Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

«Основы педагогики» (220,00 руб.)

0   0
АвторыИльязова Марьям Даниловна
Издательство[Б.и.]
Страниц165
ID675431
Аннотацияучебное пособие предназначено для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, также для слушателей программ повышения квалификации научно-педагогических кадров, преподавателей и включает классические тематические разделы, посвященные педагогике как науке, истории педагогики и образования, дидактике, теории воспитания, структуре педагогической деятельности и проблемам разработки образовательных программ.
Кому рекомендованопредназначено для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, также для слушателей программ повышения квалификации научно-педагогических кадров, преподавателей
УДК37.02
ББК74.00
«Основы педагогики» / М.Д. Ильязова .— : [Б.и.], 2018 .— 165 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/675431 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Основы_педагогики»_.pdf
Стр.3
Стр.114
Стр.115
Стр.116
Стр.117
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Стр.121
Стр.122
Стр.123
Стр.124
Стр.137
Стр.138
Стр.139
Стр.140
«Основы_педагогики»_.pdf
Введение…………………………………………………………………… Тема 1. Педагогика и образование……………………………………. 1.1.Основные категории педагогики…………………………………… 1.2. Современная система образования в Российской Федерации…... 1.3. История развития образования и педагогической мысли………. Тема 2. Педагогическая деятельность………………………………. Тема 3. Дидактика……………………………………………………… 3.1. Дидактика. Структура учебного процесса………………………... 3.2. Содержание обучения……………………………………………… 3.3. Цели и результаты обучения……………………………………… 3.4. Деятельность. Действия. Операции. Учебная деятельность…….. 3.5. Методы обучения. Формы обучения. Средства обучения………. 3.6. Принципы обучения………………………………………………... 3.7. Педагогический контроль………………………………………….. 3.8. Подходы к организации процесса обучения……………………… 3.9. Образовательные технологии……………………………………… Тема 4. Воспитание…………………………………………………..…. 4.1. Воспитание и развитие личности………………………………….... 4.3. Принципы воспитания……………………………………………….. 4.5. Содержание воспитания. Направления воспитания……………….. 4.4. Методы воспитания………………………………………………… Тема 5. Разработка документов основной образовательной программы……………………………………………………………….. 5.1. Образовательная программа. Виды образовательных программ... 5.2. Проектирование рабочей программы дисциплины………………. Заключение ……………………………………………………………… Библиографический список…………………………………………… Введение Хочу выразить благодарность моим драгоценным учителям – 3 4 5 5 7 9 30 41 41 43 46 57 70 76 78 81 95 114 114 124 127 129 138 138 149 161 162
Стр.3
высш. проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с. 11. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с. 12. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. Тема 4. Воспитание Строение атома – это детская игра 114
Стр.114
по сравнению с детской игрой. А. Эйнштейн Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребенка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересуется… Г.А. Фортунатов Почему у трудолюбивых родителей могут вырасти ленивые дети? Почему у трудолюбивых родителей могут вырасти трудолюбивые дети? (Из «детских» вопросов для размышления…) Для воспитания детей нужен контакт с детьми. Но можно сказать и так: ищите контакта с детьми, и у вас вырастут воспитанные дети. С.Л. Соловейчик Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. (Английская пословица) 4.1. Воспитание и развитие личности Воспитание – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и с обществом; это целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, которая способствует освоению развивающимся человеком культуры и его самореализации. Развитие личности – представляет собой процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, которые характеризуют степень гармонии его самости50 и социумности51 . Факторы развития личности можно разделить на две группы – внешние (влияние среды) и внутренние. При описании внешних факторов можно опираться на классификацию, предложенную А.В. Мудриком52 : на то, каким станет человек, влияет 50 Самость – внутренний план развития личности (самопознание, саморегуляции, самоорганизация). 51 Социумность – внешний план развития личности, параметрами которого выступают широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, степень ориентации в них, уровень приобретенных на их основе личностных качеств. 52 Анатолий Викторович Мудрик (р. 1941 г.) – доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, специалист в сфере социальной педагогики, теории и 115
Стр.115
 в какой стране он живет, в каком государстве, в каком обществе (макрофакторы),  в каких этнокультурных и региональных условиях он воспитывается, каков тип поселения, в котором он живет (город, село, поселок, мегаполис и т.п.), какие идеалы пропагандируют СМИ (мезофакторы); Приведите пример влияния этнокультурных и региональных условий на формирование качеств личности. Какое влияние на развитие личности могут оказать телевидение? Интернет?  каковы его семья53 воспитания54 , микросоциум, сверстники, институты (микрофакторы). Как Вы думаете, какие из этих факторы оказывают наибольшее влияние на формирование качеств личности? В психогенетике55 средовые воздействия принято изучать в двух аспектах – воздействия среды общесемейной и индивидуальной. Общесемейная среда – одинакова для всех членов семьи, а вот индивидуальная – специфична, ее человек выбирает себе сам. Интересно, что для многих психологических характеристик показано, что влияние общесемейной среды с возрастом снижается, а в подростковом возрасте и вовсе равняется нулю. Прокомментируйте предыдущий абзац. Какие выводы о значении семейного воспитания можно сделать? А если Вы и сейчас прислушиваетесь к тому, что скажут родители – это влияние общесемейной среды или индивидуальной? методики воспитания. Он дал оригинальные характеристики воспитательных функций и специфики общения школьников, социальной педагогики как отрасли педагогики, факторов социализации, разработал и внедрил методические рекомендации педагогам по обогащению содержания общения школьников. 53 Значение семьи в развитии личности трудно переоценить. Дети, воспитанные вне семьи, вне контакта с матерью, даже в самых комфортных условиях в 90% случаев имеют нарушения личностного развития. Дело в том, что они страдают от психической и эмоциональной депривации, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. В.С. Мухина описала особенности таких детей: они затрудняются в рефлексии эмоционального состояния другого человека (им трудно понимать людей), вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников (это приводит к эмоциональному напряжению, тревожности), в сложившихся условиях у них развивается иждивенческая позиция, есть проблемы поло-ролевой идентификации и психического времени личности (не знают свое прошлое), испытывают дефицит качественного общения со взрослыми и т.д. и т.п. 54 Институт воспитания – это общественная организация, структура, конкретная группа людей, в которой человек получает социальный опыт и которая призвана оказывать воспитательное воздействие на его личность. 55 Психогенетика (греч. psychе - душа и греч. genesis - происхождение) - наука, изучающая что в психике от генотипа, а что от среды. На западе используют термин «генетика поведения» (behavioral genetics). 116
Стр.116
Часто в одной и той же семье (а не только в одном и том же селе, в одном и том же информационном пространстве и т.п.) могут вырасти люди, отличающиеся друг от друга, и иногда очень сильно. Потому что на развитие человека оказывают влияние внутренние факторы: генетика, возрастные и индивидуально-психологические особенности (пол, темперамент, характер, способности, состояния, уровень его активности). Именно эти факторы определяют – как он переживает (или не переживает) воздействие внешних факторов. Переживание - эмоционально окрашенное состояние, оно представлено в сознании человека и выступает событием его собственной жизни; это внутренняя психическая деятельность по наделению вещей и ситуаций личностным смыслом. Приведите примеры эмоциональных состояний. Как Вы думаете, от чего зависит, каким будет переживание человека в определенной ситуации? В какую «эмоцию окрасится»? Насколько легко перевести человека из одного состояния в другое? Внешние факторы всегда действуют через внутренние, и это влияние настолько тонкое, что кажется неуловимым: человек сам на основании своих «фильтров» (его знания, опыт, критерии оценки, убеждения, склонности и интересы) выбирает свое отношение (что для меня «хорошо», а что «плохо»). Приведите примеры того, как по-разному переживают одно и то же событие два разных человека. Именно переживание служит главным механизмом формирования личностных качеств, и, соответственно, воспитания. Может быть поэтому сформировать отношение, изменить отношение не так легко, как может показаться с первого взгляда. Действительно, человека воспитывает не один лишь воспитатель, его воспитывает любое обстоятельство жизни – материальное благополучие/неблагополучие, хороший учитель в школе или не очень, какие у него друзья, встречает ли его каждый день со школы мама, или мама «на работе» и многие-многие другие факторы. Учесть их не удается никому. Важно, что до тех пор, пока есть контакт с ребенком, пока он переживает – воспитатель воспитывает. Как только контакт с ребенком теряется, воспитатель превращается в обстоятельства воспитания, перестает управлять этим процессом. Поэтому первое, что нужно делать – искать и поддерживать контакт с ребенком. Любой ценой. Все средства хороши, если они ведут к взаимопониманию, и все бесполезны – если контакта нет. 117
Стр.117
Как Вы думаете, какие переживания ведут к формированию желательных качеств личности – ответственности, уверенности в себе, толерантности в оптимальных ее границах и т.п.? К внутренним факторам развития личности можно отнести закономерности психического развития человека. Развитие психики – процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. В развитии человека, в его психическом развитии, сложно сплетены две линии – биологическое и культурное (социальное). Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности. Рассмотрим основные из них. Закономерности психического развития:  неравномерность и гетерохронность,  стадиальность и неустойчивость (кризисы),  кумулятивность,  сензитивность. Неравномерность и гетерохронность проявляются в особом темпе и ритме становления каждой психической функции, той или иной формы поведения: одни «идут» впереди других, чтобы подготовить им почву. А потом те функции, которые «отставали» выходят на определённом этапе на передний план и сами создают основу для дальнейшего развития личности. Развитие имеет сложную организацию во времени. Стадии психического развития следуют одна за другой, их последовательность нельзя изменить, каждая вносит свой уникальный вклад в развитие личности. Каждый период обладает повышенной восприимчивостью (сензитивностью) психических функций56 к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию. так же пишет о Поэтому важно не ускорять, а обогащать, насыщать каждую стадию реализацией всех возможностей данного возрастного периода. Э. Эриксон57 том, что каждой стадии развития присущи определенные ожидания общества, которые человек может оправдать и интегрироваться, или не оправдать. Э. Эриксон выделяет восемь основных задач, которые человек, так или иначе, 56 Мария Мантессори в своих исследованиях показала, что наиболее «чувствителен» к развитию речи возраст от 0-6 лет, для восприятия порядка (ритма жизни) – 2-2,5 года, развития сенсорики – 0-5,5 лет, движений и действий – 1-4 года, а для развития социальных навыков, этических представлений и норм – 2,5-6 лет. 57 Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994гг.) – выдающийся американский психолог и психоаналитик, автор знаменитой теории развития личности. Его работы положили начало новым, серьёзным исследованиям становления личности: наиболее существенным моментом «психоисторического» метода Э. Эриксона стало стремление объединить в «психоисторическом контексте» психологию индивида и общества, подчеркивая особую роль личностного начала в жизни. 118
Стр.118
решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз она актуализируется с очередным возрастным кризисом. А.В. Петровский58 описывает три стадии развития личности – адаптация, индивидуализация и интеграция. На стадии адаптации (от рождения до подросткового возраста) ребенок приспосабливается к правилам, овладевает нормами социальной жизни. В подростковом возрасте – человек проявляет свою индивидуальность, свои намерения субъекта, критикует существующие правила, создает свои. На стадии интеграции (юность, взрослость) человек приобретает свойства личности, отвечающие потребностям группового и собственного развития (гармония самости и социумности). Интересно, что попадая в новое общество (группу), открывая каждую «новую дверь», мы снова проходим эти стадии – сначала адаптируемся, присматриваемся к существующим здесь правилам, потом обязательно проявляемся как индивидуальность (кто-то быстрее, кто-то позже). А потом, если индивидуализация прошла успешно, и общество приняло нашу индивидуальность, а мы, в свою очередь приняли нормы данной группы, наступает интеграция. Результат развития каждой предшествующей стадии, особым образом трансформируясь, обязательно включается в последующую. В этом заключается кумулятивность психического развития59 . Границы возрастных периодов достаточно условны и индивидуальны. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом. Кризис – переломный момент, его источник – противоречие между возрастающими психическими возможностями человека и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Каждый кризис – это некий вызов, который приводит человека к личностному росту. Педагогическое сопровождение кризиса заключается в том, чтобы изменить свое отношение к ребенку, признать его возросшие возможности и предоставить адекватную самостоятельность, дать образцы нового вида деятельности, в которой будут удовлетворены потребности растущего человека. Важным для организации воспитывающей среды также является представление Л.С. Выготского о «зонах развития»:  зона актуального развития – это то, что человек может делать сам без помощи, без подсказки; 58 Артур Владимирович Петровский (1924-2006 гг.) – советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент, действительный член и вице-президент АПН СССР, президент РАО специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Является автором теории деятельностного опосредствования межличностных отношений, занимался разработкой исследований процессов развития личности. 59 В концепции Дж. Брауна представлена идея такой кумуляции (накопления), которую схематически можно выразить в следующей формуле: Л23 (например, 23 года), Б23 стадии, С23 Л22 =Б23 +С23 +Л22 , где Л23 – особенности личности на данной стадии развития - биологические детерминанты развития, определяющие рост и развитие на данной – социальные детерминанты развития, условия среды, в которых происходит данная стадия развития, – особенности личности, сформировавшиеся на предыдущей стадии развития. 119
Стр.119
 зона ближайшего развития – это «питомник новых функций» - то, что человек может делать, если ему помогают. Соответственно за пределами зоны ближайшего развития находится поле, где отсутствуют возможности обучения, человек не испытает успех ни при каких обстоятельствах. Обучение нужно вести только в зоне ближайшего развития. Уровень актуального развития конкретного человека может быть охарактеризован через такие критерии как обученность, воспитанность, развитость. В свою очередь, показателями уровня обученности могут выступать знания, умения ими оперировать, навыки. О воспитанности говорят нравственные знания, убеждения, мотивы, цели, поступки, а также их согласованность друг с другом. Показателями развитости могут выступать характеристики умственного развития, уровень владения целостной деятельностью, как способность самостоятельно ставить задачи, строить ориентиры, давать оценку. Критериями уровней зоны ближайшего развития человека выступают обучаемость (способность к усвоению знаний, умений и навыков), развиваемость (переключаемость с одного плана мышления на другой), воспитуемость (откликаемость на побуждения к личностному развитию, активность ориентировки в новых социальных условиях, гибкость способов поведения). Каждому этапу развития присуща также своя ведущая деятельность60 деятельность (Д. Б. Эльконин), в которой формируются центральные новообразования личности. Рассмотрим вкратце особенности развития личности на каждом возрастном этапе. Представьте, что Вашему сыну 20 лет (может, 15, или 25 – не важно). Вы гордитесь своим ребенком. Какими качествами он обладает? Назовите 5-7 таких качеств. Оглянитесь назад – как Вы воспитали эти качества у своего сына? На первой стадии развития (от рождения до 1 года) формируется одно из важнейших качеств личности – базовое доверие (Могу ли я доверять миру?), с которым человек идет дальше по жизни. Таблица 7 – Этапы развития личности От рождения до года Центральные новообразования (Л.Б. Божович61 Кризисы (Л.С. Выготский) Кризис новорожденности (0-2 мес.) ) Аффективно-заряженные представления Существенные полярности в личности Доверие к миру – Недоверие 60 Например, подростковому возрасту присущи и игровая, и учебная деятельности, и общение. Но ведущей деятельностью, деятельностью в которой решаются задачи личностного развития, в ходе которой формируются ключевые достижения этой стадии, является интимно-личностное общение. 120 –
Стр.120
(Э. Эриксон) Надежда - Безнадежность Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин) Непосредственно-эмоциональное общение От 1 года до 3 лет Кризисы (Л.С. Выготский) Кризис 1 года Центральные новообразования (Л.Б. Божович) Система «Я», самосознание Существенные полярности в личности (Э. Эриксон) Автономия - Сомнение и стыд (нерешительность) Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин) Предметно-манипулятивная От 3 до 6/7 лет Кризисы (Л.С. Выготский) Кризис 3 лет Центральные новообразования (Л.Б. Божович) Внутренняя позиция Существенные полярности в личности (Э. Эриксон) (Л.С. Выготский) Кризис 7 лет Кризисы Центральные новообразования (Л.Б. Божович) Способность к целеполаганию Существенные полярности в личности (Э. Эриксон) Умелость - Неполноценность Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин) Учебная От 12/13-15, 15-17/18 Кризисы (Л.С. Выготский) Кризис 13 лет, кризис 17 лет Центральные новообразования (Л.Б. Божович) Рождение жизненной перспективы Существенные полярности в личности (Э. Эриксон) Идентичность - Непризнание, путаница ролей Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин) Интимно-личностное общение, учебнопрофессиональная деятельность Оно формируется в случае, если ребенок получает все, что хочет и в чем нуждается (хотя бы на 60%). Ведущая деятельность – непосредственноэмоциональное общение. Главное условие – так организовать жизнь малыша, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний, а окружение воспринималось как надежное и предсказуемое. Если любви и внимания недостаточно – формируется недоверие62 и оно становится нашим спутником на следующих этапах. Инициативность – Пассивность (чувство вины, «я – неправильный») Ведущая деятельность (Д.Б. Эльконин) Сюжетно-ролевая игра От 6/7-12/13 , 61 Лидия Ильинична Божович (1908-1981 гг.) – отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, ученица Л.С. Выготского. Основной вклад Л.И. Божович внесла в детскую психологию: были написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. 121
Стр.121
Подумайте, ощутите, как это – когда доверяешь? Каким должен быть баланс между доверием и осторожностью, осмотрительностью? Вторая стадия развития (от года до 3 лет) направлена на обретение автономии и независимости (Могу ли я управлять собственным телом и поведением?). Это качество формируется в ходе ведущей деятельности – манипуляций с предметами, в случае, если ребенку предоставляется разумная дозволенность, оказывается поддержка. Из чувства самоконтроля (свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения) вырастает доброжелательность, готовность действовать и гордиться своими достижениями, чувство собственного достоинства. В обратном случае63 (гиперопека, запреты, отсутствие поддержки и доверия) – на глубоком эмоциональном уровне в личность «встраиваются» сомнение в собственных силах, нерешительность и стыд. В ходе прохождения третьей стадии (от 3 до 6 лет) кризис развития заключается в том, как удовлетворить собственные желания настолько полно, насколько это возможно без переживания чувства вины (Могу ли я стать независимым и исследовать границы своих возможностей?). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Основная задача развития, требующая педагогической поддержки – формирование здорового чувства совести и здорового чувства вины. Ребенок сам придумывает себе занятия, фантазирует. Взрослые, поощряющие энергичные и самостоятельные начинания ребенка, способствуют становлению инициативности (предприимчивость, стремление активно решать задачу, испытывая радость от самостоятельного движения или действия). Если жестко ограничивать свободу выбора, чрезмерно контролировать и наказывать, у растущего человека формируется пассивность и чувство вины за свои цели и поступки («раз я делаю неправильно, значит я – неправильный»). Четвертая стадия приходится на период обучения ребенка в начальной школе и длится от 6 до 11/12 лет. Предмет конфликта данного этапа можно выразить вопросом: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы приспособиться к миру, выжить? Способен ли я?». Именно в это время человек учится завоевывать признание, занимаясь просоциальными, полезными делами, формируется трудолюбие, «вкус к работе» и, если поощряют, поддерживают, разрешают довести начатое дело до конца, развивается ощущение собственной «умелости», «компетентности». Если 62 Сильные качества личности (в данном случае - доверие) помогают человеку решать дальнейшие задачи развития. Если же человек приобрел на определенном этапе слабое качество (недоверие), следующий выбор на следующем этапе ему сделать сложнее (но не невозможно!), нужна «компенсация», дополнительные личностные «ресурсы». 63 Существует мнение авторитетных психологов, что в этом возрасте ребенку нельзя говорит «нельзя». 122
Стр.122
нет, то формируется и сопровождает потом человека всю жизнь чувство собственной неадекватности и неполноценности. Особенно нелегко неуспевающему в школе ребенку, т.е. ведущая деятельность – учебная. Итак, основная педагогическая задача данного этапа - поддержка компетентности64 Пятую стадию развития называют переходным возрастом, . подростничеством, ранней юностью (11/13 - 18/19 лет). Переход от детства к взрослости сопровождается физиологическими и психологическими изменениями. Подросток ищет ответы на такие вопросы, как «кто я есть и кем я стану?», «я - ребенок или я - взрослый?», «как моя этническая/расовая принадлежность и религия влияют на то, как ко мне относятся люди?», «как я узнаю, что я взрослый?». Задача подростка – собрать воедино все свои знания о самом себе, осмыслить и создать единый и желательно непротиворечивый образ себя (идентичность), связать с прошлым и спроецировать в будущее. Он размышляет об идеальной семье, идеальной религии, идеальном общественном устройстве мира, ему кажется, что создать идеал в реальности так же легко, как и вообразить в теории. Значимые взрослые становятся «врагами» или «идолами». Сталкиваясь в этом возрасте с путаницей в своем статусе, человек ищет безопасность, стремясь быть похожим на ровесников («я как они – значит, я в порядке»). Подросток стереотипизирует себя, свои идеалы, своих врагов. Сформированная идентичность, идентификация, целостность «Я - концепции» – положительный полюс развития данного жизненного этапа. Отрицательный полюс – диффузная идентичность, путаница ролей. Ранняя взрослость65 характерны поиски близкого человека (Могу ли я иметь интимные отношения? Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?). Интимность (достижение близости) как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если надо уступать или идти на компромиссы; это способность поддерживать взаимность в отношениях, сливаться с идентичностью другого человека без страха потерять самого себя. Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые могут привести к близости, самоизоляция. Седьмая стадия – зрелый возраст, когда человек уже прочно связал себя с определенной профессией, а его дети стали подростками. Существенные полярности в личности на данном этапе – сопричастность к миру (общечеловечность) против самопоглощенности («я никому не нужен»). Общечеловечность по Эриксону – это способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться о жизни грядущих 64 Основным психолого-педагогическим механизмом педагогической поддержки на данном этапе выступает «признание-перенос», например: «раз ты так хорошо умеешь прыгать, я ни сколько не сомневаюсь, что ты так же хорошо выучишь таблицу умножения». 65 В связи с тем, что обучающимися могут быть не только дети (например, в системе дополнительного профессионального образования), мы представили здесь и «взрослые» стадии развития личности. 123 – шестая стадия развития личности, для которой
Стр.123
поколений, устройством мира в будущем (Что я могу предложить будущим поколениям?). Ключевой позитивный полюс – творческая самореализация. Поздняя взрослость (после 64 лет) – это время, когда люди оглядываются назад, пересматривают свои жизненные решения (Доволен ли я прожитой жизнью?). Ощущение цельности, наполненности своей жизнью смыслом возникает у тех, кто чувствует при этом удовлетворение. В обратном случае – отчаяние и неудовлетворенность прожитой жизнью. Так здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя, мудрость. Организуя воспитание, важно учитывать представленные особенности процесса развития личности. Структура процесса воспитания включает такие же компоненты, как цели воспитания, его содержание, методы и средства, организующие деятельность развивающейся личности66 воспитания. . Их эффективность определяют принципы 4.2. Принципы воспитания Существуют определенные правила эффективной реализации воспитательного процесса. Правила проистекают из принципов, а принципы из закономерностей воспитания. Закономерности воспитания – отражение 66 На сегодняшний день в педагогике сложилась ситуация, когда в обиходе отсутствуют необходимые термины. Так, если для процесса обучение, включающего две деятельности двух субъектов - обучающего и обучающегося (учащегося), эти термины есть, то для процесса воспитания (который также состоит из двух деятельностей двух субъектов) - адекватных общепринятых слов пока не определено. Логично было бы назвать человека воспитывающего - «воспитателем», и человека воспитывающегося – «воспитуемым». Но у этих терминов устоялись несколько другие значения. Так «воспитатель» - это педагог дошкольного образовательного учреждения («воспитатель детского сада»), а слово «воспитуемый» ассоциируется с детским домом или исправительным учреждением для несовершеннолетних. Исходя из того, что воспитание – есть развитие направленности личности, мы будем использовать термины «воспитатель» и «развивающаяся личность». 124
Стр.124
Контрольные вопросы 1. Найдите в педагогической литературе определения понятия «воспитание», сравните их. Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее точно выражает гуманистическую сущность воспитания? В чем проявляется воспитанность человека? 2. В чем заключается развитие психики, и каковы закономерности этого процесса? 3. Почему одни и те же внешние факторы оказывают различное влияние на формирование личности? 4. Какие стадии развития личности выделяет А.В. Петровский? 5. Что такое кризис? Нужен ли, по вашему мнению, кризис в жизни человека? Объясните свою точку зрения. 6. Приведите примеры зоны актуального и ближайшего развития ребенка. 7. Дайте краткую характеристику каждому возрастному этапу. 8. Охарактеризуйте основные признаки ведущей деятельности. 9. В чем проявляется сензитивность возрастных периодов? Что должен при этом учитывать взрослый? 10. Возможно ли эффективное воспитание без самовоспитания? Почему? 11. Каковы основные наполнители содержания воспитания? 12. Сформулируйте аргументы в пользу тезиса о том, что воспитание - это организованная определенным образом деятельность ребенка. 13. Закономерности и принципы воспитания. 14. В чем заключается содержание воспитания? Каковы его основные принципы? 15. Что такое метод? Метод воспитания? Какие выделяются группы методов воспитания? 16. Приведите примеры воздействия воспитания на рациональную, эмоциональную и деятельностную формы отношения. 17. Приведите примеры действий и поступков, которые могли бы сформировать какую-либо нравственную привычку (по Вашему выбору). 18. Опишите методы стимулирования. Приведите примеры. 137
Стр.137
19. Почему же все-таки у трудолюбивых родителей могут вырасти ленивые дети? Рекомендуем почитать 1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. — 624 c. 2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c. 3. Караковский, В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. : Педагогика, 1993. – 80 с. 4. Корчак, Я. Как любить ребенка. – М. : АСТ, 2014. – 390 с. 5. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студентов пед вузов/ В.В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 256 с. 6. Щуркова, Н.Е. Краткий справочник по педагогической технологии / Под. ред. Н.Е. Щурковой. – М. : Новая школа, 1997. – 64 с. 7. Макаренко, А.С. О воспитании. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с. 8. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителявоспитателя. - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 300 с. 9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 c. 10. Петровский, А.В. Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. – М. , 1995. – 152 с. 11. Соловейчик, С.Л. Резервы детского «Я»/ С.Л. Соловейчик. – Москва: Знание, 1983. – 96 с. – (Народный университет. Педагогический факультет; №11). 12. Пидкасистый, П.И. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с. 138
Стр.138
Тема 5. Разработка документов основной образовательной программы 5.1. Образовательная программа. Виды образовательных программ. Что такое образовательная программа? Термин «программа» означает некое предварительное описание предстоящих событий или действий (проект). Программа – если она образовательная – представляет собой весь «путь» учащегося от поступления в образовательную организацию до завершения обучения в ней. Образовательные программы бывают основные (общее и профессиональное образование, профессиональное обучение) и дополнительные (общеобразовательные и профессиональные) (рис.7). Образовательные программы Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы Основные программы профессионального обучения Рисунок 7 – Образовательные программы Основные общеобразовательные программы - это дошкольное и школьное образование. Обучаясь на образовательной программе основной профессиональной учащийся может получить среднее 139 Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы
Стр.139
профессиональное образование (подготовка квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена), и (или), при освоении бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров – высшее образование. Во многих отраслях сегодня становятся востребованными основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительная общеобразовательная программа это какая-либо общеразвивающая программа, например, «Английский для туриста», «Дизайнерские штучки» и т.п. А дополнительные профессиональные программы78 программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Приведите пример основной профессиональной образовательной программы высшего образования, программы повышения квалификации, программы профессионального обучения. Какое значение имеет аккредитация этих программ? Найдите образовательные организации, реализующие такие программы. Успешное освоение аккредитованной79 основной образовательной программы завершается выдачей документов об образовании государственного образца (аттестаты, дипломы). Чтобы получить статус аккредитованной, данный «образовательный путь» учащегося (от абитуриента до выпускника) должен быть представлен экспертам, заказчикам, потребителям образовательных услуг в виде пакета документов. Законом «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная программа (ОП) - это «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий…, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»80 . 78 Для дополнительных профессиональных программ процедура аккредитации не является обязательной. По результатам освоения программы профессиональной переподготовки выдается диплом установленного образца, а по завершении обучения по программе повышения квалификации – удостоверение установленного образца. 79Аккредитация (лат. accredo, «доверять») – процедура, в ходе которой происходит официальное подтверждение того, что объект соответствует установленным критериям и показателям (стандарту). 80 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 2 140 известны как
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.