смыслов человека и общества).
Последующее понимание воспитания происходит в условиях
становления демократии и гражданского общества, но, к сожалению,
не содержит целостной картины воспитательных задач и
возможностей современного социума.
Проблема разностороннего управления воспитательной деятельностью,
которая не исключает взаимодействие человека и
институциональной среды, но одновременно развивается в направлении
самовоспитания его свободного образа мыслей и действий,
еще ждет своих исследователей. Автор считает своей основной
задачей – установление перспективных путей анализа
воспитательной сферы в преломлении через практику университетской
системы, определение теоретических оснований новейших
явлений в развитии воспитания, корректировке сложившихся
в науке оценок эффективности ее осуществления.
В соответствии с вышесказанным выстроена структура работы.
Первоначальный интерес направлен на комплексный, соци1
Последней по времени работой, посвященной рассмотрению западных концепций
воспитания, является исследование К.А. Шварцман «Философия и воспитание.
Критический анализ немарксистских концепций». М., 1989. Но в ней
отсутствует анализ работ вышеперечисленных авторов, особенно концепции образовательно-воспитательной
деятельности К. Манхейма, к которой автор привлекает
особое расширенное внимание.
6
Стр.3
ально-философский и социологический подход к анализу воспитания
с учетом происходящих в российском обществе демократических
изменений (гл. 1. Теоретико-методологические аспекты
социологического анализа воспитания). Дальнейший анализ связан
с рассмотрением современного феномена воспитания в аспекте
влияния на него процессов современной социально-экономической
реальности (гл. 2. Современные тенденции развития воспитания
личности). Наконец, в завершении работы рассматриваются
аспекты поведения студенческой молодежи и ее установочные
позиции по отношению к воспитательной работе (гл. 3. Качественные
особенности воспитательной работы со студенческой
молодежью).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Социально-философские и социологические подходы
к анализу воспитательной деятельности
В одном из первых советских изданий – в области социологии
как специальной науки – понятие «воспитание» определяется
как функция общества, обеспечивающая его развитие посредством
передачи социально-исторического опыта предшествующих
поколений (в соответствии с целями и интересами классов и социальных
групп). Речь идет о процессе сознательного, целенаправленного
и систематического формирования личности, которое
осуществляется под воздействием важнейших социальных
институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений
культуры, общественных организаций, средств массовой
информации и др.). Таким образом, воспитание является основным
звеном социализации и органически взаимосвязано с обучением,
будучи составной частью системы образования. В качестве
функции общества, присущей любой социальной системе, воспитание
предстает конкретно-историческим феноменом, обусловленным
социальными отношениями, свойственными конкретной
общественно-экономический формации. Теоретическую основу
системы воспитания составляют философские, религиозные, социально-политические,
психологические и педагогические учения,
отвечающие интересам господствующих в обществе сил1.
1 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 32. Основная цель – подготовка
к выполнению социальных функций и ролей, а также к жизнедеятельности
в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической,
культурной, семейно-бытовой и др.). В границах данного
подхода рассматриваются основные виды воспитания и направления воспитательной
работы. Например, нравственное воспитание является составной частью
общественного воспитания, наряду с идейно-политическим, трудовым, бытовым,
эстетическим и др., означая комплексный подход к воспитательной деятельности.
См.: Словарь по этике. М., 1983. С. 45–46.
7
8
Стр.4