УДК 378(075.8)
ББК 74.58я73
Г83
Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии КемГИК
15.02.2018 г., протокол № 6.
социально-гуманитарного факультета КемГИК 19.02.2018 г., протокол № 5.
Рецензенты:
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Заруба Н. А., зав. кафедрой государственного и муниципального управления
КузГТУ, кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор;
Ртищева О. В., декан социально-гуманитарного факультета КемГИК,
кандидат философских наук, доцент
Григоренко, Н. Н., Борздун, В. Н.
Г83
Курсовая работа по педагогике в профессиональном образовании
в сфере культуры и искусства [Текст]: учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.02
«Народная художественная культура», 51.03.05 «Режиссура театрализованных
представлений и праздников», 52.03.01 «Хореографическое
искусство», 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», 53.03.01
«Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное
искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство
народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание
и музыкально-прикладное искусство», 54.03.02 «Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы»; специальности
52.05.01 «Актерское искусство» / авт.-сост.: Н. Н. Григоренко,
В. Н. Борздун; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2018. – 57 с.
ISBN 978-5-8154-0427-4
Учебно-методическое пособие посвящено вопросам написания, оформления и публичной
защиты курсовой работы по педагогике и обеспечивает организацию и осуществление
учебной и научно-исследовательской работы студентов под научным руководством
преподавателей кафедры педагогики и психологии Кемеровского государственного института
культуры.
В пособии представлены методологические характеристики исследования по педагогике
в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства, рассмотрены основные
понятия, касающиеся организации и проведения научно-исследовательской работы
студентов в рамках курсовой работы.
ISBN 978-5-8154-0427-4
2
© Н. Н. Григоренко, В. Н. Борздун, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
УДК 378(075.8)
ББК 74.58я73
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа – важнейший и перспективный вид учебной и научно-исследовательской
деятельности студентов. В творческом взаимодействии
с преподавателем формируется личность будущего специалиста, развивается
умение решать актуальные психолого-педагогические и методические
проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической,
методической и психолого-педагогической литературе, успешно применять
на практике теоретические знания.
Цель курсовой работы – углубить теоретические знания студентов по
педагогике в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства,
способствовать овладению методами научно-исследовательской работы.
В результате выполнения курсовой работы студент должен приобрести
умение вести научно-исследовательскую деятельность, что обеспечивает как
общекультурные (универсальные) и общепрофессиональные, так и профессиональные
компетенции будущего специалиста. С этой целью студенту необходимо:
−
пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии
и т. д.;
− изучать научную литературу по выбранной теме и систематизировать
нужную информацию;
− анализировать педагогический опыт, имеющийся в различных типах
образовательных учреждений, если это определено темой;
− выполнять опытно-экспериментальную работу, обрабатывать полученный
эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретировать
его и делать выводы.
В ходе выполнения курсовой работы студент демонстрирует прежде
всего результаты овладения следующими общекультурными (универсальными)
компетенциями:
− способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач;
− способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать
оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых
норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
− способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать
траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей
жизни.
3
Стр.3
Кроме этого выполнение курсовой работы способствует:
− повышению качества подготовки специалистов в области педагогики
в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства;
− углубленному изучению проблем, определяющих предмет изучаемых
направлений подготовки или специальности;
− развитию научно-исследовательских способностей студентов и повышению
их заинтересованности в своей профессии;
− ориентированию на самостоятельную научно-исследовательскую
деятельность студентов;
− формированию ориентации студентов на созидательную профессиональную
самоорганизацию.
Выполнение курсовой работы обязательно для каждого студента, если
данный вид деятельности предусмотрен учебным планом.
Задание и график написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются,
утверждаются кафедрой педагогики и психологии на основе учебного
плана конкретного направления подготовки или специальности и доводятся
до сведения студентов ведущими преподавателями кафедры, являющимися
научными руководителями (Приложение 1, 2).
Студенты заочной формы обучения выполняют работу на материалах
учреждений (педагогического профиля), где они работают или проходят
практику; студенты очной формы обучения используют материалы, собранные
в период педагогической практики.
Написание курсовой работы по педагогике осуществляется под руководством
преподавателя кафедры педагогики и психологии – научного руководителя
работы.
Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих
изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования,
определяет структуру работы, сроки выполнения ее этапов, необходимую
литературу и другие материалы (статистические отчеты, результаты
экспериментов в учреждениях (базах исследования) и т. п.).
Данное учебно-методическое пособие разработано с учетом материалов
методических рекомендаций Л. В. Мирошниченко, доцента кафедры педагогики
и психологии, и на основе многолетнего опыта руководства курсовыми
работами студентов преподавателями кафедры, исходя из часто
возникающих у студентов затруднений при выполнении курсовых работ,
и нацелено на оказание помощи студентам в их преодолении.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Курсовая работа по педагогике в профессиональном образовании как
компонент научно-исследовательской деятельности обучающегося творческого
вуза…………………………………………………………………... 5
2. Научно-исследовательская проблематика курсовых работ по педагогике
в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства….. 10
3. Научно-исследовательский аппарат курсовых работ по педагогике
в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства………... 14
4. Организация деятельности студентов по выполнению курсовых работ
по педагогике в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства…………………………………………………………………………
22
5. Специфика организации педагогического эксперимента в курсовом
исследовании по проблемам педагогики в профессиональном образовании
в сфере культуры и искусства……………………………………….. 33
6. Оценивание курсовых работ по педагогике в профессиональном
образовании в сфере культуры и искусства по педагогике...……………... 37
7. Примерный перечень тем курсовых работ по педагогике….………….. 39
8. Список литературы………………………………………………………. 46
Приложения…………………………………………………………………... 47
56
Стр.56