СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Учебно-методическое пособие
Улан-Удэ • 2019
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Рекомендовано УМС БГУ
в качестве учебно-методического пособия
для обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2019
Стр.2
УДК 37.016 (075.8) Утверждено к печати
ББК 74.480.26я73
С 572
редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Рецензенты
М. В. Раднаева, кандидат педагогических наук,
начальник учебно-методического управления БГСХА
М. Ц. Гончикова, кандидат исторических наук,
доцент кафедры филологического
и художественно-эстетического образования БГУ
Текст печатается в авторской редакции
С 441 Содержание и формы педагогической работы в детском
оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие /
сост. Г. Д. Очиров. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета,
2019. — 92 с. ISBN 978-5-9793-1353-5
Учебно-методическое пособие составлено с учетом Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(квалификация «бакалавр», профиль «начальное образование»)
для студентов. Содержит тематический план дисциплины,
краткое изложение лекционного курса, вопросы к практической и
самостоятельной работе студентов.
УДК 37.016 (075.8)
ББК 74.480.26я73
ISBN 978-5-9793-1353-5
© Г. Д. Очиров, сост., 2019
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2019
Стр.3
Введение
Летний отдых — это прежде всего изменение в деятельности ребенка,
это активная пора в социализации и образовании его личности
(образовании как формировании собственного личностного образа).
Именно поэтому важно создать адекватные педагогические
условия формирования личности в летний период, разнообразные
формы организации деятельности и общения.
Летний период должен быть ориентирован на восстановление
здоровья детей, восполнение сил, укрепление физического и психического
состояния, развитие творческого потенциала, совершенствование
личностных возможностей, приобщение к социокультурным
и образовательным ценностям. А наиболее доступной и эффективной
массовой формой укрепления здоровья детей являются
оздоровительные лагеря.
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие для дисциплины «Содержание и формы педагогической
работы в летних лагерях» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование заочной формы обучения
и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования.
Дисциплина «Содержание и формы педагогической работы в
летних лагерях» относится к вариативной части профессионального
цикла.
Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурной
и профессиональной компетенций:
ОК-5: способностью работать в команде, толерантно воспринимать
социальные, культурные и личностные различия;
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного
процесса;
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся,
поддерживать активность и инициативность, самостоятельность
обучающихся, развивать их творческие способности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: нормативно-правовые основы работы педагога и воспитателя,
включая вопросы охраны жизни и здоровья детей; педагогику
временного детского коллектива; возрастные характеристики
3
Стр.4
детей различных категорий и психолого-педагогические доминанты
их развития; основные формы, методы и приемы организации отдыха
и оздоровления детей по различным направлениям воспитания;
логику развития смены, методику организации тематических
дней и тематических смен; педагогические возможности игры; особенности
организации самоуправления в организации отдыха и
оздоровления детей.
Уметь: конструктивные (осуществление целесообразного отбора
содержания и методов работы с детьми разного возраста и различных
категорий, разработка творческих воспитательных дел, коллективных
творческих дел (КТД), игр и т. д.); организаторские (организация
жизнедеятельности в отряде, работы группы, собственной
педагогической деятельности); коммуникативные (наличие способов
конструктивного взаимодействия в группах детей разного возраста);
Владеть:
диагностическими навыками (диагностика индивидуальных
особенностей личности, уровня развития коллектива и т. д.);
проективными навыками (планирование коллективной и индивидуальной
работы с детьми в отряде и группе, определение конкретных
целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
технологиями организации отдыха и оздоровления детей
различных категорий; технологией педагогического общения с
детьми различного возраста и различных категорий.
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………………… 3
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ
ЛАГЕРЕ
Тема 1.1. Педагогические условия, формы организации
в период летнего отдыха ………………………………………. 5
Тема 1.2. Планирование, содержание и модели работы
в организационный период лагерной жизни ……………….. 17
РАЗДЕЛ 2 ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Тема 2.1. Организация оздоровительной работы в детском
оздоровительном лагере………………………………………. 41
Тема 2.2.Организационные и содержательные основы обеспечения
деятельности детского оздоровительного лагеря …. 61
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ИНСТРУКТИВНОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ИНСТИТУТЕ
Тема 3.1. Цель, задачи, основное содержание и организация
инструктивной практики……………………………………… 69
Тема 3.2. Методические рекомендации студентам по освоению
курса………………………………………………………. 76
СЛОВАРЬ………………………………………………………. 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………. 90
91
Стр.92