Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УЧРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования Новосибирской
области
Новосибирский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Председатель редакционного совета
ф К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, проессор,
ректор НИПКиПРО
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей псиМ
хологии и истории психологии НГПУ
ания МПГУ, г. Москва
А. Дмитриев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ
Л. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
в педагогики и психологии профессионального образо.
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
А. США
A. Н. Иоффе, д-р пед наук, проф каф педагогических технологий
непрерывного образования МГПУ
Канг Ин Ук, доктор педагогических наук, профессор, декан
университета Кёнхи, Южная Корея
А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
Р каф. философской антропологии и истории философии
ског. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор КузбасА.
А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
Ю г. Москва
о регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Л. В. Т. Матасов, д-р псих. наук, проф.
психологии НГТУ
и. Меньшикова, д-р психол наук, проф. каф. педагогики
C. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора НоН
восибирской области
. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
М языкознания бГу, г. Минск, Белоруссия
. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
Ю института им. Гёте, г. Мюнхен
А. М. Сидоркин, д-р филос., канд. пед. наук, декан Колледжа
образования, Сакраменто, США
. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
з педагогики высшей школы информационных обраовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.12.19. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 10,69. Заказ № 66. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019
. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра исследований
инновационной деятельности в профессиШ
ональном образовании КРИРПО, г. Кемерово
А.B. З. Кантор, д-р пед наук, проф.
шГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
О. Г колы, г. Санкт-Петербург
Главный редактор
сВ. Я. Синенко, академик РАО, доктор педагогичеких
наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
А. В. Молокова, доктор педагогических наук,
ра профессор, проректор по научно-методической
боте НИПКиПРО
Литературный редактор:
Т. В. Захарова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
кадровой политики Министерства образования
И Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. М. Вартапетова, канд пед наук, доцен, зав. каф. специМ
ального инклюзивного образования НИПКиПРО
Н ятельности муниципальных методических служб
И. В. Габер, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здоровья
и ОБЖ НИПКиПРО
ИПКиПРО
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и
Н психологии НИПКиПРО
. Г. Волчек, канд. пед. наук, начальник отдела подготовдеки
кадров и научно-методического сопровождения
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
А. Ю. Горбунова, канд пед наук, доцент каф. специального
инклюзивного образования НИПКиПРО
. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. каф. технологии
Н обучения, педагогики и психологии НГАУ
A. В. Запорожченко, канд. истор. наук, доцент, зав. каф.
Н истории, обществознания и экономики НИПКиПРО
. Н. Малахова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики
и психологии НИПКиПРО
Т. А. Поцукова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. управления
образовательными учреждениями НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начальоного
образования НИПКиПРО, почетный работник
В. Б. Рубанович, д-р мед наук, проф. каф. физ. культуры и
О спорта НИПКиПРО
бщего образования РФ
. Г. Чечулина, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. дошкольОтветственого
образования НИПКиПРО
нный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, НИПКиПРО
B. А. Семиреков, канд. пед. наук, доцент каф физ. культуры
и спорта НИПКиПРО
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
уИнформированность и образованность
чащихся в современных условиях
Существуют различные подходы и трактовки к
использованию понятия «информированность».
Иногда его считают синонимами таких понятий, как
знание, компетентность. Нередко его рассматривают
как общую осведомленность о том или ином объекте,
как наличие общей информации. В некоторых
случаях информированность считают поверхностными
(неглубокими) знаниями, не позволяющими
обладать практическими навыками. Как раз для учащихся
под их информированностью наиболее целесообразно
следует понимать поверхностные знания.
Образованность представляет собой комплекс знаний, сформированных у человека и обеспечивающих
решение проблемы на компетентностном уровне. Для учащихся это наличие у них глубоких
знаний и навыков, удовлетворяющих требованиям Образовательных стандартов.
Наблюдения, беседы, анкетирования, контрольные замеры на большом количестве школьников
показали, что за последние 25-30 лет информированность учащихся значительно возросла, но одновременно
у этих же учащихся уровень образованности заметно понизился.
Другими словами, поверхностная информация об окружающем мире, которой соответствуют
больших объемов поверхностные знания, вытесняет глубину знаний и даже их истинность. Информированность
дается значительно проще, чем образованность, и вводит человека в заблуждение
о его компетентности. Основной причиной такого расхождения информированности и образованности
является чрезмерное увлечение детей (да нередко и учителей) интернетом и другими многоканальными
телекоммуникационными средствами. При этом, как правило, дети получают много информации
случайно, не ставя цель ее получить. И, безусловно, при практически полном отсутствии
глубинных, сущностных сторон этой информации. В этом и заключается легкость, простота приобретения
информированности. Образованность же наоборот требует приложения больших интеллектуальных
усилий для овладения глубинными основами объектов познания, серьезной мотивации,
затрат большого времени, проявления настойчивости и терпения. В этом заключается сложность
овладения образованностью.
Возможно ли решить возникшую проблему противостояния информированности и образованности?
Безусловно возможно, если направить хаотически, бессистемно получаемую информацию в
русло обогащения образованности. Тогда сам учебно-воспитательный процесс должен строиться на
основе гносеологического подхода, т. е. на основе исследовательской познавательной деятельности
школьников.
Такие технологии разработаны и внедрены в отдельных школах региона России и даже кое-где за
рубежом. Особенно интересен подход отражения в учебной деятельности детей обобщенной исследовательской
деятельности ученых. Если такие подходы реализуются сразу по нескольким учебным
дисциплинам, то информированностью для целей познания охватывается очень широкое пространство
и довольно полно интегрируется с образованностью. Однако в этом случае требуется глубокая,
основательная подготовка учителей и наличие полного комплекса материально-технической базы.
Интерес к учению при такой организации учебно-воспитательного процесса резко возрастает,
что содействует устойчивой положительной мотивации к росту образования.
Стр.4